Произведение «107.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.1- 12.» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 549 +1
Дата:

107.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.1- 12.

107.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.1- 12.



ТЕКСТ 1
арджуна увача
саннйасасйа маха-бахо
таттвам иччхами ведитум
тйагасйа ча хришикеша
притхак кеши-нишудана

арджунах увача - Aрджуна сказал; саннйасасйа - отречения от мира; маха-бахо - о могучерукий; таттвам - истину; иччхами - я хочу; ведитум - знать; тйагасйа - отрешенности; ча - также; хришикеша - о повелитель чувств; притхак - отдельно; кеши-нишудана - о победитель демона Кеши.


1.Арджуна сказал.
Я хочу знать истину, о, Многорукий, об отречении саннйаса, а также, о, Хришикеша,  в чем заключается его отличие от отречения тйага, о, Кеши-Нишудана.

КОММЕНТАРИЙ:
В этой заключительной главе Бог поднимает весьма важные, существенные вопросы через Арджуну и так дает последние и крайне необходимые наставления всем в направлении духовного становления. Но надо понимать, что и Бхагавад-Гита не исчерпывает собой все, что хотел бы сказать Бог человеку, но эти, данные Богом знания,  – совершенны, абсолютны, лучшие, изначальные, есть тот базис, на котором Бог будет и дальше продолжать духовную настройку, расширяя и углубляя сознание человека, привнося в материальный мир каждому, своим уникальным путем духовные знания еще более высокого порядка, еще более сокровенные, ибо они есть воистину Божественный и нетленный проводник к Богу во все времена.





Никогда и ни одно из духовных знаний, которые дает Бог, не исчерпывают  себя, но даются постепенно, шаг за шагом, с учетом той ступени человеческого и индивидуального развития, на которой стоит и  общество и отдельная личность. Будут даны знания и более высокого порядка. Но это – во всей совокупности НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЙ, неизбежно, каждому, по мере его духовного роста. Но эти духовные знания Бхагавад-Гиты останутся незыблемыми для всех и навсегда, опорой и стержнем духовного мышления и развития на пути к Богу, целью и смыслом жизни. Это надо знать.


Теперь же Бог акцентирует внимание Арджуны и всех на вопросах достаточно понятных и известных для современников Арджуны. Вообще, эти, здесь поднятые  понимания, были уже в свое время даны Богом, усвоены  многими и использованы в практике йоги так, как  Бог дал в сердце, в понимание, в ум и разум каждому и по его личной ступени.

И отречение саннйаса и отречение тйяга –  есть знания древние, лучшие, духовные, ни есть плоды человеческого мышления, но были привнесены только Богом через духовных учителей, святых, преданных, и смысл этих направлений был хорошо известен всем, как и самому Арджуне, но были даны без акцентов, без особого доминирования, ибо Бог управлял более не развитым интеллектуально человеком, обладающим полнотой духовных знаний, а через его преимущественно невежество, слепое следование авторитетам и внутренние желания и возможности человека, исходя из менталитета всего общества, его мыслительного уровня и  материальных возможностей и воззрений членов общества на тот период.


На самом деле, и санньяса, и тйяга – два направления отречения,  используемые в пути преданного служения, оба направления имели и имеют право на жизнь, имели от Бога свое назначение и смысл, свои причины и следствия. Отречение в любой форме – есть творение Бога, подогнанное оптимально под эпоху, ее особенности, сам исторический период, ступень развития общества, которое, непременно, предусматривает реальные возможности человека в его окружении, его данные, желания, опыт, ожидание, возможности. Бог  мог бы дать и большее число разновидностей отречения, но у Бога все рационально, в свое время, с учетом эпохи и того, что она может дать человеку в плане его материального и духовного развития. Все они, виды отрешения, – от Бога, все они имеют свое назначение, все они не равнозначны фактически,  все они, непременно, привносят в плане развития духовности, все они ведут к Богу. Всем им Бог позволяет быть в материальном мире и  управлять им в плане духовного развития живых существ.


Все – инструменты Бога, которые каждому подбираются  тщательнейшим образом, очень индивидуально, на свой срок действия и по своим причинам. Но человек – разумен, постоянно развивается, у него, непременно,  Волею Бога назревают вопросы о качестве своего духовного пути, рациональности, эффективности  тех или иных направлений духовной практики. Ребенок Бога, он, человек, как и Бог,  мыслью вездесущ, требователен к себе, отвечает за себя,  себе желает движения, развития, высший итог, опережая устремлениями свои телесные и умственные способности и возможности,  хотя в своем мышлении и ограничен опытом и качествами, как и материальным миром и  в нем мышлением,  и не может видеть, что все Волею Бога абсолютно, уместно, вовремя,  имеет свой срок, свой результат, свое от Бога назначение  и слабому в пути, и среднему, и  сильному, все  действенно, все и каждому по запросам внутренним каждого, все универсально в своем влиянии,  и этим все совершенно.


Разумный, но еще в практике преданного служения неискушенный человек, не имея возможности обозреть творение Бога со стороны и оценить его,  побуждаемый Богом, желает внедриться по возможности в дела и Планы Бога на себя и других, увидеть, что все нуждаются в специфических, им только предназначенных средствах развития, желает в себе вычленить из всего для себя наилучшее, наиболее действенное, наиболее авторитетное,  наиболее эффективное средство. Но для этого предлагаемое Богом обществу средство, духовную практику, имеющее одну суть – отречение, но разнящееся  по названию и практическому приложению (тйага и саннйаса), желает сравнить,  от Бога, от Высшего авторитета услышать, в чем разница этих двух направлений, их взаимосвязь и приоритеты, даже если  уму человека и кажется  очевидным, но все же определить для себя  отличие и предпочтение  через Мнение Высочайшее, Мнение непререкаемое, Мнение Бога, чтобы уже после этого понять, что же лучше, что предпочесть в практике йоги, что избрать, не ошибиться, и поэтому, в каком направлении  преимущественно действовать во имя духовного успеха.


