Произведение «"Древний человек и божество", Том 1» (страница 1 из 119)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 13499 +2
Дата:
«"Древний человек и божество", Том 1» выбрано прозой недели
01.04.2019
Предисловие:
Рассмотрены (в сравнительном аспекте) основные божества древних Египта, Аравии, Ханаана, Месопотамии и Элама, Анатолии и Кавказа, Западной и Восточной Европы, Индии, Китая и (попутно) Америки. Установление этимологии многих важнейших теонимов (как попытка, не претендующая на достоверность во всех случаях) позволило оценивать (определять) вероятную функциональность (предназначение) и значимость как богов, так и отдельных культурных героев. Описаны и сопоставлены архаичные святилища и храмы (их конструктивная эволюция); особенности характера даров и жертвоприношений, их специфическая сакральная связь с культом божества; концепции посмертной участи.

"Древний человек и божество", Том 1

                                                    Михаил Зильберман
 
                                            Древний человек и божество
                                                               Том 1
 
               
      
  Предисловие.
 
                         "Бог-творец, как "первоединое",.. проявляя себя, порождает двуединое".   
                                                                                                                     Ганс Бидерманн
 
Представление об извечном существовании единого и единственного Бога, зародилось ещё на заре человечества. Уже в палеолите (в мустье) существовала вера в две его ипостаси (мать-отец),  каждая из которых, при необходимости, проявляла себя либо как Великая мать, либо как бог-отец. По мере становления и развития цивилизации хозяйственно-бытовые и социальные потребности протообщины обусловили усложнение догматов веры (особенно с возникновением земледелия, а далее и скотоводства), а затем и инициировали процесс разложения (распада) обеих ипостасей образа Единого бога (длившийся тысячелетия) на персонифицированные проявления (ибо каждая локальная общность в Древнем Мире жаждала иметь в своём пантеоне богов на "все нужды" (отсюда и их узкая специализация)).
Раннеземледельческая (матриархальная) культура, заложенная в мезолите прекрасной половиной человечества, привела в Ойкумене к переоценке значимости изначально паритетного статуса Великих матери и отца, возведя материнскую ипостась Двуединого божества в статус Великой богини - демиурга и владычицы Вселенной (чему сопутствовала многовековая постоянная дискредитация бога-отца и его проявлений (и в мифах, и в скульптуре); и как следствие - мужчины весьма долго пребывали на "вторых" ролях).
Однако тотальная экспансия номадов-праариев (начавшаяся примерно в IV тыс. до н.э.) и номадов-семитов (начавшаяся в VI/V тыс. до н.э.) привела к насильственной замене (частичному вытеснению) религиозных представлений матриархальной земледельческой культуры воззрениями патриархальных скотоводов-кочевников. Практически, во всей Ойкумене произошла инверсия функционально-культовой роли, а следовательно, и социальной значимости богов по половому признаку: все "командные" места (в т.ч. и демиурга, и в части творения белого, дневного и солнечного света (солярные боги), вод Неба, а также и плодородия) были заняты мужскими божествами. При этом Великая богиня была низведена до уровня "мать-земля" (как заурядная жена или сестра), а уничижение (ущемление прав) женщины сохраняется и в современном обществе.
Рассмотрены (в сравнительном аспекте) основные божества древних Египта, Аравии, Ханаана, Месопотамии и Элама, Анатолии и Кавказа, Западной и Восточной Европы, Индии, Китая и (попутно) Америки. Установление этимологии многих важнейших теонимов (как попытка, не претендующая на достоверность во всех случаях) позволило оценивать (определять) вероятную функциональность (предназначение) и значимость как богов, так и отдельных культурных героев. Описаны и сопоставлены архаичные святилища и храмы (их конструктивная эволюция); особенности характера даров и жертвоприношений, их специфическая сакральная связь с культом божества; концепции посмертной участи.
 
