План изложения
1. Введение …………………………………………………….....3
2. Напоминание о методологии возникновения новизны и о
спонтанной самоорганизации нейронной материи нашего
мозга в инсайтных актах возникновения смыслов новых
идей ………………………………………………………….…….15
3. Бытие как Нужда (в обновлении): почему Бытие
приравнено Хайдеггером к Нужде? …………………………….23
4. Чего не было в текстах Хайдеггера, и что мы
добавили к его мыслям, чтобы, как нам представляется,
лучше понять то, что было изложено им в «намёках»?..………24
5. Где «место расположения» негативных факторов? ………..29
6. Что такое истина, по Хайдеггеру?.............................................35
7. Смысл «тактики» вопрошающего мышления…………….….41
8. Загадочная будущность (по Хайдеггеру, через 300 лет)
раскрытия сущности Бытия……………........................................43
9. «Чудо мышления»: не решённые вопросы возникновения
Новизны в виде идей………………………………………………48
10. Акт спонтанной самоорганизации материи любого вида,
как акт «умственной деятельности» этой материи ……………..53
11. Социум как живое видообразование Природы, и что
из этого следует? ………………………………………………….78
12. События исторические и историографические
(по Хайдеггеру) …………………………………………………...85
13. К вопросу о роли личности в истории ………………………91
14. Откуда у Хайдеггера могла возникнуть идея
онтологического различения между Бытием и сущим? ……….116
15. Почему Бытие у Хайдеггера неразрывно связано со
Временем, и нельзя ли расторгнуть эту связь?...........................121
16. Самоорганизация материи в 4-х частном строю
методологии возникновения Новизны.........................................124
17. Выводы: что нового, по нашему представлению, было
обнаружено в процессе написания данного текста?....................126
18. Некоторые термины, используемые Хайдеггером в
«Чёрных тетрадях» (1931-1948 г.), и наша интерпретация
их смыслов ………………………………………………………..127
Литература…………………………………………………………177
Как же много мы знаем того, чего не понимаем
Ортега-и-Гассет
(«Размышления о «Дон Кихоте»»)
1. Введение
1. Самое первое знакомство с текстами М. Хайдеггера времён написания им «Чёрных тетрадей», «К философии (О событии)», «Со.бытие» и аналогичных им произведений просто-напросто ввергает в граничащее с отчаянием уныние от невозможности хотя бы что-то понять в этих текстах.
И подобное состояние возникает всякий раз не столько из-за той, «изобретённой» им терминологии, которой он пользуется, сколько от непонятности тех смыслов, которые скрываются за, казалось бы, известными нам терминами и терминами неизвестными.
А ведь каждому термину у Хайдеггера соответствует вполне определённое значение, но притом, значение весьма отдалённое от того, что привычно для нашего обыденного понимания.
Иначе говоря, мы не видим за его терминами тех смыслов, которые нами ожидаются. Отсюда, от неопределённости смыслов отдельных терминов возникает состояние неопределённости в интерпретации смысла того предложения, в котором оно используется.
Спрашивается, в чем причина столь замысловатого изложения?
Для начала можно предположить, что терминология «пришла» к Хайдеггеру после того как он уже обдумал некоторые положения своего мышления. И ему пришлось и изобретать новые термины, и «подгонять» старые под ту необычность своего вопрошающего мышления, которая столь характерна для данного периода его творчества. А это был, как мы знаем, период «поворота» к Бытийно-историческому мышлению.
В этом периоде Хайдеггеру важно было знать,
- что такое Бытие, и в каком виде оно проявляется,
- что такое онтологическая дифференция,
- в чём заключается истина самого Бытия,
- что такое История и чем она отличается от историографии,
- в какие «моменты» происходит «зачатие» исторических событий,
- кто (что) является исполнителем «воли» Бытия,
- в каком виде проявляется эта «воля»?
И все это занимало его вместе с вопросом, что было «первым началом» философии и каким именно должно быть «другое начало»?
Вот далеко не полный перечень тех необычных вопросов, которые его интересовали. Тем более, все это обнаружилось Хайдеггером на фоне зашедшей в тупик метафизики, концом которой он считает метафизику Ницше. А началом новой, конечно же, он считает свою фундаментальную онтологию, понимание которой, по его мнению, наступит не ранее как через два-три столетия.
А что может быть необычнее вопроса: так что же всё-таки лежит в основании того, что побуждает систему к действию, что способствует её развитию, что обновляет её, что создаёт новое сущее, ранее никогда не существовавшее? И таковым обновляющим, по Хайдеггеру, конечно же, является истина Бытия, которая по всем параметрам — по своему смыслу и по форме своего инсайтного представления в наше сознание — является не чем иным как внезапно явленным смыслом идеи. Так что понятия истина Бытия и идеи будут представлены в нашем тексте на равных основаниях, в силу своей эквивалентности (тождественности).
