118. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 47-50.
118. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА
18. ТЕКСТ 47-50.
ТЕКСТ 47
шрейан сва-дхармо вигунах
пара-дхармат св-ануштхитат
свабхава-нийатам карма
курван напноти килбишам
шрейан - лучше; сва-дхармах - свой долг; вигунах - выполненный
несовершенным образом; пара-дхармат - чужих обязанностей; су-ануштхитат -
выполненных безукоризненно; свабхава-нийатам - предписанную в соответствии с
его природой; карма - деятельность;
курван - совершающий; на - не; апноти - получает; килбишам - результат греха.
Лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом,
чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности,
отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «47.Лучше несовершенно исполнять предписанную работу, чем
безукоризненно выполнять работу, предназначенную другим. Человек, исполняющий
работу в соответствии со своими
качествами (предписанную работу), не достигает последствий греховной деятельности.».
Предписанная работа иногда и не совсем может затребовать те качества, которые
свойственны человеку, а требовать те проявления, которые еще человеку не
свойственны; и именно через предписанную работу человек Волею Бога через
повторяющуюся практику работы и должен развивать те качества, которые у него в
зачатке или отсутствуют. Поэтому, выполняя в иных случаях предписанную работу и
не имея еще необходимых качеств, человек вынужден постоянно себя напрягать,
направлять на некоторые внутренние преодоления, что делает для него процесс
работы непростым, болезненным, и сама работа будет выполняться до некоторого
периода далеко не лучшим образом или несовершенно. Это будет происходить
столько времени, пока человек не поймет суть работы, не поймет, что именно от
него требуется и не станет настойчиво эти в себе качества Милостью Бога
поддерживать и как бы наращивать в целях освоить работу и таким образом
достигать ее плоды на требуемом уровне. Но есть для такого человека и другой
вид работы, где качества его изначально подходят, где он легко может справиться
с требованием работы и даже получить наслаждение и удовлетвориться тем, что
плоды работы успешные. Но в таких случаях, если работа понятна человеку, если
она выполняется без напряжения, если в ней все в основном человек выполняет
автоматически, полностью обладает и необходимыми знаниями и опытом и навыками,
то такая работа, которая преимущественно отработана в прошлом и ничего не может
в человека в плане его материального развития привнести, такая работа уже
выходит из определения полезных для человека и потому на эту работу
направляются Богом другие люди, те, чьи качества еще могут и должны развиваться
средствами и возможностями данной работы ее практикой. Поэтому такая работа,
для человека, искушенного в ней, считается предназначенной другим. И поэтому,
даже если человек чувствует, что здесь ему комфортно, он легко и быстро здесь
ориентируется, то эта работа, выходя из статуса предназначенный или
предписанный для этого человека, не рекомендуется Богом для того, чтобы здесь
работать. В противном случае, человек, выполняющий работу, предписанную другим,
на самом деле не выполняет Волю Бога, а это означает, что он также занят
запрещенной греховной деятельностью, что непременно влечет за собой страдания.
Это надо понимать. В материальном мире эти вопросы регулирует только Бог,
только Бог приводит и уводит; и человек просто примерно должен понимать, почему
судьба его приводит к одной работе и напрочь прогоняет от другой. Всему есть
причина, и эта причина в Плане Бога на человека и развитии его качеств; и если
Бог прогоняет обстоятельствами человека из насиженного места и дает работу
несколько не по душе, то значит, здесь надо развивать те качества, которые
наметил Бог. Это надо понимать, как бы и сколько бы в жизни не приходилось
менять работу и по каким бы это причинам ни происходило. На все только Воля
Бога, и все связано с развитием человека, его качеств. Но, а если человек
выполняет работу предписанную, то здесь также может быть и не просто, есть тоже
свои преодоления и страдания. Но этот путь дан Богом, этот путь направлен на
развитие качеств человека, и это тот путь, которым Управляет только Бог. Но,
даже посвящая Богу плоды своей предписанной деятельности, человек все же имеет
немалые в работе огрехи; и почти все в той или иной степени, даже будучи
занятыми в карма-йоге, пожинают плоды своей греховной деятельности. Но вопрос
стоит лишь о степени этой греховной деятельности. Но и это Знает только Бог. А
человек должен стараться и непременно посвящать Богу свой труд, как и плоды
труда, понимая карма-йогу как составную часть преданного служения и устремляясь
выполнять преданное служение во всем объеме и достаточно правильно или
качественно.
КОММЕНТAРИЙ: Обязанности, предписанные представителям различных
сословий, перечислены в «Бхагавад-гите». Как было сказано в предыдущих стихах,
обязанности брахманов, кшатриев, ваишьев и шудр соответствуют гунам
материальной природы, под влиянием которых они находятся.
БОГ: В современном мире не существует сословий. Только Личность
Бога Знает, на какой ступени стоит человек и какими преимущественными
качествами обладает. Только Бог Кришна Знает, под влиянием какой
преимущественной гуны природы человек находится и испытывает от нее
воздействие. В современном мире невозможно делить людей на брахманов, кшатриев,
вайшьев и шудр. Такие деления существовали и поддерживались Богом для древних.