    Содержание.
1. Homo neanderthalensis.
2. «Язык» сакральной символики.
2.1 Число как сакральная эмблема.
3. О религиозном опыте неандертальцев.
3.1 Некоторые культовые представления.
3.1.1 О видении божества в эпоху палеолита.
3.1.2 О захоронениях черепов.
3.1.3 Ингумация.
3.1.4 Концепции посмертной участи.
3.1.5 Об идее посмертного возрождения.
3.1.6 О возрождении в обрядах "перехода".
4. Культ Двуединого божества.
4.1 Амбивалентность.
4.2 Архаичное видение образа.
4.3 Священный брак.
4.4  Свойства ипостасей Единого бога.
4.4.1 «Женское» проявление.
4.4.2 «Мужское» проявление.
4.5 К наименованиям Единого бога и его ипостасей.
4.6 Образ бога-отца.
4.7 Об облике дьявола.
5. Рога в символике.
6. Сакральность Луны.
7. Огонь небесный и земной.
7.1 Солярные божества.
8. «Священные» камни.
9. «Священные» столбы (колонны).
10. Древнейшие святилища и храмы.
11. Подношения божеству.
11.1 Жертвенники.
11.2 Жертвоприношение детей.
       Литература.
 
                                                                                                                       Человек -
             его бог склонил ухо к его плачу... мольбы и жалобы смягчили сердце бога.
                                                                 И бог внял его праведным... искренним словам».
                                                                                                 «Человек и его божество».
 
