Воспитание чувств
Александр Павлович Антонов
Сероглазый кудрявый пятилетка Вовчик был первым и единственным ребенком в семье сельских интеллигентов Эдуарда и Веры Лезинских. Малыш отличался спокойным характером, покладистостью и был не по годам рассудительным. Он никогда не капризничал, поддавался на уговоры, когда с чем-нибудь был не согласен, правда, в том случае, если его оппонент приводил аргументированные доказательства, а в остальном был обыкновенным мальчишкой своего возраста. Воспитатели в садике его часто приводили в пример другим ребятам, и все с этим соглашались, завидуя родителям такого спокойного умненького мальчика. Вовчик уже мог читать, хорошо считал, решал даже несложные задачки, особенно когда речь шла о том, кто сколько конфет получил при разделе подарка или съёл мандаринов на новогодней ёлке. Эдуард и Вера горя не знали с его воспитанием, да что там , они гордились своим чадом.
И вот однажды, когда Вера пришла за Вовчиком в детсад, воспитательница Елена Михайловна Ёлкина рассказала такое, от чего мама Вовчика лишилась дара речи. Выпучив и без того свои большие зелёные как у русалки глаза, Елена Михайловна рассказала, что после обеда, когда всех детей укладывали спать, Вовчик вступил с ней в пререкания. А когда Елена Александровна напомнила ему о необходимости соблюдать порядок и, что детям необходимо спать днём по одному часику, Вовчик, ей на это сказал буквально следующее:
- Хватит мне втирать каждый день одно и то же, я уже большой и сам знаю - спать мне или нет.
После этого Вовчик употребил в её адрес такой сложносочинённый оборот речи, состоявший на семьдесят процентов из не очень цензурной брани, что она большую часть его даже забыла, а то что помнит произнести стесняется. Другие ребятишки укладывающиеся спать, подняли головы с подушек, кто-то даже сел в кроватке и все они с восхищением смотрели на бунтаря.
-Представляете?- Заглядывая Вере в глаза, возмущалась воспитательница.
- Нет, - ошарашено вытаращилась на неё в шоке мама Вовчика , - не может такого быть.
- И где это он научился такому. Семья у вас, вроде интеллигентная (в голосе воспиталки едва слышно прошелестели нотки сомнения), я сколько лет живу, а такого ещё не слышала.
Вера растерянно опустилась на стул.
–Вот что, здесь разбираться пока не надо. Придёте домой и всё выясните. Хорошо? – Увидев как Вера, побелев лицом, высматривает сына в орущей толпе детсадников.
Мама юного дебошира как во сне помогла сыну одеться и вышла с ним на залитую весенним мартовским солнцем улицу.
– Как день прошёл, Вовчик, - спокойным голосом спросила Вера у сына.
- Хорошо, - бодро ответил Вовчик, пиная ботинками ледышки на тротуаре.
- Тебя не ругали, ты ни с кем не ссорился?
-Нет.
Дальнейший допрос Вера решила учинить дома, предварительно посвятив в проблему супруга.
Супруг Веры работал главным ветеринарным врачом района, а сама Вера трудилась в должности главного бухгалтера районного отдела образования. Оба имели высшее образование, оба приехали в село по распределению после вузов, здесь познакомились, поженились, получили как молодые специалисты квартиру и уезжать в город после необходимой отработки не захотели. Их всё устраивало.
Когда Вера поведала Эдику историю, которую услышала от воспитательницы в садике, у супруга, как говорится, глаза вместе с очками полезли на лоб.
- Не может быть, ни за что не поверю.
– Ну вот, так вот, - вздохнула Вера, - давай будем думать - что делать.
Посовещавшись интеллигентные супруги, решили, что в лёгкой непринуждённой обстановке за вечерним чаем нужно осторожно выведать у Вовчика что произошло в садике на самом деле и что он об этом думает.
- Вовчик, воспитательница сказала, что сегодня днём, когда все ложились спать, ты спать отказался и надерзил ей, да ещё и слова нехорошие говорил? – Спросил отец.
