Хорс - божество несомненно солнечное, то он разбит в осколки, то замёрз как мамонт? Поэт увидел бивни явно не в солнечную погоду, возможно была даже гроза, а ледниковый период сохранил нам образ. Писатель представил Хорса с мечом. Объединяя образы, можно отнести явление к эпохе сфинкса, когда меч падал с неба ещё целым на пути эволюции человечества, но непогода на дворе подвела жителей деревни Артания к той самой реке, вдоль которой они жили. Когда началось крещение меч раскололся. Напомню, что до христианства славяне жили-были в составе трёх земель Славия, Куявия и Артания (царь в Арте) вдоль одной реки и упоминалась ещё зачем-то Булгария. Наверное, затем, чтобы показать имя ближайшего соседа: Булгары - от слова бык и гора света. Прошло время, опубликовали «Слово о полку» (уже в Париже, 1800) и Гаврила Державин пишет: Руина чти! Сочинил на память потомкам 6 июля 1816 года и тем часом умер.
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
Почему мамонтов я вспоминаю в начале статьи, так просто тема знакомая, видел останки в музее палеолита на Брянщине у города Погар, есть село Юдиново, а в селе совершенно случайно их и обнаружили. Мужик копал подвал под домом и на глубине 3 метров нашёл кости. Оказалось, что это целая улица из шалашей, выстроенных из костей мамонтов и шкурами укрытых. Одно окно - на восток. Такой музей - один на белом свете, потому он никому не нужен, кроме односельчан. А ещё по легенде из этих мест, когда старик рассказал внуку, отчего кости появляются на берегах реки. Мамонты живут под землёй, а умирать выходят на свет (книга «Русь и Орда», написал Михаил Каратеев потомок Карачевского князя). Кстати, изумительный роман по содержанию, охватывает период жизни Левобережных земель до Куликовского сражения, с переводами древних русских слов. Ещё по курганам-могильникам Брянщины, пытаясь определить место захоронения Хорса, изучал село Лыщичи. Статья ниже по ссылке в приложении, а всё ради чего, вот и настал тот момент истины, когда могу поделиться соображениями. Для этого пришлось изучить судьбу все богов в пантеоне Крестителя. К тому же, попутно ухлопал много времени на поиски причины отсутствия Ивана Грозного на памятнике Тысячелетия России, и это вылилось в три статьи размером, с изучением там идолов в горельефах из металла. И всё же продолжаю это делать, хоть ответ и нашёл. Сомнения в принципе исчерпаны (благодаря тому), но один вопросик есть, о котором в конце не забыть бы написать. Изучение пантеона языческих богов можно продолжить с версией, что Велес - "волосатик" и скотий бог, затмил всё же Хърса на этапе эволюции. Но это будет не менее увлекательное путешествие. Перед завершением написания этой статьи пришлось вернуться к этимологии даже национальных валют - гривна и рубль. Казалось бы, было бы ради чего... Так мне казалось, ведь ответ о мире мирном во всём мире света - нашёл для себя однозначный и неутешительный,
Для той России, с идеологией Великого колонизатора, для жителей колониальной земли - языческая история была крайне вредна, но и без неё никак. Невозможно обогнать время. Россияне до сих пор стучат по дереву и не идут в церковь, если дорогу перебежала кошка. Но можно пятиться задом наперёд. А как справляют Масленицу! Для прозападной католической колонии - история Москвы, что пятое колесо в телеге. Ехать на машине и смотреть в зеркало заднего вида - как на Маше скакать (перевожу на русский). Столица мира переехала в Петербург стараниями протестантов и делами Петра Первого. Однако этот факт был мне известен и без обследования памятника в Новгороде Великом и без знания языческих богов, а сугубо по историческим фактам, берёзовым грамотам и местным приметам в градостроительстве. Пушкин лишь подтвердил в «Медном всаднике» обстоятельно и безапелляционно - сравнением с «Порфироносной вдовой», назвав Москву, поникшей перед новой столицей на Неве. Царь вычеркнул этот куплет. Произведение так и изучают в школе, урезанное цензурой.
Статью пишу исключительно ради одного языческого бога Хорса, который упоминается в повести, повторюсь, и, которого я искал на памятнике среди других идолов, но не нашёл. Но сомнения закрались. Объясню почему. Чудеса и только. Других документальных подтверждений, особенно на фоне портретов исторических фигур с тысячелетней историей земли, попросту нет. Только там можно увидеть Перуна, каков он есть (под каблуком Крестителя), Велеса с кулаком (за спиной Рюрика), ещё Утку рядом с солнечным божеством (за группой князей Белой Руси). Утка - женский род, богиня Макош или Мокошь, она одна такая, её не спутать с другими. Солнечный лик рядом, возможно, Даждьбог...? И знак вопроса, который ранее передо мной не стоял. Солнечных богов было много, не один такой в образе с лучами, разница лишь в принадлежности - какой ветви славян. Вот Стрибог, к примеру, он «рыбак» в значении термина и половец этого значения в переводе - «рыбак», тоже - «старого бога» (пожилого человека - дословно). Таким образом, понятия соединяются, становится безупречным ответ, почему стрелы Стрибожии сыпались на полки Игоревы? Потому что он воевал с целью нечто «омолодить» (проходили эту тему), интересное понятие, утраченное на сегодня, оно осталось только в картах. Воевал он с половцами, а себя называл - внуком Даждьбожьим, то есть солнечным. Прямой перевод: Даждьбожий = «дай бог», что часто повторяем мы. А сказитель и певец - Боян, который замышлял по древу себя главным, старшим на земле, был внуком Велеса. Вот такие «родственные связи» между внуками языческих богов определены в повести на заре христианизации. Как подтверждение тому - финал с Богородицей и вступление в «старый» Киев. Власть поменялась, веру «омолодили», об чём и речь. Так вот. Это всё понятно. И даже то, почему немцы-католики сейчас на родине Игоря и город Рыльск с Курском и Суджей пытаются захватить. Непонятно было другое.
