Предисловие: Книга, основанная на православных источниках. обобщающая все основные сведения о рае, аде, смерти, конце света, преображённой земле.
Тот свет
Многие не видят плана и отрицают,
что такой план есть, а некоторые думают
о нём с дрожью и робостью, - сомневаясь,
веруют и, веруя, сомневаются.
Иоганн Гердер
Оглавление
Предисловие ------------------------------------------------------------------------- 2
Глава 1. Физическая смерть, исход души, мытарства ----------------------- 9
Глава 2. Рай, мир Ангелов -------------------------------------------------------- 22
Глава 3. Ад, мир бесов ------------------------------------------------------------ 44
Глава 4. Подготовка к загробной, вечной жизни ---------------------------- 66
Глава 5. Связь миров -------------------------------------------------------------- 83
Глава 6. Второе Пришествие Христа, Конец Света, Страшный Суд --- 104
Глава 7. Обновлённый человек и обновлённая Земля --------------------- 127
Послесловие. Цель жизни ------------------------------------------------------- 130
Источники сведений и мыслей ------------------------------------------------- 131
1
Предисловие
Хотели бы вы посмотреть на самых расчётливых людей?.. Если да, то зайдите в любую церковь во время службы. Перед вами будут те, кто серьёзно заботится о своей будущей жизни.
Возможно, вы, как и эти люди, тоже понимаете, что семьдесят-восемьдесят лет нашего пребывания на земле – весьма короткий отрезок времени. А если вы человек пожилой и проводили на тот свет многих своих старших родственников, а то и сверстников, то понимаете это очень хорошо. И тогда напрашивается вывод: необходимо позаботиться о том, что ожидает дальше, за чертой смерти.
Атеисты возразят, что, умерев, они истлеют без остатка, а бессмертной души и вовсе не существует. Что ж, истлевайте. Только это нерасчётливый самообман. Созданное не исчезает. Тем более созданное Богом. Оно может преобразиться, измениться, но не более того. Нет в мире места под названием «в никуда». Хочет человек или не хочет, но не произойдёт такого, чтобы он растворился в воздухе без остатка. Бессмертны наши души, бессмертны даже тела. Придёт великий час, плоть умерших восстановится вокруг своих душ, и потому на Страшном Суде не будет ни одного атеиста.
Что же делают «расчётливые», т.е. верующие люди в храмах? Много чего. Вспоминают земной путь Христа и Его учение, славят Господа и просят о милости, подтверждают свою преданность Богу и говорят с Ним. Да-да, общаются с Высшим, Непостижимым, Всемогущим, Источником творения, мудрости и любви. Это с президентами и министрами вы вряд ли когда поговорите, а с Богом можно, Он позволяет. Как Отец наш. Небесный Отец всех людей.
Возможности Творца не ограничены. Потому верующие и взывают напрямую к Нему, даровавшему людям жизнь, сознание, бессмертные души; и все их помыслы и дела направлены к одной цели – спасению. К спасению от одного из двух мест пребывания, что открываются перед каждой душой после смерти, ради другого, которое предпочитают если не все, то, наверняка, большинство. Это ад и рай, только два места для загробной жизни. Не сумеете попасть в одно – окажетесь в другом. Третьего варианта не существует. И не имеет значения, верите в это или нет.
Окиньте внимательным взглядом свою жизнь и задумайтесь: что вы делаете для своего будущего? Где вы собираетесь находиться после земного
2
существования, которое только в детстве воспринимается как очень и очень длинное? Находиться не те самые семьдесят-восемьдесят лет, а тысячи, всегда, вечно? Вы ведь тоже в большей или меньшей степени расчётливый человек. Как, впрочем, и все нормальные, благоразумные люди, которые серьёзно относятся даже не к слишком важным делам. Какая-нибудь мать не устанет и пять раз повторить своему ребёнку, чтобы умылся. Ещё бы: гигиена нужна и полезна. Мужчина, которому продали рублей за триста бракованную запчасть к автомобилю, вернётся в магазин, устроит скандал, вызовет управляющего и добьётся справедливости. Это очень важно: вернуть свои кровно заработанные деньги. Старушка-пенсионерка несколько раз обойдёт полки магазина, чтобы выбрать товар подешевле среди множества подобных. Важно сэкономить: её пенсия не премия топ-менеджера. Но все ли мы заботимся о том, что в миллионы раз важнее – о существовании загробном, бесконечном?.. Смерть неизбежна. Значит, неизбежна и следующая жизнь – после физической кончины. Парадокс: самые расчётливые в ЭТОЙ жизни люди обычно совсем не заботятся о ТОЙ, второй, которая, как океан в сравнении с каплей воды.