2. Мы и сами в своих Статьях пытались понять, откуда и каким образом возникает новое знание и каким путём обновляется окружающий нас предметный и духовный мир.
А потому не будем лукавить и делать вид, что мы не заметили сходство некоторых положений нашей методологии возникновения новизны (см. следующий Раздел 2) с теми задумками, которыми оперировало мышление Хайдеггера времён написания указанных выше произведений. И эти задумки он называл по-разному: и намёками, и размышлениями, и записками.
Да, действительно, мы заметили некоторое сходство того, с чем имело дело наше мышление, с тем, о чём мыслил Хайдеггер. И именно это послужило поводом для того, чтобы попытаться сделать более доступным нашему пониманию терминологию Хайдеггера в части её отношения к Бытию как Нужде в обновлении тех или иных структур любой системы, и в частности — социума как наиболее близкого нам образования.
Вот почему мы попытаемся непонятное нам поначалу знание, изложенное Хайдеггером, представить, исходя из того, что мы понимаем сами. А понимаем мы в более или менее ясном виде методологию возникновения Новизны, изложенную нами в опубликованных ранее Статьях и книге «Методология возникновения новизны». Вот исходя из этого знания мы и постараемся изложить то, что знает Хайдеггер, но в терминах, которые в той или иной степени станут нам более понятны после приведённых нами ниже по всему тексту разъяснений.
А поскольку наследие Хайдеггера огромно как по объёму, так и по разнообразию затронутых им тем, то наша задача состоит только в том, чтобы выбрать из текстов Хайдеггера, в основном, те цитаты, которые «намекали» бы на изложенные нами ранее положения возникновения Новизны посредством генерирования идей. И не только выбрать, но и проинтерпретировать их в части сходства и различия. Главное в этом, найти соответствие между тем, что предоставлено Хайдеггером, и тем, что изложено нами. И не только найти, но и попытаться обосновать это соответствие путём аргументации.
И этим мы непосредственно займёмся в Разделе 18 данной Статьи. А в Разделах ему предшествующих мы рассмотрим общие вопросы понимания всего лишь некоторых смыслов, которыми оперировало мышление Хайдеггера, и которые оказались в русле того, что было изложено нами ранее, и что нам удалось выявить в процессе изложения данной Статьи. А это, внове обнаруженное:
- и роль негативных факторов в «инициировании» Бытия как возникновения новых смыслов (Разделы 4, 5),
- и понимание спонтанной самоорганизации материи, как «мыслительной деятельности» последней (Раздел 10),
- и вскрытие аналогии между продуктивной деятельностью нейронов нашего мозга и спонтанной самоорганизацией окружающей нас предметной действительности (Раздел 10, пункты 10-12).
Итак, из каких соображений Хайдеггером применяются столь необычные, вовсе несвойственные философской тематике термины-наименования, каковыми являются, например, следующие: «просвет самосокрытия» и «просвет Бытия», «То же самое», «памятование», «раз-личие» и «раз-личение», «сплотка», «употреба», «Туда-сюда», «удобный случай», «Тишь», «междупространствие», «отсвоение» и т. д.?
([u]Примечание:[/u] цитирование текстов Хайдеггера дано по:
Том 1. Хайдеггер, М. Размышления 11-V1 (Чёрные тетради 1931-1938). Пер. с нем. А. Б. Григорьева. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016.
Том 11. Хайдеггер, М. Размышления V11-X1 (Чёрные тетради 1938-1939). Пер. с нем. А. Б. Григорьева. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018.
Том 111. Хайдеггер, М. Размышления Х11-ХV (Чёрные тетради 1939-1941). Пер. с нем. А. Б. Григорьева. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020.
Том 1V. Хайдеггер, М. Заметки 1-1V (Чёрные тетради 1942-1948). Пер. с нем. А. Б. Григорьева. М.: Изд-во Института Гайдара, 2022.
Причём, обозначение в нашем тексте будет следующим: сначала
даётся римскими цифрами номер тома, а затем, через двоеточие номер страницы в этом томе. Например: 111:275).
3. Но сначала, забегая далеко вперёд, нам придётся изложить некоторые соображения относительно происхождения используемой Хайдеггером терминологии. А это происхождение позволит нам лучше понять то, что он имел в виду под термином «Бытие», и почему так крепко связал его — можно сказать, узами родства — с термином «забвение».
Вот почему мы