ПАНТЕОН ШЕСТИ РАТНИКОВ
980: И постави (Владимир) кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. Пов. врем. лет, 56 (1377 г. ~ нач. XII в.).
Когда Владимир их ставил, обращаю внимание за 200 лет до похода Игоря, тогда времена были совершенно другие и, можно предположить, что они стоят по росту. Понятно по какому, не как на физкультуре, а по важности. И второе. Идолов шесть, а на памятнике я нашёл четверых. Бог Херс указан летописцем после Перуна вторым (по значимости) богом в пантеоне, но где тут Велес? Вот вопрос. Среди кумиров его нет. Забыть, как царя Грозного те ваятели, монах не мог. Что-то не сходится, либо Велес и есть тот - Хърс с лучами от головы и кулаком зрителю. Поэтому он здравствует за спиной Рюрика, а Перуна древяна - под сапог Владимиру («а главу его сребрену, а усъ златъ» - поднимает мужчина с недовольным видом). Херс - подходит на роль бога-близнеца в названии, сравните: Херодот, Хермания, Хермес и обращение хер к мужчине как господину. Аналогично - дон/донья и уважительно, и подчёркивая статус - не рабы - господа в Испании. В нашем же понятии, между словами дон-дно и гора-высь возникает путаница, мы привыкли, если большой, то - великий. Ваша светлость, можно я буду называть Вас, ваша низменность? Или ваша тьма? А подолье или донность? Тоже нет...
Стрибога могли не изобразить из вредности (как бога половца-рыбака), ибо Пётр - лютеран поселил в Скандинавии, разгромив шведа под Полтавой в 1709 году. На стороне шведа, кстати, был Мазепа. До сих пор флаги Украины и Швеции одинаковые по цвету. Но Мазепа не только Петра с объединением земель кинул (30 лет дани не платил России), но и Карла кинул, не поставил обозы с продовольствием. Вместе сбежали в Крым под защиту султана турецкого. До сих пор люди спрашивают, что шведы делали под Полтавой? И действительно. А что такое Ингерманландец? От слова хер с аббревиатурой Христа + человек+земля. Шведы использовали запорожцев для охраны пленных и на землекопных работах, выдавая каждому за день работы «по полкаролина» (по 10 копеек). Примерно как сегодня англосаксы наёмникам из местных людей платят долларами, отправляя на войну с россиянами. Надо понимать, что деньги эти - не украинские, хоть и гривны, и всё на этом - рассуждения закончены. Если кто-то считает, что те были гуманнее, чем эти пришлые, или которые правили империей два века назад, обратите внимание на памятник Тысячелетия. Тогда не было Путина, Сталина и Ленина, страна готовилась к отмене крепостного права, приближался юбилей - 1000 лет России - надо было как-то отметить это дело. И что, есть там хоть один Игорь? Игорь - кумир в неоязычестве, как и Святослав. Сегодня их пронумеровали в Украине на один-два-три, но на памятнике нет никакого. А немцы есть, они и тогда, и сегодня - те же. Рим использует их как таран - Троянский конь у сочинителей, а Трою замаскировали под Троки (устье Двины), бывшее русское княжество. В повести - Тмутаракань - Прибалтика от Выборга до Калининграда (на реке Преголь) и западнее, см. историю Пруссии. Когда Владимир расставлял богов (980), потом сплавлял по Днепру, он не знал, насколько я могу предположить, какая сеча развернётся, и что его 11 сыновей из 12-и погибнут первыми. Боги объявили войну христианизации на столетия. Некоторых идолов сегодня учёные не могут распознать вслед за утраченными племенами, по факту государствами-княжествами (Туровское, Беларусь), настоящими империями, как Рогволода. Поэтому, что за бог Симаргл - неизвестно. Современная лингвистика не может корректно возвести теоним Симаргл к иранским формам "мифонима Симург", а к русским - не позволяет наука. В 1965 году филологи Иванов и Топоров предприняли попытку объяснить происхождение древнерусского Симаргла, оставаясь на славянской языковой почве. Учёные этимологизировали теоним Симаргл как «семиглав», др.-рус. *Sedmor(o)-golvъ → *Semorgol(v)ъ → *Семаръглъ. Опираясь на сравнение с Триглавом и Ругевитом, Симаргла они объявили богом, объединяющим семь высших восточнославянских божеств: пять богов киевского пантеона, Волоса и Сварога. Или седьмым богом, если Сварог не входил в их число. Против такой интерпретации выступил киевский археолог Б. А. Рыбаков и историк М. А. Васильев: «Повесть говорит о шестичленном, а не семичленном пантеоне». Пожалуй, да, переборщили. Надо бы остановиться на главном звуке «гл» - в форме слова: Semorgolъ → Семаръглъ, ведь и река так называется «пре-голь». А голядь - главный бог дословно. Только не семь, а семя. Сеять умное и светлое, доброе и так далее. Преголь переводится: «Он проповедовал». Сом как памятник золотой рыбе, хвостом обнимающий замок, установлен на берегу Преголя очень символично, переводится сом - «страна зерна» - дословно с латыни. Сварога от Рогволода практически не отличить, как сварщика от свары - картёжный термин
В романе Юрия Никитина «Артания» главный герой ищет осколки меча бога Хорса. В стихотворении Велимира Хлебникова «Жизнь» есть такие строки:
Он умер, подымая бивни,
Опять на небе виден Хорс.
Его живого знали ливни —
Теперь он глыба, он замёрз.