– А чё она?
- Что значит - чё она? Уточни подробней, - протирая очки подолом фланелевой домашней рубашки, потребовал родитель.
– Ну, а чё она, каждый день одно и то же, - взяв печенье из вазы и макая его в чай ответил Вовчик, - «спать детям необходимо днём, это полезно», - пробурчал сынок, - сто раз уже слышал.
– И это тебя возмутило, да? – Мама, взяв в руки голову Вовчика, повернула её в свою сторону
- Возмутило, - исподлобья посмотрел на неё малыш.
– А зачем ты ругался плохими словами? - Продолжил отец, - ну-ка скажи какими.
Вовчик сказал. У родителей отвисли челюсти, и у обоих одновременно пропал дар речи. Они растерянно переглянулись – ругательства были настолько редким и колоритными, и из такой народной глубинки, что наверняка никто из них, ну по крайней мере Вера, такого ещё не слышали.
–Это где ты такого наслушался? – Прошептала мать.
-У папы на работе, когда в садик летом не ходил.
Мама вопросительно уставилась на отца, очки её излучали прямо-таки потоки гнева.
Кто это так говорил? – Взглянув растерянно на Веру, спросил Вовчика отец.
– Дяхон какой-то.
– Что ещё за дяхон?
–Не знаю, он на мотоцикле зелёном был. Мотоцикл не заводился, дяхон его отругал, пнул по колесу и тот завёлся.
– А, это Глушков с Горбушек, ветеринар тамошний, пьяница махровый, матерщинник; слова использует только для связки матов. У него «Урал» зелёный, - глядя на Веру, вздохнув, пояснил Эдуард.
Ты понимаешь Вовчик какие это слова нехорошие? – Спросила Вера своё чадо, - говорить их нельзя.
А почему дяхон их говорил? - Спросил Вовчик.
– По тому, что это плохой дядя, к тому же пьяный, - пояснил старший Лезинский младшему. Такие слова называются матерными или нецензурной бранью, и говорить их нельзя никому.
– Никому-никому? – Явно сомневаясь в категоричности этого утверждения, - уточнил малыш.
– Абсолютно никому.
– А вам с мамой, тоже нельзя? – Продолжал Вовчик изучать вопрос.
– А разве мы с мамой так говорим? – Спросил папа, - ты когда-нибудь от нас что-нибудь матерное слышал?
Вовчик, отпил из стакана чай и утвердительно кивнул головой.
– Это когда же и что ты слышал милый сын? – Мама сурово посмотрела на Вовчика.
Папа позавчера, когда склолачивал тумбочку в прихожке, молотком по пальцу стукнул и сказал громко –« б…ь».
Непринуждённая беседа зависла на паузе.
Вера в смятении вопрошающе смотрела на мужа, - Эдик?!
– Что Эдик? Что Эдик? - Заёрзал на табурете глава семейства, - да 99, 9 процента людей у нас в России, любой кто ударит себе нечаянно по пальцу молотком, так заорёт.
– Три раза ты сказал слово «б…ь»,- подал уточняющую реплику Вовчик.
Так ведь, по пальцу молотком! Что в этом случае надо орать: - О, кайф, нижтяк или о, боже? А может –дас ист фантастиш? – блеснул знанием немецкого отец.
Мама с выражением неподдельного ужаса смотрела на папу. Вовчик, уловив замешательство в стане родителей, заключил, - ну, вот, все говорят плохие слова.
В кухне повисла напряжённая тишина.
Первой очнулась Вера. Она, поверх головы пьющего чай Вовчика, показала жестами, что беседу нужно свернуть. Папа, искавший выхода из неудобного для себя положения, кивнул коротко в ответ, вслух сказал, – ладно Вовчик, чистить зубы, на горшок и спать.
Малыш тоже не был настроен продолжать воспитательную беседу. Он слез с табурета и направился в ванную комнату.
– А вы, - вопросительно посмотрел он на родителей, не идёте спать?
