108.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.13-18.
ТЕКСТ 13
панчаитани маха-бахо
каранани нибодха ме
санкхйе кританте проктани
сиддхайе сарва-карманам
панча - пять; этани - эти; маха-бахо - о могучерукий; каранани - причины; нибодха - узнай; ме - от Меня; санкхйе - в Веданте; крита-анте - в заключение; проктани - сказаны; сиддхайе - для совершенства; сарва - всех; карманам - деяний.
13. О, Сильнорукий, теперь услышь от Меня о пяти следующих причинах, о которых говорится в заключении Веданты и которые необходимы для успешного выполнения любой работы.
КОММЕНТАРИЙ.
В материальном мире сознание человека, не отягощенного совершенными духовными знаниями, таково, что едва отличает сущность живого существа, свое я от материи, проявляя себя именно в условиях материи несколько неотъемлемо от нее, как бы автоматически, с ней сливаясь, в нее входя, как в свое продолжение естественное, что свойственно на любой ступени животного уровня.
Но в теле человека, тем более на пути к Богу становится крайне необходимым будить сознание живого существа такого высокого уровня, как человек, дабы вычленить из хаоса чувств и пониманий саму душу, энергетическую субстанцию Бога, отделенную и НЕОТДЕЛИМУЮ от Бога, ее личностную суть, не имеющую отношение к самому телу, тленному и приходящему, данную ей Богом, ее личную причастность ко всему, во что она внедряется через тело и чувства, но только Волею Бога ею Управляющего, дабы пояснить ей великую истину, ее, по сути, извечную управляемость, как частицы Бога, по большому счету непричастность ко всему, во что она вовлекается Волею Бога во имя ее развития, что с ней происходит, вне ее, что делает она, на что направлен ум, как и из всего показать составляющие ее любой деятельности, куда бы она Волею Бога не была вовлечена, вещи, от нее не зависящие никак, но причастные, их связь, взаимодействие через Великого Управляющего, Самого Бога.
Но как это вычленить? Этим и последующими стихами Бог все и раскладывает по местам, проясняя природу того, что пока миновало сознание, но имеет место изначально, таким образом наводя порядок сначала в уме, дабы душа акцентировала внимание на том, что есть истина, но что не выделяет в своем сознании.
Душа в теле, частица Бога, непременно вовлекается в деятельность, в движение, в любое, но постоянное проявление себя через тело, в котором воплощена, ибо движение есть основа жизни и развития, жизни любой, на всех уровнях, во всех телах. Этот процесс не столь прост, не столь очевиден, не столь доступен, тем более, когда речь идет о многоступенчатом направленном движении, движении производящем, нацеленном, движении сложном.
Речь идет о труде, о том, на что человек смотрит, как на событие в своей жизни банальное, почти автоматическое, от него неотделимое, где в труде не озабочен деталями, видя свое действие воедино со всеми материальными видимыми и невидимыми проявлениями, порою и не отличая себя от труда, от направления и сути труда, от этого процесса, вливаясь в механизм труда его неотъемлемой деталью, не зная, какое истинное место и роль занимает, чувствуя себя лишь тогда, когда напоминает физическое тело, имеющее свойство уставать, изнашиваться, напрягаться и расслабляться. В этом русле, в этих границах человек обычно и осознает себя.
Поэтому, чтобы все разложить по местам, чтобы вычленить душу и все, что есть невидимые детали деятельности, чтобы понять свое истинное положение, Бог направляет этим и следующими стихами душу в новый вид мышления, Бог начинает с труда, думая всегда о труде как о первоочередной причине материального благополучия. Желая себе это благополучие, человек всегда стремится сделать труд успешным, исполненным. Для этого с древних времен есть ряд направляющих, начиная с молитв, жертвоприношений, опыта, навыков, памяти, желаний, начиная с обозримых человеческих возможностей. Но Бог предлагает посмотреть иначе, посмотреть на составляющие труда, ибо так понимающий ум позволяет достичь и значительно лучшие результаты, как и выделить составляющие труда, как и трезвее, без иллюзий посмотреть на процесс труда и себя в этом процессе. Эти важнейшие составляющие труда, как и любой деятельности, здесь Бог провозглашает не впервые, это древнейшие знания Вед, которые пора взять за основу мышления и в современном мире. Об этих составляющих в следующем стихе.
ТЕКСТ 14
адхиштханам татха карта
каранам ча притхаг-видхам
вивидхаш ча притхак чешта
даивам чаиватра панчамам
адхиштханам - место; татха - также; карта - исполнитель действия; каранам - орудие; ча - и; притхак-видхам - бывающее различных видов; вивидхах - разнообразные; ча - и; притхак - отдельно; чештах - усилия; даивам - Всевышний; ча - также; эва - безусловно; атра - здесь; панчамам - пятый.
14.Место действия (тело), также исполнитель (душа), различные виды чувств, также различные отдельные устремления и пятый здесь – Бог.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует хотя бы понять, что без перечисленных пяти причин никакой вид деятельности невозможен, даже без одной причины, даже самый простейший. И шагу не ступить. Еще следует понять, что это не плод ума человека, а знания Святых Писаний, точные, абсолютные, важнейшие, направленные на то, чтобы рассеять тьму в своем сознании, для осознания вещей крайне важных и в этом свете увидеть свою роль, выделив себя из всего, как одну из причин. Все пять причин не во власти человека, ему не подчиняются, от него не зависят.
