Мужской монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери из Влахерны, по всей видимости, вместе с речкой Тихвинкой и городом Тихвиным - получили имя от иконы Богородицы. Район Влахерны до сих пор существует в Стамбуле - южное побережье бухты Золотой Рог. Балат (тур. Balat) - традиционный еврейский квартал в стамбульском районе Фатих. Название происходит предположительно от греч. palation, лат. palatium («дворец») в честь византийского Влахернского дворца, ранее располагавшегося неподалёку. Был разрушен, но на его месте стоит церковь - цель моего посещения. Стамбулом Константинополь стал в 1929 году (переименован), а историческая его часть Визант называется Фатих с мая месяца 1453 года, времени завоевания города султаном Мехметом. Слово Фатих имеет окончание «тих», а Тихвин - начало его. Существует ли взаимосвязь между, и, что противопоставить «тишине», если не шум? Каким боком тих -и- вин отразятся на этимологии, в поисках которой пишу ниже? Существующая этимология «тихвин» из уст местных жителей такова: тих - «дорога» - с вепского языка (местных жителей Новгородчины), а вин - «перевозчик» - гласит предание. И всё бы хорошо, и всё бы ладно, если бы не одно но. Ладила баба в Ладогу, а угодила... в монастырь? Неужели местные язычники подарили миру христиан вино, вину и даже «вин номер» машины - перевозчику за номером Один, сами же остались без вины виноватыми, а истина... в вине? Как всё сложно в этом мире. Задумываясь над красивой легендой, усматривая в ин/iх - знакомую аббревиатуру Иисус Христос, осматриваю монастырь, дышу весенним воздухом. На Тихвинке половодье, день выдался солнечный. Как часто это бывает в жизни, мы носим клички от соседей, сами же себя со стороны не видим. Финны назвали роутси (гребцы), кого? Ушкуйников, ближайших восточных соседей, существует даже версия, что русь и роутси - одно и тоже. Это сильно отразилось на прозвании жителей Греции или Египта? Никак. А вот икона обладает такой чудодейственной силой и энергией, что способна изменить даже мир. Жаль, филологи не усматривают в слове "тихвин" дорогу и перевозчика, жаль... А любители фольклора не в состоянии разглядеть божественного начала в буквицах, оттого слова и образ расходятся в моём представлении, созерцая икону. Да и не только моём, но я о себе, я не совсем понимаю, где тут у художника дорога и что есть... перевоз? Мать и Сын. "Путеводительница" одним словом, но почему? Почему народное представление богаче косноязычного учёного... С образом Тихвинской иконы Богоматери в 1941 году трижды облетели вокруг Москвы, кто знает, но немцы обороны не прорвали. Итак.
Тихвинская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничало Святое семейство. Икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Согласно «Сказанию о Тихвинской иконе Богоматери», икона написана либо евангелистом Лукой, либо по повелению патриарха Германа в VIII веке, находится в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Иконографический тип: Одигитрия. Дата появления: известна с 1383 года. Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии (Путеводительницы). С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять с Влахернской Одигитрией из Влахернского храма, необъяснимо исчезнувшей из Константинополя за 70 лет до падения Восточной Римской империи (1453), либо со списком Лиддского нерукотворного образа, именуемого «Богоматерь Римляныня» (начало VIII века). Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой. И вот этот "первый образ", самый первый из всех - на нашей земле и это наводит на мысли, в первую очередь увидеть Её и посетить те места - откуда Она. Не стану скрывать, что поездка в Стамбул была запланирована в связи с поиском следов иконы Пирогощей и ворот Царьграда, над которыми Олег прибил свой щит (907). Ворота те нашёл, Золотыми называются, щита на них нет, вероятно, кто-то по тихому тот щит увёл, что и следа не осталось, а ворота ныне - на турецкой реставрации. В Ладоге есть памятник Олегу и Рюрику, стоят пешими, опираясь на щит, только и вся память... да ещё стихи Пушкина и Тютчева. Влахернский храм нашёл, с настоятелем беседовал, он про Пирогощую не знает, но где Влахернская пояснил и в каком соборе искать - своими словами...
Во время иконоборческой ереси образ «Богоматерь Римляныня», как говорит Сказание XVI века, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества православия тем же путём вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. Явление иконы «на Тихвинке» стало восприниматься русскими, как оставление ею утративших благочестие Рима (и нового Рима - Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. Ну, а четвёртому Риму, как сказал Псковский монах Филофей - не бывать. Слова старца, сказанные в XVI веке можно констатировать и в том смысле, что если и Москва падёт в грехах своих, то нигде в мире больше нет православного государства и, по сути сказанного, означало бы конец света. Москва и Новгород разные понятия у времени, тем не менее, оплот православию и ныне там. В XVI веке Тихвин стал известным местом богомолья по Указу московского царя. В 1526 году Тихвин посетил Василий III, чтобы помолиться перед Тихвинской иконой о даровании наследника, которым стал будущий царь Иоанн Васильевич Грозный. В 1547 году накануне Казанского похода Иоанн IV, имевший особое отношение к Тихвинской иконе, всего за несколько дней до венчания на царство посетил Тихвин, испрашивая благословения у Тихвинской иконы. В 1560 году по его повелению был основан Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Икона стала одним из самых ярких и образных символов будущего Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии - «путеводительницы», и вот почему. Выскажу своё видение коротко, ведь оно заключается в самом названии иконы. Почему она стала «путеводительница» - ответ есть уже в названии «тихвинская». Русские городища всегда приписывались к воде, к малому притоку: на Полоте у Западной Двины - Полоцк, у Витьбы - Витебск, на Трубече - Трубчевск (на Десне), на Тихвинке - Тихвин. На реке Тихвинке расположен город Тихвин и одноименный Тихвинский Успенский мужской монастырь. Несомненно, имя требует детальных пояснений перед тем как принять и убедиться, что по имени иконы получили прозвания строения и даже местность застыла в топонимике тихвинской. Ну, а теперь вволю порассуждаю на исторических примерах и событиях, на прозвищах созвучных тишине, расскажу как посетил ради этого Влахерны в Стамбуле и почему оказался в Тихвине...
