Произведение «Скифы» (страница 1 из 16)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: причины войн
Автор:
Читатели: 2819 +1
Дата:

Скифы

СКИФЫ.
Часть 1.
Победа скифов над египтянами.

Глава 1.

Римляне в первые века нашей эры считали доказанным, что народы Скифии господствовали в Европе и Азии полторы тысячи лет примерно с 3554 г. до н.э. Их владычество в Азии прекратил ассирийский царь Нин (Паний, Панин) около 2054 г. до н.э. В труде Юстина содержатся следующие  хронологические указания:
После победы скифов над египтянами  на протяжении 1500 лет Азия платила дань скифам. Затем ассирийцы правили Азией 1300 лет, а мидяне — 350 лет. Таким образом, так как конец владычества мидян связывался с правлением персидского царя Кира (середина VI века до н. э.), то победа скифов, по Помпею Трогу, относится примерно к 3700 году до н. э.
Христианский историк Оросий, достижение скифами господства в Европе и Азии  отнес к периоду за 1500 лет до Нина, что попадает на 3553 г. до н. э. Оросий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима (2053 год до н. э.).
Юстин повторил версию Помпея Трога о большей древности скифов по отношению к египтянам, привел имена ранних царей скифов и указал на связанные с ними события:
Скифы  занимали незначительную область, но впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую славу и господство. Сначала они жили в очень незначительном количестве у реки Аракса (Аму-Дарья).  Еще в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера (Азовское море) и прочие области до реки Танаиса (Дон).
Хорошо знакомые со скифами греки описывали их как красивых людей крепкого телосложения. Поскольку спартанцы и афиняне были известными эстетами во всем, что касалось строения тела и в целом внешнего облика человека, к тому же не склонными к пению дифирамбов иноземцам, то можно не сомневаться в справедливости этой оценки. К тому же она подтверждается данными ученых-антропологов. Вот как описывает внешность европейских скифов один из мэтров отечественной антропологии академик Валерий Алексеев: «Это были классические европеоиды, отличавшиеся... удлиненной формой головы, относительно низким и широким лицом, довольно массивным скелетом и сравнительно высоким ростом».
В известном древнегреческом трактате «О воздухе, водах и местностях», который часто приписывают перу знаменитого целителя Гиппократа, хотя труд этот был создан гораздо позже, автор обратил внимание на необычный оттенок волос у жителей Северного Причерноморья. «Все скифское племя, — свидетельствует неизвестный эллинский врач, — рыжее, вследствие холодного климата, так как солнце не действует с достаточной силой, и белый цвет как бы выжигается от холода и переходит в рыжий»
Война для скифов была повседневным явлением, поэтому все взрослые мужчины, никогда не расставались с оружием. Свою воинственность они объясняли чужеземцам следующими словами: «Нам постоянно приходится воевать, или защищая свои стада и пастбища от других, или  нападая на них».
С большой долей вероятности можно утверждать, что скифы первые воспользовались лошадью для верховой езды. Кочевая жизнь, совершенно ровная страна, климат и условия почвы, которые способствовали развитию коневодства, наконец, занятие почти исключительно скотоводством, все это вместе взятое должно было навести на мысль воспользоваться лошадью для быстрых переездов. При столь благоприятных условиях через короткое время применение лошади сделалось всеобщим, и скифы так привыкли к лошади, что проводили почти всю жизнь на коне.
Вероятно, скифы уже ознакомились с лошадьми и привыкли на них ездить задолго до того, как грекам пришла в голову мысль, о возможности сесть верхом на лошадь. Этому незнакомству греков с верховой ездой можно приписать происхождение мифа о кентаврах. Человек, не допускавший мысли о том, чтобы ему подобный мог сидеть на лошади, очевидно, при первой встрече с всадником был вполне расположен принять этого последнего за особое существо: получеловека, полулошадь.
Вооружение скифов состояло из лука и стрел; эти последние имели наконечники, по словам Геродота, из меди или бронзы.

Глава 2.

В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к IV тысячелетию до н.э., в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего Востока. Культуру,  которая сыграла важнейшую роль как в формировании античной культуры, так и в дальнейшей истории развития общества. В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с культурой нашего времени. Она соединяет нынешнее искусство – любое современное здание, любой плакат – с искусством, возникшим пять тысячелетий назад в долине Нила.  Школу египтян прошли греческие мастера.
Среди рабовладельческих государств, возникших после распада родового строя, Египет первым достиг подлинного могущества и стал великой державой, в которой народ был полностью подчинен правящему классу. Сознание силы, желание ее приумножить и сохранить определили мировоззрение правящей верхушки общества и легли в основу религии египтян. Египетская великодержавность и страх, который она внушала соседям, египетская государственность и страх, который верховной власти надлежало внушать самому египетскому народу, требовали раз и навсегда установленных представлений и верований. Основные принципы, служившие опорой верховной власти в Древнем Египте – незыблемость и непостижимость.
С самого возникновения египетской державы они определили обожествление ее полновластных правителей – фараонов. Их неограниченная власть основывалась на земельных богатствах и эксплуатации огромных масс рабов. Уже в 5 тысячелетии до н.э. появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Уже тогда жилища вождей племен стали выделяться среди других своими размерами, а могилы обкладываться кирпичом по мере освоения этого материала. Кроме того, могила вождя была прямоугольной, в то время как рядовые общинники погребались в обычных овальных ямах. Особое внимание оформлению могилы вождя уделялось потому, что считалось, что “вечное” существование его духа обеспечивало благоденствие всего племени. В Иераконполе была найдена такая гробница вождя, глиняные стены которой были уже покрыты росписью.
В процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческого государства роль фараона увеличивалась. Египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период,  до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных – быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”.
  Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано, в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов.  Примером памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое государство. “Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов,  но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского стиля.”  С целью максимальной ясности одна и та,  же по существу тема повторяется в палетке Нармера несколько раз в разных вариантах. В центре Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. На оборотной стороне,  вверху он же, в короне Нижнего Египта, как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде быка разбивает рогами зубчатую ограду поселения и топчет копытами поверженного врага.
На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен Урей – священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна борода, которую стали носить египетские цари.

Глава 3.

И вот фараон, этот полновластный хозяин крупнейшей и мощнейшей державы своего времени, этот могучий африканский лев пал под ударами северного медведя.
Скорее всего, победа далась скифом не очень дорогой ценой. Решающую роль сыграло превосходство в тактике и вооружении. Большое количество конницы (в Египте лошадей почти не было) вооружённой мощными луками, боевые колесницы, представлявшие собой, установленные на повозках двойные каркасы, сплетенные из прутьев и с  заполненной глиной серединой, предназначенные для защиты находящихся в повозках стрелков, сыграли решающую роль.
Скифы не жалея стрел расстреливали изготовившегося к рукопашному бою противника, но не приближались к нему в плотную. Когда же египетские воины под влиянием огромных потерь, обращались в бегство, конные скифы нагоняли их и разили копьями, мечами и кистенями.
Но одно дело захватить страну, одержав победу в сражениях, гораздо труднее удержать власть в ней на протяжении длительного времени. Как же могли практически неграмотные кочевники управлять огромным государством, и собирать дань в течение 1500 лет, не только с него, но и со всей Азии?
Сбор налогов – дело не лёгкое. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на тысячи современных офисов и десятки тысяч чиновников Министерства по налогам и сборам только в нашей стране.
Единственная возможность собрать дань состояла в заключении взаимовыгодного договора с египетскими жрецами. В обмен на сохранение жреческой касты, служители культа обеспечили выполнение поставленной задачи. Храмы Египта, оказывались центрами

Реклама
Реклама