Вот это предложение в середине повести: "...а поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желђзныхъ великихъ плъковъ Половецкихъ, яко вихръ выторже..." - наводит на мысль, что у половцев (кочевников) полки не просто железные и великие, а что они вообще у них были. И были 9 раз по тексту повести как полкъ, а в одном месте только - "полцы", см. статью по теме (Полк, значение и происхождение слова). Вот это кочевники! вот тебе и степняки-язычники. Так нас учат академики пера и всякие доктора наук по лингвистике и филологии. Да будет им позор на вечную память...
Но речь пойдёт о выражении "изъ луку моря", и, как его стоит понимать в контексте повести и слога. Стоит писать слитно или раздельно? Это мне подумалось в первую очередь. Стал разбираться откуда появилось и что значит. У поисковика в сети секретов нет.
КЕЛЬТЫ и почему они НАСИЛЬНИКИ
Луг был не только великим воином, его, возможно, считали fili, то есть провидцем, предсказателем и поэтом. Переводим кельтов через: fili - поле, кыр-кур-kyr, поље.... Эти многогранные навыки делают Луга очень похожим на божество, которое римляне описывали (не называя его коренного имени) как галльского Меркурия, теперь известного как Лугос или Лугус у кельтов. Понятия не очень хорошие, Lugos - изнасилование, а Lug us - Тащи нас. Заметно же, что термины составные, да и разброс в топонимике довольно обширный по земле. Неужто везде - кельты? Куда ни глянь - поле. И один в поле воин - Луго, который и оставил нам эту байку, что жизнь прожить - не поле перейти.
Луго (исп. и галис. Lugo) - город на северо-западе Испании, административный центр одноимённой провинции в составе автономного сообщества Галисия. Lugo - Ливада, Луг (укр.), Луга (белор.), но значение - Луга - место, месца, місце, mesto (сл.). Просто место. А место свято - пусто не бывает, там селятся жители, поэтому кельты обыкновенные насильники... Хотя, правильно сказать - насельники, горожане.
А mesto - город, град (болг., серб.), горад (белор.), ну а «го рад» = він любить це, ему это нравится, он то воли, ён любіць гэта - вот что такое Луга, Луганск и Калуга с Ливадой. Ливада (болг. Ливада) — село в Бургасской области Болгарии. Ливада - сербская фамилия. Левада (от греч. λιβάδιον — вода, водоём) — изначально заливной луг или затопляемый пойменный лес. Но в современном русском языке слово стало использоваться для обозначения земельных угодий - огороженных или окопанных лугов или пастбищ, приусадебных участков земли с сенокосом, огородом и плодовым садом или другими деревьями. Огород и город - то же место, окольцованное тыном, забором, крепостной и монастырской стеной.
Луг - Оболонь - заливной луг (также пойменный, поёмный), или займище - луг, расположенный в пойме реки и заливаемый водой в половодье. Не следует путать с заливным полем (для выращивание риса). Обычно заливные луга приносят вдвое больший урожай по сравнению с соседними лугами, особенно сена много дают на покосе. Греческое - λιβάδιον - «ливадион» - луговое существо - лугавая істота, что можно анализировать: істота (белор., укр.) = «так і», «і сто і», «и сто да» (дословные). Эти слова: таки, итак, сто копеек, стол, столица и стада - у нас по наследству тысячи лет. Сейчас отвлекусь исключительно по делу, ради одного-двух названий в топонимике (Дурни и Луг-Ливадия), потому что это слово (дурак) встретится по тексту СЛОВА (в переводе), таки чтоб не было неожиданностью, что такие слова бывают. Они живут по соседству в топонимике, мы их часто извлекаем из подсознания и употребляем. Слово дура или дурак не являются ругательными, наверное, потому что в них прячется «ура»? Так вот мы разобрались, что поле (заливное) для выращивания риса и луг - разные вещи. На лужайке пасут скот, водят хороводы и косят.
ДУРНИ на СТОДОЛЕ или ЛУГ
Узнаю Стодол в «и сто да» (вода греческая), местечко, названное по сенокосу в угодьях помещика Бороздны, так объясняют учителя и краеведы, ибо другого объяснения им никто не предложил. Ныне это город Клинцы, район Стодол и озеро Стодол (образованное строительством ТЭЦ на реке Туросна - Московка после плотины), но заселён не кельтами, а обычными горожанами - бывшими посадскими и слободскими жителями. Во времена войн селились бесплатно (слободой), ещё и получали подъёмные от монаха. Сегодня Брянщина - льготная зона по налогообложению. Из-за "мраморных бычков", надо полагать, коими заведует некая Медведиха - так говорят местные жители. Быки у нас красной тряпкой по рассказу, начиная с Буй-Тура. А на "кельтском" месте - помесь радимичей, северян, евреев, кривичей...
