Произведение «История похоти на Дунае» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 58 +15
Дата:

История похоти на Дунае

      Перед расшифровкой исторически важной, подчеркну - исторической строки из повести "Слово о полку", которая состоит из нескольких неизвестных слов подряд:
 
     Ярославнынъ гласъ слышитъ: зегзицею незнаемь, рано кычеть — полечю, рече, зегзицею по Дунаеви; омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ, утру Князю кровавыя его раны на жестоцѣмъ его тѣлѣ.
 
     Из них хотелось бы отметить два - Дунай и бебрянь. Остальные тоже важные слова, спору нет, просто мне они показались наиболее важными, я сам из этих мест и это всегда приятно писать о Родине. Во-первых, сведения о местности и о значении этих слов нам пригодятся в большей степени (нежели другие слова). Я искренне так думал, начиная. На Брянщине были даже пивнушки «Голубой Дунай».
 
 
     ЗНАКОМИМСЯ  С  БРЯНСКОМ  И  ДУНАЕМ
 
     Не ради пивнушек, а история земли просто богатая. Земля, именуемая брянской, некогда была шире, судя по владениям графа (c 1744) Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Будучи одним из крупнейших землевладельцев страны, конец жизни он провёл в своих многочисленных поместьях: Гомеле, Великой Топали, Качановке, Вишенках, Ташани, Троицком-Кайнарджи, огромное состояние позволяло неустанно заниматься их развитием и украшением. Крупные домовладения располагались в различных городах и регионах страны. Раньше часть земель принадлежало князю Долгорукому, ещё раньше помещику Бороздне,  потом известному поэту (Пушкинской поры) в наследство от деда - бунчукового генерала, ещё раньше - Киевской лавре, часть земель - ВКЛ, князю Ольгерду и его сыновьям, которые принимали участие в Куликовской битве. А внук Остей (1382) защищал Москву от Тохтамыша (в которой не оказалось дружин Дмитрия и попов). Брянский князь обычно носил титул великого князя Черниговского. Точная дата основания Брянска неизвестна. Сын брянского князя Михаила Ростислав княжил на Дунае (умер ок. 1262). Ростислав кн. Новгородский (1229-1230), кн. Галицкий (1238), кн. Луцкий (1239), кн. Черниговский (1240-1243), бан (наместник короля) Мачевский на Дунае с 1243 г. Главный проспект в Београде (столица Сербии) - тянется от крепости на Дунае с Савой - в современный центр города и носит название князя Михаила. Видимо, сленг "Мачевский"  протянулся - до мачо (испанский самец) и корриды. А сегодня на Брянщине  выращивают мраморных бычков. С 1238 года, после разгрома Вщижа и пресечения ветви потомков Владимира Святославича, Брянск стал столицей обширного княжества, включавшего Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб и Трубчевск, доставшись в управление Роману Михайловичу и его потомкам. Брянские князья традиционно носили титул Великих князей черниговских. Вне их контроля остались только земли на верхней Оке (Козельск и известные по летописям только с XIV века Новосиль и Таруса) и в Посемье (Курск, Путивль, Рыльск); к Брянскому княжеству относился и Карачев на реке Снежети, приток Десны. В рамках версии о непрерывной династии, основанной Святославом Владимировичем вщижским  XII века и включавшей и Романа Старого, и последующих великих князей черниговских, и Василия Александровича и Дмитрия брянских 1-й половины XIV века, которых часть историков считают представителями смоленской династии, однако, символика брянских князей воспроизводит древнюю геральдику старшей ветви Ольговичей XII века. Сравните: Олег - Ольгерд - Альхерд - одно слово. Им и княжить в Тмутаракани было сподручнее по соседству, вниз по Западной Двине спустился и вот они, древнерусские земли! Прямое сообщение от Витебска с верховий. Не ищите Тмутаракань на Кубани, это современная Прибалтика, Силезия, Померания, земли бывшей Пруссии, а половцы - из Полоцка, Беларусь. Что же вы хотели, чтобы немцы нам написали всё как есть? А ещё раньше на этой земле жили-были мамонты и какие-то люди, никто не знает какие, но на Брянщине 15 тысяч лет назад было очень холодно... Удивительно, но факт, под Погаром в селе Юдиново на глубине 3 метров нашли поселение, целую улицу яранг-шалашей из костей мамонта. Не обнаружен пепел дерева в очагах, что странно, и вообще странно, как люди жили в то время? Сегодня отключи свет в городе и кирдык всем. Человек ослаб реально, мамонты вывелись. А тогда в дело шло всё - кости, шкуры, мясо, сухожилия, кишки, а жир мамонта применяли вместо дров, хорошо горит. Когда на карте Гербернштейна (середина 16 века), я увидел на месте родительского дома в Стародубе нарисованных оленей, глазам не поверил. Какие олени? Там жара и виноград. Что вы хотите от бедного еврея? Он и Киев нарисовал на Припяти - выше по Днепру, вот даёт. Потом я увидел тот музей из костей, одумался, даже черепок какой-то на память прихватил.
 
