Заковать в железо! Нам это выражение хорошо знакомо по историческим сценам, образ возникает - вериги на ногах, кандалы, железный звон и мрачная картина передвижения "колодников" в Сибирь, а то и Христа в ту гору... Когда прочёл:
— а Самаю опустоша въ путины железны!
Признаться, не сразу понял в чём дело. Это же слово встречается в сочетании "желѣзныи папорзи"... Или очень похожее на то. До меня (россиянина) русский язык доходит туго, поэтому пытаюсь понять каждое слово, даже если оно хорошо знакомое, как три копейки. Слово папорзи/папорози составное теологического толка. В одном случае - виноград (папин) от слова город, в другом корзина, но курица (о, ужас), а если термин представить: "папорози", то будут цветы жизни. Роза - эмблема протестантской церкви, царь Пётр был протестант, католик и Империю провозгласил на 24 декабря 1721 года, что не умаляет его русского происхождения. Зрим в корень, грузины - слова груз в основе, а уважил - русский "грузчик". Роза близка происхождением роже, а рози/роги в виде рогов оленя - достались Скандинавии, когда Рожны - это Брянщина. Ещё есть Рога Кривые, Красные и Золотые (бухта у Босфора). Вот такое её лицо, даже ряха и рыло. Если баба неряха, неопрятная домоседка, то опрятная девушка - ряха. С такой и в люди выйти не совестно, подумает каждый молодец. О хитросплетениях языков упоминается в сочетании - латинские, ещё и железные в таком порядке:
Суть бо, у ваю — желѣзныи папорзи подъ шеломы латинскими!
Сказано Роману и Мстиславу: А ты, буй Романе и Мстиславе! — храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло. Высоко плаваеши надѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти!
Папорзи - жЕлезные - раскрываются только в этом смысле (железОй по крови - не металлом). К слову «подвязка» относится как вязка собак с целью получения породистых щенков. Представлено читателю и слушателю в том смысле, что же у вас, воин - под головным убором - шлемом? Шеломом, колпаком (как в сказке о Людмиле и карлике с бородой). А в полемике академиков видим - ремешки, подвязки, помочи - это всё детали шлема. Однако вопрос не стоит в конструкции шлема, чем и как, к чему его крепить каким способом. Отнюдь. Железные папорзи иносказательно - дети. Мы уже провели исследование слов папорзи и папорози, см. статью, в обоих случаях (виноградом или розой), "папо" - последствия. Да и перевод всех славянских наречий: дети - гвозди, отроки, нагели. Раз гвозди, значит железные. Гвозди бы делать из этих людей - не было в мире бы крепче гвоздей. Маяковский словно подсмотрел у меня. А до этого случая Автор повести высказался на тему, "пригвоздить" - князя Владимира к горам Киевским!
А шлем (шелом), он же венчающий купол - корня «куп» явно не от купальника и купца. Как и Иван Купалыч не того отчества. Заходя в церковь, мужчине следует снять шапку, а женщине покрыть голову и быть в юбке, из обычаев времени. В синагоге наоборот, иудейка простоволосая, хоть в шортах, иудею одеть капу. Туристу тоже. Вопрос спорный и как-то раз одного служителя мне удалось убедить, что не обязательно. Он был удивлён и недоволен, да и я перестал после того случая в Евпатории заходить. В синагоге нет картин и икон, там по стенам висят цитаты, как надо жить. Ничего умнее в жизни не видел. Типа красного уголка или читального зала, в котором сидят прихожане и читают книги. У католиков на манипуляции с переодеванием внимание не обращается, главное из чаши (у входа внутри) совершить омовение руки и осенить себя чистым крестом. Некоторые приседают на колено у кресла с каким-то шёпотом про себя. Можешь сесть и слушать орган. Для тебя его заведут даже если никого нет, был такой случай в храме Марии, особенно когда служитель узнал что я русский, даже одарил книгой. Ни свечей, ни привычного запаха, а автоматы по 20 центов, чтобы свечка загорелась. В древних армянских монастырях там свечи ставятся в воду с песком - полная имитация реки над которой развешены иконы. В Беларуси много разных храмов католических, протестантских и православных. Но службу ведут на своём понятном языке. Недавно батька сделал замечание в эфире, почему нельзя во всех церквах поставить скамейки чисто из уважения к пожилым людям, ну это же невозможно часами им стоять. У мусульман ритуал куда строже и торжественнее - босиком на ковёр - после обряда омовения перед мечетью. В Стамбуле посетил более 20 старых мечетей, они не перестраивались, просто к христианским церквам достраивался минарет, да и новые мечети турки строили по образу и подобию ещё 300 лет после завоевания Константинополя. Крик муэдзина (5 раз в сутки) означает призыв на молитву, у христиан - звон колокола, у иудеев - труба. Барабан - от шамана, горн - от пионеров. Будете читать СЛОВО - обращайте внимание, где звон в ушах, а где трубы городеньские...
Позже проверим. Сейчас о способе управления князьями - через детей, называется - регентство. Близко к слову религия и названию латинского языка. Род княжеский ведётся (плетётся веточками) от половецких ханов, точнее - женской половиной (дочерями). Чей ребёнок в этом случае вопросов не возникает, коли рожает и вынашивает дочь. Когда вопрос отцовства зачастую спорен, но если нет портретного сходства, вспоминают бабушку. Как в случае с Иваном Грозным, до сих пор остаётся открытым, хоть и очевидным (сын Оболенского и Елены Глинской). Прозвище Грозный - Великий значит. Так князей именовали веками ранее: "... отецъ ихъ Святъславь Грозный — Великый Кiевскый. Грозою бяшеть, притрепеталъ...", к слову о значении. Рассмотрим подробнее.