В современном мире люди стоят на той общей ступени материального развития, где
человек может работать в разных сферах, как управлять, так и выполнять виды
деятельности, которые присущи рабочим или служащим или работать в сфере торговли… И везде человек
будет на своем месте, и везде Волею Бога будет решать свое материальные вопросы,
и везде будет развивать те качества, которые возможно развить или утвердить в
этом виде деятельности.
Человек никогда не должен пытаться подражать другим, исполняя их
обязанности. Тот, кто от природы склонен к деятельности шудр, не должен претендовать
на звание брахмана, даже если родился в семье брахманов.
БОГ: В современном мире нет сословий. Также, человек может
выполнять любую работу, к которой обстоятельствами или через желания подведет
Бог Кришна. Также, рождение человека, его семья не определяют то, кем человек
будет работать. Это те вещи, которыми в материальном мире через семью
преимущественно Бог не Управляет, но через Личное Управление каждым, через
карму человека и План Бога на развитие качеств человека через ту или иную
работу в материальном мире.
Каждый должен заниматься
деятельностью, соответствующей его природе; никакая работа не позорна, если она
связана со служением Верховному Господу.
БОГ: Никто не может знать, на какой ступени материального и
духовного развития он стоит. И даже получение высшего образования не
свидетельствует о высокой ступени материального развития человека. Никто также
точно не может знать, какая ему деятельность предписана, ибо за жизнь человек
может поменять много профессий. Надо просто понимать, что человека ведет Бог
Кришна и дает ему работу именно ту, которая должна будет развить те или иные
качества человека или их утвердить. Только Бог направляет на ту или иную
работу, только Бог определяет, какой период человек будет на этой работе
работать и что из этого вида деятельности извлечет. И только Бог Знает, как
употребить извлеченные качества в новом виде деятельности или на что их
направить, чтобы поднять человека на более высокую ступень материального и
духовного развития. Сам человек касательно предписанной работы может
ориентироваться на свое желание, на свое образование, на то, как быстро берут
на работу и насколько она соответствует его внутренним требованиям или
запросам, также человек может ориентироваться по обстоятельствам, которые
приводят только к одному виду деятельности и все другие двери закрывают.
Брахманы, безусловно,
занимаются деятельностью в гуне благости, однако, если человек от природы
находится под влиянием других гун, он не должен, подражая брахманам, пытаться
исполнять их обязанности.
БОГ: Брахманов в современном мире не существует. Также, если
человек, занимаясь одной работой, претендует на другую, более высокого уровня,
то это означает, что такой мыслительный процесс ему дает Бог, что в свою
очередь обозначает, что качества человека подходят, и ему этот путь Бог даст, но при условии старания и
требовательности к себе. Потенциально же человек готов. Бог всегда мыслью
ориентирует человека на то, что ему уже по силам. Но согласно карме надо пройти еще и некоторый путь преодолений.
Кшатрию, правителю,
приходится совершать неприглядные поступки: применять насилие и убивать врагов
или лгать, руководствуясь политическими соображениями. Никакая политика не
обходится без насилия и дипломатической лжи, но для кшатрия это еще не повод
отказываться от выполнения своего долга и пытаться жить по законам брахманов.
БОГ: Сам Бог назначает правителей и Сам их снимает. Никто сам
этот вопрос касательно своей деятельности не решает, ни правитель, ни ученый,
ни торговец, ни уборщик улиц. Кто бы и где бы ни работал, но пока он работает,
он на своем месте и полностью поддерживается Богом. И только Бог решает вопрос
каждого о переходе на новую работу, если время работы себя исчерпало, и человек
из этой работы Волею Бог все извлек касательно качеств, материального опыта,
общения, средств, помощи и пр.
Своей деятельностью человек должен стараться доставить
удовольствие Верховному Господу.
БОГ: так можно говорить только о преданных Бога Кришны. К
материальным людям это не имеет отношение. Бог отрешен от материального мира и
просто воздает каждому за его работу в условиях материального мира, за то,
насколько человек старается, добродетелен, трудолюбив, насколько
доброжелателен, строг к себе, не осуждает других, помогает, советует, делится опытом,
направляет, изучает необходимую литературу, на сколько ответственен и
предприимчив.
К примеру, Aрджуна был
кшатрием, и он колебался, не решаясь вступить в сражение с противником. Но если
сражаться ради Кришны, Верховной Личности Бога, то не нужно бояться, что
участие в битве осквернит нас.
БОГ: Любой свой труд преданный должен посвящать Богу Кришне, как
и плоды своего труда. Но надо понимать, что Арджуна все же не был преданным
Бога Кришны. Этот путь еще предстоял. Поэтому, Бог Кришна и позволил ему
принять участие в сражении. Но преданного Бога Кришны Бог Кришна непременно бы
отвел от участия в сражении, ибо преданные Бога Кришны уже стоят на той ступени
материального и духовного развития, когда уже не может быть речи об убийстве
других людей, ибо это все же не та работа, которая очищает, но та, которая
имеет и
|