     За историю, так называемого расселения с Дуная - топонимики, не случайно вспоминаю пивные точки - при Союзе, так и назывались - «Голубой Дунай», потом они все сгорели, короче, исчезли. Был дефицит пива, а пивные были. Теперь пива полно - «Дуная» нет. Ниже поймёте, почему Дунай столь важен для понимания повести и вообще истории в целом. На этимологию слова никто не обращает внимания.
 
Дунай - просто крупная река, берущая начало в центре Европы и впадающая в Черное море. А нет, это нечто большее. О реке в повести: Галичкы Осмомыслѣ Ярославе!.. подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъки, заступивъ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота, меча бремены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная. На Дунаи Ярославнынъ гласъ слышитъ, зегзицею незнаемь рано кычеть: „Полечю, рече, зегзицею по Дунаеви; омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ“. ...Дѣвици поютъ на Дунаи — вьются голоси чрезъ море до Кіева.
 
Ф. И. Буслаев (Историч. очерки рус. народн. словесности и искусства, I. СПб., 1861, стр. 175): „...Дунай, кроме собственного имени, имеет нарицательное значение всякой реки, и потому употребляется во множественном числе Дунаи: за реками за Дунаеми (как тавтологическое выражение)“. Почему так считает Буслаев, объяснения нет.
 
В. Н. Перетц (Адшуканьні і нагляданьні ў беларускай народнай творчасьці. — Зап. аддзелу Гум. Навук, кн. 2. Працы клясы філёлёгіі, т. 1. Менск, 1928, стр. 251) пишет, что в белорусских песнях особенно часто Дунай обозначает просто реку.
 
Д. В. Айналов (Заметки к тексту „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, IV, 1940, стр. 151—152), напротив, считает, что Дунай в „Слове“ — историческая река, а не река вообще. „Выражения — «затворивъ Дунаю ворота», «суды рядя до Дуная» — указывают на его (Галицкого Ярослава Осмомысла, — В. В.) власть на реке Дунае, так как его владения простирались до места, где реки Серет и Прут вливаются в Дунай.
 