Извинительно не думать о последнем часе в молодые годы. Всё только начинается, впереди целые десятилетия жизни! Ещё столько всего не испытано, не пережито, не перечувствовано!.. Но вот как снег на голову обрушивается на человека тридцатилетие, и он в растерянности спрашивает себя: «Как, уже?.. Молодость закончилась? Я совсем-совсем взрослый?..» А в тридцать пять-сорок любой осознаёт, что половина жизни миновала, причём лучшая, без тяжёлых болезней и больших забот. После пятидесяти самоощущение ещё раз сильно меняется. Теперь десятилетия позади, а дальше – остаток, который не сулит ничего нового и интересного, потому что всё испытано, пережито, знакомо. Кстати, и до полувека доживают далеко не все: смерть лишь изредка заглядывает в дома престарелых и в хосписы, подстерегая человека в квартире и на дороге, на воде и в воздухе, в турпоездке, ночью в тёмном закоулке и днём на пикнике в весёлой компании…
Изумляет отсутствие чувства самосохранения и расчётливости (в хорошем смысле слова). Обрекать себя на вечное пребывание в местах, где никогда нет света, где со всех сторон доносятся стоны и крики страдальцев, где душа с содроганием ощущает присутствие каких-то мерзких существ – поразительно неблагоразумное поведение, легкомыслие, которое невозможно ни понять, ни как-то объяснить. И тем не менее в наше время таких неблагоразумных становится всё больше и больше. Замечательная евангельская притча о богаче и Лазаре повествует о том, как человек,
3
который не заботился о своей будущей жизни, попал в ад и горько раскаивался, видя блаженство других людей в Раю. Понимая, что в своей судьбе уже ничего не исправит, он просил Авраама послать кого-нибудь к пятерым братьям, чтобы убедить их не идти дорогой, приведшей его в место вечного мучения. Авраам ответил в том смысле, что это бесполезно: братья грешника всё знают, всё понимают, но с упорством самоубийц ведут такой же образ жизни, какой вёл их старший.
Такова горькая реальность: в земной жизни люди беспечны и нерасчётливы, а в следующей уже ничего не исправят. Цель данной книги как раз и состоит в том, чтобы, по возможности детально показав мир иной (духовный, потусторонний, параллельный, загробный), его тесную связь с миром нашим, земным, убедить читателя в необходимости приостановиться, задуматься о своей судьбе, озаботиться вечным будущим.
Конечно, об этом уже много написано. Существуют десятки замечательных богословских книг о высшем мире как тех авторов, кого называют Отцами Церкви, так и современных религиозных писателей. Но то, что эти книги превосходны – по материалу, изложению, языку – как раз и может оттолкнуть неискушённого, массового читателя. Во-первых, данные труды строго научны и потому насыщены цитатами, чаще на церковнославянском языке. Во-вторых, они для тех людей, кто уже уверенно идёт по пути духовного развития. Такие в моём сочинении не нуждаются, большинство из них в плане богословского самообразования как минимум равны мне, а скорее, опережают. Я же своей книгой хочу обратиться к такому человеку, который делает первые шаги христианина и стоит перед учением Господа Иисуса Христа в страхе и благоговении, словно перед непреодолимой стеной. Дайте же мне руку, и мы вместе осилим первые препятствия. И хотя за ними открывается океан премудрости, самая длинная дорога, как верно говорят, начинается с первого шага.
Цели раскрытой вами книги определили её особенности. Во-первых, она опирается исключительно на Священное Писание, Священное Предание, труды Апостолов, труды Отцов Церкви, созданные до разделения христианства в ХI веке, а также на сочинения богословов позднейшего времени, чья верность апостольскому, православному учению не подвергается сомнениям. Только так можно было сохранить ту истину, которую дал нам в земной жизни сам Христос. Дал ученикам, те – своим ученикам, следующие поколения пронесли богоданную мудрость через преодоление ересей николаитов, ариан, несториан, монофизитов, иконоборцев и других и закрепили её в решениях Вселенских Соборов. Во втором тысячелетии выдающиеся православные богословы продолжали
4
хранить евангельское учение в первозданном виде и в своих толкованиях и пояснениях для людей новых поколений ни на шаг не отступили от истины. Благодаря их верности Господу и Его учению можно уверенно сказать: во время Божественной Литургии в наших храмах мы слышим то же самое, что говорил Христос двенадцати ученикам, когда три с половиной года проповедовал на земле.
Из письменных источников для любого православного христианина на втором месте после библейских книг стоят труды тех, кого называют Восточными Отцами Церкви. Имена их на слуху даже у людей, незнакомых с богословской литературой: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Ефрем Сирин, Максим Исповедник и другие. Места их служения Богу и людям – различные регионы Средиземноморья. В основном те, где был распространён греческий язык. Мудрость этих людей, глубина их проникновения в суть труднейших вопросов, касающихся человека, веры, бытия в целом, поражает. Без всякого сомнения, это умнейшие люди всей нашей земной цивилизации. Однако очень непросто было найти в их сочинениях то, что необходимо для данной книги – сведения о духовном, нематериальном мире. Величайших богословов ТОТ свет интересовал только в одном ключе – достижения райских блаженств и спасения души от вечных адских мучений. Отсюда большое внимание проблемам нравоучительного характера: какова суть грехов и каковы способы преодоления греховных устремлений; как молиться, чтобы слова очистили душу от повседневной шелухи и дошли до тех в Небесном Царстве, к кому обращаемся; что даёт человеку пост; как воспитывать себя в духе евангельских заповедей и т.д. Подробно разъясняя эти вопросы, Отцы Церкви по сути обозначили весь путь духовного совершенствования и восхождения к Богу.
Также значительное внимание богословы первых веков христианства уделили основам вероучения (Бог, Его троичность, Боговоплощение и т.д.) и разоблачению ересей, которые в то время не раз серьёзно угрожали истинной вере, будь то богохульные утверждения о сущности Иисуса Христа, враждебное отношение к иконам или другие плоды поверхностных умов, которые нечистый дух туманил заблуждениями и грехом тщеславия. Помимо этого, все или почти все великие Отцы Церкви
|