– Нам тут кое-что обсудить надо, мы ещё посидим, - ответил глава семейства.
- Ну что будем делать Вера Львовна?
- Есть, Эдуард Анатольевич, у меня план, - супруга подсела ближе к мужу и шёпотом посвятила его в свою задумку.
***
Педагог-психолог Грехова Татьяна Васильевна у себя в кабинете пила утреннее кофе, которое принесла из дома в термосе, листала глянцевый журнал мод и рассуждала сама с собой об актуальности предлагаемых образцов женской одежде конкретно в их селе. Короткий стук в дверь, и появившаяся вслед за этим в дверном проёме Вера Львовна Лезинская, прервали её уныло-скептическое брюзжание.
– Привет, Татьяна Васильевна, - не отрываю тебя, - для приличия спросила она педагога.
– Нет, нет, что ты, - ответила хозяйка кабинета, - перерывчик тут у меня образовался, вот, решила кофе попить. Садись со мной за компанию.
Женщины были почти ровесницы, обеим не было ещё и тридцати лет. В село они приехали после учёбы в один год, в одно время устраивались на работу в районный отдел образования. С тех пор они были, если и не близкими подругами, то уж хорошими знакомыми, не упускавшими случая поболтать накоротке. Правда, с те пор, как Вера вышла замуж, отношения их немного было охладели - Татьяна недоумевала: как так? Приезжая невзрачная простушка Вера вышла замуж, а она вот, очень пресимпатичная девушка, к тому же местная никак не могла устроить свою личную жизнь. Поразмыслив на эту тему, и успокоив себя, тем, что муж Веры типичный ботаник и завидовать тут нечему, Татьяна снова сблизилась с Верой.
Не чинясь, Вера подсела за стол к Татьяне и без предисловия вывалила свою проблему,
- У нас Вовчик материться начал! - Гостья рассказала о том, как сын в садике шокировал воспитательницу, а та её, как они с Эдиком решили круто поговорить с мальчишкой и как он их побрил в этом разговоре. – Что делать Таня, помоги, ты же детский психолог.
– Сколько вашему Вовчику? – Подперев рукой голову, спросила детский психолог.
- Скоро пять, через три месяца.
–Да, дети в этом возрасте часто начинают взрослеть и подвергать сомнению все утверждения старших, - глядя поверх очков на подругу, сказала педагог-психолог. - Ну, ничего, педагогической науке есть, что предложить для решения этого вопроса, - авторитетно заверила Татьяна Васильевна. - Так, значит, матерится и считает, что ничего в этом дурного нет, раз папе и дяхону можно. А ты, Вера, сама не употребляешь случаем ненормативную лексику дома, хотя, что я спрашиваю, я от тебя вообще никогда этого не слышала. Татьяна Васильевна лукаво улыбнулась, - правда ведь никогда, даже если молотком по пальцу стукнешь или пальцы на машинке швейной невзначай прострочишь?
- Ну, это особый случай, Таня, - стала оправдываться Вера.
–Да ладно, ладно. Все мы в этом грешны. Это я так, - успокоила подругу педагог, - однако, вот видишь ребёнку–то всё равно – особый случай, не особый, раз взрослые говорят, значит и ему можно. Тут вот что нужно, - сказала педагог-психолог и подробно объяснила, как поступить родителям, чтобы убедить сына впредь не сквернословить.
– Ну, вот занимайтесь, - закончила консультацию Татьяна.
Вера Львовна поблагодарила подругу и заверила, что они с Эдуардом сделают всё именно так, а через недельку она ждёт Татьяну в гости, чтобы обсудить успехи в воспитании сына.
***
- Значит так Эдуард Анатольевич, - придя домой и усевшись с мужем за стол, Вера поведала о своём визите к педагогу-психологу и подробно изложила суть решения их проблемы.
– Надо Володе объяснить, что ругаться – это очень плохо, это зло, что это позорит честь семьи, что нужно бороться с этим злом
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Все родители проходят через подобное. Запреты – не выход. Верно сказано: «Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!».