И. В. Ягич  (Дунав-Дунай в народной поэзии славян. — Archiv für slavische Philologie, 1876, Bd. 1, Hef. 2. (перевод с немецкого), стр. 310): „Нет необходимости особо подчеркивать, что ... частое упоминание Дуная могло, в конце концов, придать этому имени совершенно общее значение реки или даже воды вообще. Такие случаи встречаются тем чаще, чем дальше от реального Дуная, т. е. на периферии, а не в центре, бытовала песня“. Стр. 311: „Но весьма примечательным является то, что у малоруссов эта река, столь симпатичная всем славянам, играет такую выдающуюся роль, что перед ней все другие реки Украины, в самом широком смысле слова, такие как Днепр и Днестр, Дон и Десна, совершенно отступают на задний план“. Стр. 324: „...в великорусских песнях Дунай встречается так редко, что те несколько примеров, где он встречается, не без вероятности можно было бы считать за отголоски малорусских народных песен. Для некоторых случаев это предположение не подлежит никакому сомнению“. Там же, стр. 330: „ Выводы.
а) Река Дунай (Дунав-Дунай), собственно, как в южнославянской, так и в паннонско-славянской и малорусской народной поэзии, исключительно часто сочетается с постоянным эпитетом «тихий», и именно там же река Дунай нередко принимает настолько общее значение, что народная песня, как только в описании событий нужно назвать реку или воду вообще, почти без исключения использует вместо этого Дунай.
b) Чем дальше мы удаляемся от реального Дуная тем реже встречается упоминание Дуная. Итак, в чешских народных песнях он фигурирует реже, чем в моравских или словацких, а еще реже в польских (в северно-сербских почти совсем нет). Так же в современной великорусской поэзии, за исключением эпической, Дунай встречается очень редко, в то время как в белорусской поэзии это название бытует часто; c) в великорусском эпосе, чего нельзя сказать о лирике, еще весьма примечательно сохранилось старое воспоминание о «тихом Дунае» в персонификации его как эпического героя;
d) по-видимому, ни одно место, где Дунай встречается в славянской народной поэзии, не требует обязательно другого объяснения, чем реальный Дунай, из которого всегда следует исходить“.
 
     Что могу сказать по части тихий он или быстрый? Это будет объективное мнение. Я плавал по Дунаю в Словакии и Австрии, от Братиславы до Вены, это очень удобно, не более часа пути за символические 12 евро. Сказать, что река в среднем её течении тихая не могу, всё же она не достаточна широкая, вокруг горы, но глубокая в этом месте и корабль испытывал серьёзное сопротивление движению против течения. Визуально - всё плавно. По берегам расположены турбазы (на курьих ножках) и ловля рыбы необычным способом привлекает внимание. На длинном шесте опускается квадратная сеть приличного размера с грузом и приманкой. Напоминает «журавля» у колодца. Рыбалка в дельте Дуная проводится преимущественно на речных рукавах (руслах) с достаточно быстрым течением (до 5 – 7 км/час) и закоряженным дном. В верховьях реки в Германии течение ещё быстрее. Реальный Дунай (из которого всегда следует исходить), это большая река в первую очередь, чуть короче Волги. Значения имени коснёмся ниже. Про Дунай много написано, но вот что интересно. Его стараются не упоминать в оценочных суждениях именитые исследователи СЛОВА, отчего складывается впечатление - игнорируют? Или не понимают, или нам это лишне знать. Одно из трёх - Дунай трижды не замечен в повести.
 
     Остался непонятый филологами и плач Ярославны, для которой Дунай как родной:
 
     Ярославнынъ гласъ слышитъ: зегзицею незнаемь, рано кычеть — полечю, рече, зегзицею по Дунаеви; омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце, утру Князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле.
 
     Ефросинья Ярославовна - жена новгород-северского князя Игоря Святославича, дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла (один из персонажей «Слова о полку Игореве»). И вот первый вопрос в лоб. Почему бы не начать строку по имени, Ефросинья громко плачет (уронила в реку мячик), с имени собственного, а то вдруг сочинители батьку вспомнили. Я именно так и прочёл, что  "Ярославнынъ гласъ" -  Ярослава голос (свыше), как знамение. Но подтверждения своим мыслям ни у кого не встретил.
 
    
     С  ЧЕГО  НАЧАТЬ ?
 
     В предложении десятка два слов, из них половина непонятная, вторая - от слова совсем. Общий смысл, более или

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
МОЙ ВЗГЛЯД 
 Автор: Виктор Новосельцев
Реклама