Сюжет СЛОВА закручен именно на предстоящей свадьбе, а там - ребёнок, далее регентство. Главное в этом деле - чтобы понесла.
И ркоша бояре Князю:
— уже Княже, туга умь полонила!
Се бо два сокола слетеста съ отня стола злата, поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону;
— уже соколома крильца припешали поганыхъ саблями;
— а Самаю опустоша въ путины железны!
Прошу обратить внимание на «путины железны» - пУтины жЕлезы - с таким прочтением (опутать - путана производное), дающим смысл происходящему. «Самая» - женщина - в данном случае половчанка. Игорь «спасался в одной лодке с ханом Кончаком» в 1180 году, должно быть, его самый младший сын к весне 1185 года - не от Ярославны и рождён накануне выступления. Ведь в 1183 году было проиграно сражение, чем дело и кончилось, повязали (в "чёрный воронок" - феню надо чтить). В обращении к брату Всеволоду также было упоминание на брачные узы с «Глебовной», с ним такая же история. Впрочем, как и с Долгоруким, Боголюбским, Мудрым, да и Крестителем... Вспомним начало всей истории от Малуши (ключницы, прозвище составлено аки япончицы) и от призвания варягов, когда Олег (толи брат, толи сват) вошёл в Киев, показав боярам годовалого Игоря Рюриковича, и вопрос княжеской власти был решён безропотно. Женой Владимира Игоревича по летописям будет половчанка - Свобода, красноречивое имя, созвучно известной статуе. А коли приплод в надёжных руках, бояре утешают князя киевского Святослава, таки стоит ли переживать, дрУжина?! Зачем видеть плохие сны, если впору веселиться...
— Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса дивь на землю — се бо Готскiя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю!
А мы уже, дрУжина — жадни веселiя!
Они просто весёлые ребята. И самый лучший день в году, со слов капитана Васютина, приходил вчера. Настолько образно и многозначно, что увязнем в разборках... Снеслась цыпочка, всё в свете поменялось, чёрное стало белым, а красное синим и туга (иго-нужда) обеспечена, настолько важное событие произошло на Каяле. Ибо «... уже връжеса дивь на землю» - повержено чудовище на сербском (чудовиште је већ пало на земљу), на белорусском языке (ужо връжеса дзіву на зямлю) - чудо на земле. Это уже беспорядок - уже връжеса - дословно. Однако под словом дзіву здесь сокрыто понятие - жить, живу: д зіву на зямлю = Я живу на земле, Я живу на землі (укр.). Словене переводят: Živim na tleh, чехи и словаки: Bydlím na zemi/Bývam na zemi. Все мы земляки. А некоторые братья и сестры. Жили-были, что называется, и с чего начинаются сказки. Živim na tleh - Я жыву на паверсе - я живу на полу, но. Понятно, что иносказательно, да и «паверсе» созвучно папорзи, а по смыслу - прямо в яблочко, как Иван стрелой в болото. Я жыву на «па версе» = Я живу далі на вірші, Vivo in super versum (Я живу наверху); где аversum - стих, или значение: «v ersum» - назад. Мы уже знаем о чём речь.
Полная задница в смысле наследия, если обратно ко времени обратиться - бог с нами. Стих = аббревиатура Иисуса Христа с приставкой «ст/st», аки святой, старый, Стрыбог, столица, сто грамм. К слову и река Стикс тоже его имени, просто в кириллице нет такой буквы «кс», мы этот звук заменяем в быту и школе на икс-неизвестное, или мистер Икс, но живём в координатах поля ХУ, привязанными Z - по вертикали. Только её надо представить краткой Й, перевёрнутой по вектору - вверх. Соберите эту троицу буквиц и угадаете всё и сразу. Несложно догадаться, что яндекс и есть херня (яndех - наоборот). Я могу все законы физики и химии притянуть к этому слову идеально, а уж историю с теологией, или алфавит, раз плюнуть и делать нечего. Сидел в саду однажды Ньютон под луной, а ему яблоко на голову шмяк! Тресь! свалилось на балду? Вот уж действительно, «уже тресну нужда на волю», тут или лоб пополам (как сказал бы мой дед), или яблоко вдребезги. Соответственно - Z - по вертикали ведёт в гору, называется - Олимп, а Зевс - пар... И «я живу дальше на стихе» - мифы и есть наше настоящее - перевод на русский язык дословно (na stihu, на стиха), то есть в мифах, на Парнасе. Ничего личного, это русский язык. Я живу в Поле Чудес..., кстати, по каким дням передача? Читай статью о пятнице страстной, что там у них произошло.
Не для красного словца, а продолжают бояре речь успокоительную, переходя от траура к веселью: «...се бо Готскiя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю!». Шерхан - сказочный или старый тигр, волочащий лапу по сказке масона Киплинга (учился 15 лет ремеслу слова, потом думал 10 лет, чтобы написать «Книгу джунглей» предельно достоверно). Шкура тигра оказалась никому не нужной в деревне, тогда забрался герой на гору и завыл у костра... Кому хочется старую бабу? Всем молодую подавай, да чтоб красавицу. А девы - божественные и красные, как и полагается ... под стать - кочевым половчанкам? Ага, рода-племени степняка Редеди, погоняло «Красный», уроженец Полоцка - что сиделец с пера киевского монаха и советского академика. А «въспеша на брезе синему морю» - запели на бреге
Ряд статей ниже, чтобы было в смысле
Почему болото выше горы...
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=155678
Почему папорзи и корзина однояцевые...
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=155433
Перед Пасхой на Страстную пятницу
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=155774