Итак. Происхождение названия доподлинно неизвестно (читаю википедию и имеющуюся литературу, приобретённую в Тихвине). Топоним впервые упоминается в Новгородской третьей летописи под 6891 (1383) годом в связи с легендой об иконе Божьей Матери в форме Тихвина, Тихфина, Тифина (по разным спискам). Первичным считается название реки (совр. Тихвинка). М. Фасмер предполагал вероятным происхождение названия реки от др.-рус. тихъ «тихий». Ю. В. Откупщиков, соглашаясь с этой этимологией, разбивает гидроним следующим образом: Тих-в-инъ и видит здесь древнюю индоевропейскую u-основу. С. Роспонд соотносил топоним с фин. tihkua «сочиться». Эту версию считал наиболее вероятной Е. М. Поспелов. - Напитавшись духом версий, спрашиваю их, а где взаимосвязь между звуком и картинкой? А нет её. Тогда в чём смысл...
Финское - Tihvinänjoki - «Река Тихвина» - в переводе означает у них, а у них, что ни оки/oki, то Ока или Ки с языка селькупов, а термин tihkua означает - река (кия/kua). Река - в первую очередь, с чем трудно не согласиться. Tih vin änj oki - Самый громкий голос, Самы гучны голас (могучий глас); ih - я (с тавром); путь с Босфора лежал через Таврию; Tikh могло означать - острый, різкий то есть не - тупой; дерево тик - цветёт с июня по август белыми душистыми цветами, собранными в метёлки (25-40 см длиной и 30 см шириной), древесина тика прочна и долговечна - используется для производства садовой мебели, палуб кораблей, из неё изготавливают разделочные доски, полы, столешницы. Также из этого дерева сделан штурвал крейсера «Аврора», к слову. Собираю все похожие слова и звуки в один куль, в надежде что пригодятся. Не зря же я приобрёл в монастырской лавке крестик тика с кисточкой, да на цепочке из деревянных бусинок. Тиковое дерево не поддаётся воздействию термитов, содержит эфирные масла, обладает высокой сопротивляемостью к загниванию. Продаваемые в монастыре деревянные чётки с крестиком, к которому привязана снизу кисточка из нитей, заинтересовали необычностью. На вопрос, почему и что значит - никто не ответил. Мужчина, если Вам не нравится, можете обрезать эту метёлочку, любезно подсказала продавец. Хорошо, спасибо. Но не для этого я покупал, а чтобы внести свой посильный вклад в обустройство монастыря. Купил не думая, а вот же... Почему надо было менять на куполе собора крест железный на деревянный (из истории строительства и приёмки), тоже ответ найти не удалось. Тихвинская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой при жизни Её - на доске от стола, какого дерева? Доской для иконы в Новгородской земле служит с древности липа, берёза, сосна, бук, ель, кедр, дуб, клён. Тик тут не растёт. Первые сведения о Луке-иконописце дошли до нас по источникам времени византийского императора Юстиниана (VI в.). Сведения об иконах Луки, как доказательство древности происхождения и Богом установленного почитания иконописных образов. При Юстиниане строилась церковь Сергия и Вакха (527-529) близ дома, в котором император Юстиниан I провёл свои молодые годы, затем церковный комплекс был отдан под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа римский Вигилий. К тому времени был выстроен Собор Святой Софии (Премудрости Божией) по образу и подобию церкви Святых Сергия и Вакха. Оба собора мусульманами называются одинаково Айя-София - «Святой Софии», но одна мечеть именуется маленькой, другая большой. С самого момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Турецкая Ayasofya - бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Визант-Константинополь), район Султанахмет. Конфессия - ислам, в прошлом православие и католицизм. Основатель - Константин I Великий, дата строительства: 532-537 годы. Расположенные рядом храмы Святой Софии и Святой Ирины получили свои названия в честь божественных Мудрости и Мира. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю (победную) суру Корана, после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула ещё более трёх веков подряд (значительно превосходящие её по величине). И настроили они 3370 мечетей в городе, вы вдумайтесь, есть ли у нас в России столько церквей? Что важно, для каждой мечети
Фото иконы храма Влахерны:
Подвела под монастырь
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=483381
Продолжение:
Фонтан палача, этимология
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=133079
Читаю дальше. Весьма интересная информация. Спасибо за ссылку.