Что же это за причины? Высшее место расположения – речь идет только о теле. Без тела – в материальном мире никак, никуда. Тело – это инструмент Бога, соединяющий душу и материальный мир. Тело есть то, через что душа может себя проявить, через что может воздействовать, вступать в связи и отношения, осознать свои силы, входить в материальные игры и роли, наслаждаться, достигать цель, осознавать Божественные уроки и извлекать, приобретать опыт и знания, развиваться. Без тела в материальном мире никакая деятельность невозможна, невероятна, немыслима. Человек должен знать, что без тела в нем не появится и причина действовать. Вроде бы очевидный факт, но человек об этом никогда особо не задумывается, не отделяет в своем сознании душу от тела, принимает себя за тело автоматически, не выделяя свою духовную извечную сущность, саму душу, что делать мыслящему и разумному крайне необходимо, ибо, иначе, и не уловить свою вечную связь с Богом и на самом деле непричастность к миру материальных отношений, который дается каждому Богом лишь на время для развития средствами материальными тех качеств, которые и откроют впоследствии врата к Богу на духовный план.
Таким образом, следующий исполнитель здесь душа, духовная сущность, воплощенная в теле. Душа присутствует во всех живых существах, движущихся и неподвижных, видимых и не видимых. Душа – то, через что имеет смысл оживлять тело. Без души Бог, присутствуя в любом биологическом соединении, не одушевляет его. Без души и нет признаков жизни, нет движения, нет и труда, что, опять же, имеет отношение не только к человеку, но и животному миру. Само бытие есть организованный Богом труд своей ступени, куда входит и защита, и совокупление, и сон, и добыча пищи, и присмотр и воспитание своего уровня детенышей, взаимные связи и отношения… Таким образом, душа – немалый участник любой деятельности, непременный, берущий на себя ответственность, ибо именно с таким условием Бог воплощает в тело и дает понимание личного здесь присутствия и управления, и до поры такое понимание приемлемо. Но начиная с высоких человеческих ступеней человек должен знать, ЧТО обуславливает любое его направленное и ненаправленное действие, что необходимо, чтобы вообще это действие, а тем более работа, произошло. Здесь речь не идет об успехе работы и последующих материальных благах, а об успехе действия, чтобы его факт состоялся, каким бы ни был результат, положительным или отрицательным с материальной точки зрения. Бог раскладывает здесь по полочкам непременные присутствующие составляющие. Это - тело, это – душа… Но и не все. Смотрим далее.
Различные виды чувств… Тело само по себе не более, чем футляр для души, достаточно удобный, хорошо и индивидуально подобранный, гибкий, соответствующий условиям материального мира… Но без органов чувств, без внутренних органов… Крайняя обуза для души. Поэтому, наделен органами чувств, чтобы видеть, слышать, общаться, реагировать на внешние материальные раздражители, вовлекаться через них в деятельность, что возможно только через мыслительный процесс своего уровня. Сам мыслительный процесс, память, опыт, умение анализировать, выбирать, предпочитать, ставить перед собой цель, планировать, испытывать зависть, гнев, разочарование, надежду, обиду, прочие внутренние движущие к деятельности рычаги, как и работа всех внутренних органов, все направленное на поддержание жизни, – все это Сам Бог, здесь приведенный, как пятый, непременное УПРАВЛЯЮЩЕЕ составляющее любой деятельности любого живого существа. Все внутренние чувства, все мысли, все знания даются Богом, как и иллюзорные энергии, дающие понимание самости, личностного участия, вовлекающие в игры и роли воспитывающего порядка, сами энергии всех уровней и, непременно, жизненная сила – все Бог, дающий и различные отдельные устремления, индивидуально, по ступени развития, через мыслительный процесс, на основании уже развитых, приобретенных качеств и опыта.
Так мыслить и понимать надо, дабы навести порядок в своей голове, не сваливая все в одну кучу, но разбираться, что от тебя, а что и нет, а фактически понять, что все не от тебя, ты лишь душа, как и он, как и другой, как и любое живое существо в материальном мире, абсолютно подчинен, зависим, ведом. А потому, свой труд посвящать Тому, Кто за всем стоит, Кто до тебя этот труд сотворил, Кто имеет на него и на тебя в нем планы.
Не твой успех, не твои плоды, не твоя слава, чем бы ты не был занят. Всем по праву распоряжается Бог, Сам Творец, Изначальный. Ты же идешь на поводу иллюзорных энергий, цепей материального мира, привязанный, зависимый, распоряжающийся условно, претендующий… Правильное понимание даст начало пути к освобождению от уз материального мира, самой работы, привнесут мир, погрузят в состояние без страданий при прочих равных со всеми условиях.
Увидев, как обстоит все на самом деле, увидев и свое место, осознав себя душой, частицей Бога, подчиненной Богу, начав здесь правильно мыслить, выделив себя и Божье из любой деятельности, ты точно духовно повзрослеешь, с этого понимания откроются и другие, пока закрытые для тебя врата духовных знаний и пониманий. Это знание таково, что становится твоим качеством неотъемлемым, твоим убеждением, естественным состоянием. Отсюда и путь к успеху в духовной реализации и к отречению, что есть лучшее желание всех йогов, куда направлены все духовные практики и многие годы преданного служения. За это состояние борются аскезами, добродетелью, жертвоприношениями, изучением Святых Писаний. Надо начинать с этой точки мыслить, видеть, понимать себя и всегда на труд смотреть и видеть его, как Божественное
| Помогли сайту Реклама Праздники |