Почему Бог понуждает Арджуну к этому вопросу? Да потому, что пора навести порядок в умах, пора разграничить существующие практики,  которым следовали многие умы на пути к Богу, пора внести ясность и сказать, учитывая и будущее преданного служения, в чем разница,  и с тем, чтобы Указать, что значимей, что существенней, что более во благо, ибо и сам Арджуна уже проявил невежество в этом плане, избирая отречение саннйаса, как отказ от сражения, как, по сути,  путь отшельничества, жизнь вне государства, имея перед глазами образы святых того времени, отрешенных от любой деятельности,  живущих на подаяние,  получая милость в странствиях при  полном отрешении от мира, от любой деятельности в материальном мире, уходя в природу,  считая такой путь угодным Богу,  путь  без семьи, без долгов, без  связей и отношений, считая такой образ жизни достойным садху… 

До поры это как бы приветствовалось и Богом, благословлялось, считалось  естественным и распространенным. Однако,  общество, поднимаясь  по ступеням развития, развивая Волею Бога своих членов,  достигло уже того уровня, где такой выбор, такое понимание Воли Бога стало тормозить духовное развитие, ограничивать его, перекрывать доступ к совершенным духовным знаниям более высокого порядка и через другую практику, другой путь отречения, преимущественно подходящий и действенный для большинства членов общества, в связи с неминуемыми переменами и преобразованиями в его установках и законах.

Регулируя в обществе путь духовного развития, Бог теперь уже направляет Своих преданных более рациональным путем. Но для этого нужны узаконенные духовные знания, знания от Бога, а потому авторитетные, те знания, которым придется следовать, прислушиваться к ним и ими руководствоваться, как Высшим Мнением Бога.  Поэтому, пора объяснить и  другую форму отречения, более благоприятную, более  подходящую в данных условиях,  которая способствовала бы, также, и решению  ряда  других вопросов, возникающих в связи с отречением личности от  работы в цивилизованном обществе, где на поверку, непременно, всплывает вопрос о средствах для существования,  вопрос  и о поддержке других членов  семьи такого йога, его престарелых родителей, вопрос, который уже не возможно сложить на плечи внимающим членам общества, но выруливать из всего самостоятельно и при этом все же служить Богу и быть в состоянии отречения.


Несомненно, Арджуна, задавая свой вопрос, преследует желание понять для себя  свой путь, свое отречение и  меньше всего озабочен тем, что это насущный вопрос для всех и для всех прозвучит ответ достаточно веский, непреклонный, лучший, во благо идущему к Богу, милостивый,  ответ на века, на тысячелетия. Но, а пока… Вопрос задан. Вопрос об отречении саннйаса и тйага. В чем их различие? Но сначала…  в чем их суть? Ответ на этот вопрос, непременно, будет  полезен современному преданному и не только, ибо многие изобретают, ища духовное просветление, путь реального отшельничества (отречения саннйаса) и в современном мире, работая на себя,  удаляются от цивилизации, бросая семьи, не обеспечивая своих престарелых родителей, прикрываясь тем, что они избраны Богом, что  в материальном мире никому и ничего не должны… И так, на самом деле, запутываются в сетях материальных отношений, ибо долги никто не отменял. Воистину.


ТЕКСТ 2
шри-бхагаван увача
камйанам карманам нйасам
саннйасам кавайо видух
сарва-карма-пхала-тйагам
прахус тйагам вичакшанах

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; камйанам - продиктованных желанием; карманам - деяний; нйасам - отвержение; саннйасам - отречение от мира; кавайах - ученые мудрецы; видух - знают; сарва - всякой; карма - деятельности; пхала - от результатов; тйагам - отказ; прахух - называют; тйагам - отрешенностью; вичакшанах - сведущие люди.




2.Шри Бхагаван Сказал.
Отказ от удовлетворения чувств и работы мудрецы знают, как отречение саннйаса. Отказ от всех плодов деятельности сведущие называют отречением тйага.

КОММЕНТАРИЙ.
Здесь Бог четко и однозначно называет те бытующие во времена  Арджуны виды отречения, которые были достаточно хорошо известны посвященным того времени и которые не чужды для понимания современника, идущего по пути духовной реализации.  На первый взгляд видится, что можно избирать любое из приведенных видов  отречения,  и путь духовного развития тебе обеспечен, ибо все  дано в  достаточно авторитетных писаниях – Ведах, все, по, идее несет в себе элемент аскетизма, все может быть использовано  в практике йоги,  и все может быть направлено на Личность Бога, рассматриваться, как элемент преданного служения,  что самое здесь главное и определяющее. И все же, столь ли уж однозначны эти два вида отречения, столь ли успешно их  применение. Видимо, не совсем, ибо Бог поднял эти вопросы в Арджуне, зная, что здесь и его камень преткновения, и должен высказать и Свое окончательное Мнение потому, что человечество уже готово  следовать Божьему совету, а не избирать в угоду своим чувствам и качествам, которые и здесь пора развивать и поднимать на более высокую ступень

Реклама
Реклама