Жили были тут старообрядцы на берегу озера и церковь стоит до сих пор - в соседней Ардони, а священник вёл занятия в Дурняцкой школе. Ныне в этом здании расположена городская школа для умственно отсталых детей. Или случайно, или символично в образе тура-дура. В этой деревне Дурни располагалась иконописная мастерская вплоть до революции, а икона «Воин» в 1914 году высланная на фронт, считалась чуть ли не главным оберегом полка. Депутатом Первой Государственной Думы был сосед слева, а командир штрафной роты в ВОВ - справа. Три основных улицы (Старая, Новая, Школьная) вдоль Набережной с переулками - Низы, Концы и Тупики. Много сидельцев, спортсменов и передовиков производства. Естественно, все атеисты (в моё время), но исключительно православные потомки старообрядцев. Столица старообрядчества по соседству - г. Ветка в Беларуси с шикарным музеем на Красной Площади, потом столица сместилась в Новозыбков (Россия, Брянщина), потом староверов разогнали и оттуда в 19 веке с помощью войсковой операции. Столица переехала на Рогожское кладбище в Москву. Вот так, от посёлка Рожны мимо Красного Рога (усадьба А.К. Толстого), да на Рогожское... По одноименной деревне Дурни, прошу не путать с Самарской, сложили народный рассказ, церковное предание, как "Стояние Зои" (Зоино стояние) - православная легенда. «Дикий случай» произошёл зимой 1955-1956 годов, как девушка по имени Зоя Карнаухова во время танца с иконой святителя Николая Чудотворца «окаменела» на 128 дней. Всё в легенде притянуто за уши, как говорится, "кликну Карна и Жля поскочи по Руской земли". Однако хозяйкой дома, где устраивалась вечеринка была - Клавдия Болонкина (с не менее говорящими именем и фамилией), проживала с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна — Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце билось... Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим, который взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так и случилось. Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи. Краткий сюжет, нашедший отражение в кинематографе и скульптуре, повлекший ряд расследований запечатлен в образе. В самарском храме Мученика Иоанна Воина имеется икона Николая Чудотворца с клеймами, изображающими его чудеса, весь нижний ряд которых посвящён стоянию Зои... Лик Святителя Николая был списан с нижегородской иконы XII века; его «строгий суровый взгляд», по словам настоятеля храма, «соответствует событию». Не обошёл стороной этот миф и нашу деревню. Спустя десятилетия, бывая в храме св. Николая, покровителя испанского города Аликанте (сорт винограда) на Коста Бланке, вспоминал как пацанами, тихими дурняцкими вечерами слушали запрещённого Аркадия Северного, слегка калтавившего под гитару "Гоп-стоп, Зоя, зачем давала стоя?"
Что объединяет две деревни помимо названия, так это - список иконы XII века, и что век XX поглотил обе деревни - городской чертой. Со всем их диким и чудесным прошлым ушли в небытие события, остались мифы и немножко народной памяти. Во времена когда не было навигаторов, таксисту из центра бесполезно было называть улицу, но достаточно было сказать - на Дурни, и всё. На военных картах генерала Ф.Ф. Шуберта название деревни указывалось Дурни, иногда Туросна-Дурни (преследуя цель переименования), остановка автобуса называлась "Туросна", улице Старой дали другое имя, да и сама речка претерпела 5 названий и застыла "Московкой" в черте города. Вот такое "стояние" потока реки получилось у Туросны в виде озера названием Стодол. Символично - с началом Лутенок (боже, маленький), впадающий в Ипуть (бога путь), тот в Сож (бог). А в середине пути - Московка? Истоком от Стодольской плотины. Что-то напутано и через чур... Но объяснимо временем.
Старожилы до сих пор спорят, как правильно писать, сто или ста в слове Стодол? Правильно - два по сто в один стакан, как сказал бы батюшка в фильме «Королева бензоколонки». Вы, батюшка - старовер? Нет, я просто полумер не люблю. Истина в том, название получено по местечку, где косили, потом там поставили сарай для инвентаря, потом для ночлега и выросло поселение по месту косьбы на берегу реки Туросна на версту ниже впадения Иордани. Так написано везде и так всем объясняют - о происхождении названия «Стодол». Тут же было выстроено позже поместье (родовое имение село Медведово), где потомок основателя - поэт и переводчик И.П. Бороздна современник Пушкина писал свою «Лиру» (1836 год издания) и несколько глав из путешествия по Крыму с графом Завадовским. К сожалению, романтическую поэму «Поэтические очерки Украины, Одессы и Крыма», ставшую в наше время библиографической редкостью, мало кто знает. Рекомендую настоятельно. По берегу Стодола в хорошей видимости от дворца барина - холм поросший дубами, на нём деревня Дурни (при мельнице и первой запруде Туросны - выше у слияния с Иорданью). Легче объяснить, что там два озера. Вблизи одноименное село Ардонь с названием как утверждают местные краеведы от времён ещё сарматских. Ардонь - «люди» - буквально. Тут же Курганье, название, свидетельствующее о временах (кур+хан), ниже по течению Почетуха (у Еbун горы), тут названия настолько колоритные и русские, что те 300 лет от роду (положенные велением Петра 1707 года), явная насмешка. Молодой России надо уважать своих предков. Глупость несусветная нашей идеологии в том, что язык мы приняли «от Ломоносова и выше», день России «от поляков», а считаем себя тысячелетними. Дубами у Стодола. Позвольте о Дурнях и закончить.
Дубы качались, пели вьюги
гремела страшная война.
И кровь рекой - на жарком юге.
В деревне Дурни тишина.
Бугор Дурняцкий озаряя,
вставало солнце в кружевах...
Он сочинял за
Лукоморье или этимология двух слов
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=142278
СЛОВО: "...а поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желђзныхъ великихъ плъковъ Половецкихъ, яко вихръ выторже..."