 
 1. Homo neanderthalensis.
Археологические исследования свидетельствуют, что возраст наиболее древних из обнаружен­ных в Евразии останков неандертальцев составляет 362-310 тыс. лет (карьер Сигриста, Баден-Вюртемберг, Гер­мания). В Штейнгейме (Штутгарт, Германия) также найдена промежуточная форма «Homo prae­neanderthalensis» (возраст - ок. 300 тыс. лет): низкий череп с надглазничными валиками и объемом мозга 1100 куб. см, но с округлым затылком, относительно маленькой вы­прямленной лицевой частью и мел­кими зубами. В Сванскомбе (ок. Лондона) обнаружены фраг­менты неандертальского женского че­репа (возраст - ок. 250 тыс. лет) с толстыми стенками, округ­лым затылком и объемом мозга 1300 куб. см.
Считается, что территория расселения Ho­mo neanderthalensis (помимо Африки) простиралась от со­временной Британии до Сибири (останки древнего человека, найденные на юге Сибири, генети­чески похожи на останки неандертальцев, обнаруженные в Западной Европе) и южнее, - черепа, найденные в Чжоу-Коу-Тяне, датируются 400-300 тыс. лет до н.э.. 
Предполагается (Cann et al., 1987), что азиатский Homo erectus был замещен (без смешения) появившимися  из  Африки более прогрессивными формами Homo sapiens.  
Современные палеоантропологи полагают, что биологическая история Homo sapiens началась на аф­риканском континенте ок. 250 тыс. лет назад (к примеру, материалы из Омо II (ок. 130 тыс. лет назад) в Эфиопии; из Элие-Спрингс (100-200 тыс. лет назад) на оз. Туркана (Кения) и из Фло­рисбад (ок. 250 тыс. лет назад) в Южной Африке). Характерно, что все перечисленные находки по времени следуют за са­мыми поздними остатками африканской ветви представителей Homo heidelbergensis («Всемирная исто­рия» под ред. А.О. Чубарьяна, т 1. 2011 г.).
Возраст общего предка анатомически современных людей (возраст гипотетической «митохонд­ри­альной Евы», - матери-прародительницы), рассчитанный исходя из значений дивергенции мтДНК, со­ставляет 171,5 ± 50 тыс. лет (ж-л «Theoretical Population Biology»); по другим данным (Watson  et al., 1997) - 111-148 тыс. лет. Анализ многочисленных образцов ДНК постоянно удостоверяет тот факт, что мужская Y-хромосома была получена человеком от одного «Адама», появившегося в интервале 600-140 тыс. лет тому назад.
Хотя и различия между современным и неандертальским человеком не слишком велики («История первобытного общества», т2. Отв. ред. Ю.В. Бромлей. 1986), но их разнообразие (носящее «комплекс­ный характер» и охватывающее многие структурные компоненты черепа и скелета) позволяет доста­точно четко отделить один вид от другого («их видовая самостоятель­ность... соответствует морфологи­ческому критерию»).
Однако можно ли считать установленным фактом, что человечество в целом прошло в своём разви­тии неандертальскую фазу? 
Поборники позитивной точки зрения полагают, что ярким доказа­тельством эволюционного перехода от неандертальца к человеку современного типа служат скелеты мустьерского вре­мени (сопутствующие орудия относятся к типу левал­луа-мустье), найденные в Ханаане на горе Кармель, в пещерах Эт-Табун и Эс-Сукхуль (Д. Гаррод и Т. Мак-Коун, начало ХХ века), в ко­торых наглядно сочетаются как типично неандертальские черты, так и признаки, характерные для неоантропа (обнаружены останки 14 скелетов, возраст которых в настоящее время оцени­вается в 100-80 тыс. лет). Черты, нетипичные для физического облика неандертальцев, прояв­ляются, прежде всего, в строении черепа останков: высота их черепной ко­робки близка к сред­нестатистической у современного человека, а лоб менее наклон­ный, чем обычно у неандер­тальца (любопытно, что в пещере Амуд I найден че­реп с объемом мозга 1740 куб. см; заметим, что И.С. Тургенева - 2200 куб. см.). Самое же важное отличие ханаанских черепов от черепов иных неандер­тальцев (1931-1932 гг.; Tabun II; мужчина, 30-35 лет) - это отчётливо выраженный под­бородочный вы­ступ на челюсти неандертальца (характерная особенность человека современ­ного типа, но чуждая ти­пичному не­андертальцу). Кисть руки ханаанских неандертальцев также ближе по своему строению к кисти современного человека, чем, например, кисть неандер­тальца из крымской пещеры Киик-Коба (Всемирная история. Энциклопедия. т I. 1956 г.). Сред­ний рост обитателей пещеры Эс-Сукхуль (обла­дающих наибольшим количеством кроманьон­ских признаков) составлял 175 см. Вот как описывает найденные останки  (в Эс-Сукхуль) исто­рик Н.Я. Эйдельман: "Одни признаки их как будто тяготеют к белой расе, но тут же рядом нег­роидные, монголоидные и совершенно неизвестные черты… Лицевые углы, размеры голов, формы носов у всех десяти находятся в самых причудливых сочетаниях".
В 30-ые годы ХХ века на горе Кафзех (Qafzeh) вблизи Назарета также были найдены ос­танки шести неандертальцев с такими характерными кроманьонскими чертами, как высокий свод черепа, округлый затылок и др. Сходные находки сделаны в пещерах Ябруд (Сирия), Хауа-Фтеах (Ливия), Джебель-Ир­худ (Марокко).
На юго-западе Румынии, в пещере Pestera cu Oase, был обнаружен (вместе с человеческими остан­ками) череп (датирован 38-33 тыс. лет до н.э.), обладающий теми же пропорциями, что и голова совре­менного человека. Здесь, в данном случае, большой выступ в районе бровей (над­глазничный валик), присущий неандертальцам, отсутствовал. В тоже время, череп обладал чер­тами, не свойственными со­временным людям (но присущими неандертальцам и другим ранним гоминидам), такими как фронталь­ная сглаженность, большая кость позади уха и мощные верх­ние коренные зубы.
Существует и немало сторонников взгляда о независимом происхождении современного человека от древних лю­дей типа пятикантропа (синантропа) и неандертальца. Вместе с тем пред­полагается, что «Люди современного типа появились примерно в то же время... что и неандер­тальский человек [генети­ками рассчитано, что ветви неандертальцев и неоантропов разошлись, примерно, в интервале 690-550/410-350 тыс. лет до н.э.], и развивались парал­лельно... Проме­жуточные типы между современными людьми и неандертальцами могли быть результатом либо скрещивания, либо ранних фаз дивергенции неандертальцев от линии, которая привела к современному человеку» (Э. Барнетт «Род человеческий». М. 1968). «Антропологи констати­руют наличие… антропогенеза… трех вариантов ископаемых людей: неандертальцев, людей современного типа (кроманьонцев) и промежуточных форм [под кото­рыми по­нимается гибрид первых двух, а отнюдь не "переходное звено" (В.Б. Авдеев и др. «Раса и этнос». 2007)]», (А.А. Зубов. Ст.

