119. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 51-53.
119. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА
18. ТЕКСТ 51-53.
ТЕКСТЫ 51 - 53
буддхйа вишуддхайа йукто
дхритйатманам нийамйа ча
шабдадин вишайамс тйактва
рага-двешау вйудасйа ча
вивикта-севи лагхв-аши
йата-вак-кайа-манасах
дхйана-йога-паро нитйам
ваирагйам самупашритах
аханкарам балам дарпам
камам кродхам париграхам
вимучйа нирмамах шанто
брахма-бхуйайа калпате
буддхйа - разумом; вишуддхайа - полностью очищенным; йуктах -
занятый; дхритйа - с решимостью; атманам - ум; нийамйа - подчинив; ча - также;
шабда-адин - звук и прочее; вишайан - объекты чувств; тйактва - отвергнув; рага
- любовь; двешау - и ненависть; вйудасйа - отбросив; ча - также; вивикта-севи -
живущий в уединенном месте; лагху-аши - мало едящий; йата - обузданы; вак -
речь; кайа - тело; манасах - тот, чей ум; дхйана-йога-парах - погруженный в
транс; нитйам - постоянно; ваирагйам - к отрешенности; самупашритах -
прибегнувший; аханкарам - ложного эго; балам - ложную силу; дарпам - ложную
гордость; камам - вожделение; кродхам - гнев; париграхам - стяжательство; вимучйа - оставив; нирмамах -
лишенный чувства собственности; шантах - умиротворенный; брахма-бхуйайа - для
самоосознания; калпате - годится.
Тот, кто, опираясь на разум, очистил сознание и исполнен решимости
держать ум в узде; кто отказался от объектов чувственных наслаждений; кто
свободен от привязанностей и неприязни; кто живет в уединенном месте, мало ест,
овладел своими телом, умом и речью; кто всегда пребывает в состоянии транса;
кто отрешен и свободен от ложного эго, ложного желания стать сильнее, гордыни,
вожделения, гнева и ложного чувства собственности; кто не считает, что ему
принадлежит что-то, и всегда умиротворен, -
тот осознал свою духовную природу.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «51-53. Кто очистился разумом, кто вовлечен в преданное служение,
тверд в себе и контролирует свой ум, кто отказался от объектов удовлетворения
чувств, таких, как звук, оставил привязанности и неприязнь, кто живет в
уединенном месте, мало ест, контролирует речь, тело, и ум, кто, всегда
погружаясь в медитационную йогу, достигает транс, кто находится в отречении,
кто свободен от ложного эго, силы и гордыни, вожделения, гнева и не стяжает
материальные блага, без чувства собственности, умиротворенный, такой человек,
опять же, подходит для достижения Верховного Брахмана.». Уже не подходит. Этот
стих имел отношение к современникам Арджуны. Жизнь в уединенном месте
отменяется. Есть надо не мало, а средне. Медитационная йога заменяется
полноценным, старательным и продолжительным преданным служением, куда
медитационная йога входит, как составляющая преданного служения, где медитация
возможна на Бога Кришну в процессе и карма-йоги, и в быту, ибо этот процесс
происходит на уровне ума человека, где бы он ни находился и чем бы ни был
занят. Также, в современном мире нет необходимости непременно достигать транс в
процессе преданного служения. Также, об отрешении можно говорить только тйага
или тйага в гуне благости.. С чего начинается путь
к Богу, к Верховному Брахману в материальном мире, для верующего и неверующего?
Только с труда, предписанной Богом деятельности. Только через труд Бог
развивает в человеке те качества, которые являются основополагающими в его
духовном становлении. Путь к Богу без труда немыслим, не возможен, ни при каких
условиях. Любой труд, фактически предписанный и нет, все, что заставляет
мыслить, напрягаться физически и нервами, все, что так или иначе, но дает сбои
и конфликты, все, что выводит на диалог, на терпение, преодоление, все, что рождает
цель, дает свой смысл… - все это непременно способствует развитию качеств,
перестраивает мысль человека,
предъявляет к нему претензии, заставляет, насилует волю, переплавляет из одного
уровня на другое, все это достижимо через труд, даже самый не привлекательный.
Конечно, Богу необходимо осознанное человеком сотрудничество с Богом, что
усиливает результат, дает лучшие плоды.