Реклама
Обсуждение
     12:59 05.04.2019 (1)
Я участвовал в раскопках Денисовой пещеры будучи студентом. Богатые слои, мы копали ПЕРЕД входом.
     13:19 05.04.2019 (1)
Юра, так ты историк по образованию? Мой сын в МГУ когда учился тоже что-то раскапывал под Нижним Новгородом.
     14:17 05.04.2019 (1)
Да, я историк, заканчивал история и право факультет. И интерес к истории не потерял, он только возрос. 
     14:21 05.04.2019 (1)
     15:01 05.04.2019
Да можно и пива, чего уж там)))
     20:05 02.04.2019 (1)
3
Пятикантропы, шестикантропы, семикантропы...
     21:08 02.04.2019 (1)
-2
восьмикантропы, девятикантропы, десятикантропы - аут, детка.
     21:26 02.04.2019 (1)
4
Заглянули бы в словарь, прежде чем позориться. Узнали бы происхождение слова. 
     23:45 02.04.2019 (1)
-3
Будь здорова и счастлива. И меньше злись.
     22:19 03.04.2019 (1)
1
Ух ты, как резво с места и в хамство.
И это от человека, размышляющего о религии!
     22:35 03.04.2019 (1)
2
Не обращайте внимания - я просто махнула рукой. Не стоит оно того
     22:56 03.04.2019
1
     22:21 03.04.2019
2613 читателей и ни одного комментария или оценки, хотя они разрешены!
Точно, выбор автомата. Редколлегия к этому ни руки, ни глаз не прикладывала)))
Гость      05:51 03.04.2019 (1)
Комментарий удален
Гость      05:58 03.04.2019 (2)
Комментарий удален
     09:46 03.04.2019
Дорогая Лена!
Глава о сакральных символах Древнего мира есть в книге "Древний человек и божество. т.1"
Гость      06:22 03.04.2019 (2)
Комментарий удален
     09:49 03.04.2019
Дорогая Лена!
Пентаграмма обоснованно мною расшифрована (изложено, к примеру, в т.2).
 
Гость      06:58 03.04.2019 (1)
Комментарий удален
Гость      07:05 03.04.2019 (2)
Комментарий удален
     09:55 03.04.2019
Нельзя недооценивать разум первобытных людей, их здравый смысл был на высоте, но мышление основывалось на чувственном восприятии и вере (уповании на) в Единого (двуединого) бога - Мать-Отца примерно с 250 тыс. лет до н.э. 
Гость      07:29 03.04.2019 (2)
Комментарий удален
     09:58 03.04.2019
Леночка!
Лекарственные травы найдены в погребениях ещё неандертальцев. А ответственным за здоровье и исцеление считался бог-отец (мужское начало).
Гость      07:33 03.04.2019 (1)
Комментарий удален
     10:05 03.04.2019
Уважаемая Лена!
Простите за совет: Вам будет весьма интересно и небесполезно прочесть мою книгу "Исход евреев из Египта" (там описано образование "мозаизма" как синтез религии отцов Авраама (шумеро-аккадские воззрения) и эхнатонизма.
С искренним уважением, Михаил Зильберман
Гость      23:34 02.04.2019 (1)
Комментарий удален
     23:58 02.04.2019 (2)
1
Уважаемый B.v.!
В своё время, когда я был приглашён администратором на сайт, я поставил его в известность, что мои работы более научного плане, нежели художественные (за исключением романа "Гнев Энлиля"). И его это вполне устроило (посещаемость же моей страницы довольно высока).
С  искренним уважением, Михаил Зильберман (доктор, профессор).
 
Гость      00:18 03.04.2019 (2)
Комментарий удален
     00:23 03.04.2019
Большое спасибо за протекцию (любой пиар - это пиар).
Ваш Михаил Зильберман
     00:20 03.04.2019
1
Глупость какая...
Чего это "не подвергая"?
Надо подвергать!
Сколько можно загрязнять информационное пространство...
Оно ж не безразмерное.
     00:09 03.04.2019 (2)
1
Хм... На какой сайт?..
На "Фабулу-дебют!"?
Ежели так, то это какие-то фантазии.
Администрация отродясь на этот сайт никого не приглашала. Кому надо - сами приходят.
Гость      00:33 03.04.2019 (1)
Комментарий удален
     00:34 03.04.2019
Патамушта это какой-то...  поддельный автор.
     00:25 03.04.2019 (1)
Вот с этими двумя твоими утверждениями соглашусь и даже порадую тебя плюсиками.
     00:25 03.04.2019
1
Экое счастье привалило.
Реклама