Речь идет о предписанной деятельности. Но кто бы знал, что и не предписанная
деятельность не проходит впустую, ибо Бог мастер из любого процесса труда
извлекать для человека качества, латать прорехи и давать свой смысл и свое
развитие. Бог не бессилен, Бог может и из труда уборщика улиц взрастить
качества великолепные, достойные брахмана. Но Богу важно сотрудничество, что
позволяет меньшими затратами и усилиями достичь
совершенство, Богу необходимо, чтобы душа понимала, что и зачем, чтобы в
себе вторила Богу, понимала Бога, выходила с Богом на внутренний диалог. Это –
только через предписанную деятельность. Но и предписанная деятельность в слабой религии или без религии работает
плохо. Только религия накопленный багаж
качеств отшлифовывает до Божественных
качеств, до совершенства, делая качества в человеке во всей совокупности его
неотъемлемой сутью, его точным соединением с Богом, безвозвратным,
бескомпромиссным, абсолютным. Религия дает смысл всему труду, всем усилиям,
всем качествам, здесь добытым. Проследим эти качества, которые и соединяют с
Богом, Верховным Брахманом. Очищение ума (разума). Что это означает?
Какова роль труда и провозглашаемой
здесь предписанной деятельности? Прежде, чем говорить об очищении ума, следует
напомнить, чем «не тем» занят ум, что
Богу не угодно, что следует менять и что меняется в труде автоматически?
Мы имеем дело изначально с материальным неконтролируемым умом, который в таком
случае есть прямое отражение ступени и качеств человека. О чем он мыслит в
своем привычном состоянии? Для человека ум есть некая интимная сфера умственной
деятельности, некое пространство проявления индивидуальности и ее запросов к
миру материальных отношений, куда нет доступа никому и никогда, даже, как
полагает невежественный, Богу. Никому человек так не доверяет, как своему уму.
На самом деле здесь у многих целая свалка нужного и не нужного, где все
переливается из пустого в порожнее, где
все углы захламлены и старой, изжившей
себя ветошью, ум отзывается на все события мира материального и все укладывает
вновь и вновь в своих нишах, подстраховывая себя памятью, чтобы в который раз
пережевать и хоть что-нибудь путное для себя извлечь. Если бы только это. Здесь
удерживается все, на что направляются чувства, все исследуется, ко всему
выстраивается свое личностное отношение, все много раз пересматривается,
сортируется, откладывается, вновь вытягивается на Божий свет. И никак не
определить, что главное, что подождет, что вообще следует оставить. Мысль
цепка, навязчива, работает неустанно, если чувствует, что это телу и чувствам
во благо, что это во благо детям и
родственникам, принимая себя, как все видящее око, доверяя себе, собою называя,
считаясь с этим, иногда настолько
меркантильно все собой преображая, что дело начинает касаться великих грехов,
вынашиваемых, лелеемых, корыстных, за счет других людей, их благополучия,
здоровья, успехов… Что делать? В гунне невежества такой парад
мыслей в основном направлен на
низшее проявление чувств, на азарт, зависимость, на общение низкого уровня, на
мат, на еду, на лень, на преступление бытовое… и здесь Бог изводит событиями,
болезнями, общением, безработицей, и здесь сначала дает погрязнуть в
невежественном понимании и мышлении, заводит в тупики, и… заставляет в таком
мыслительном хламе разбираться, расставлять акценты, предпочитать, погрязать,
вылезать, выходить на основе слабого мышления на диалоги, поступки, ошибки,
страдания, вновь возвращая через события в русло мышления, пересмотра, осмысления, незаметно очищая
мышление от того, что было для души бесполезно, не давало удовлетворения,
отводя от ненужных связей и зависимостей, постепенно переводя на более высокую
ступень, имеющую еще сильную привязанность к миру материальных отношений, но
уже в гунне страсти, где процесс очищения мысли продолжается уже тем, что
направлено мышление на труд, на детей, на любовь, на помощь, на учебу, на
творчество, на материальное общение более высокого уровня. Но и здесь
присутствует эгоизм, самонадеянность
мысли, мышление против другого, за счет
другого, мысль во имя себя, своих только детей, во имя успехов, славы, почета,
выигрыша, мысли о всем, что так или иначе, но видится препятствием, мысли, о
том, что дает зависимость от людей, их
поведения, их мнения, их помощи, мысли о том, чтобы достичь одно за счет
другого, за счет другого благополучия, труда другого человека, его жилья,
здоровья, положения. Мысли в этой гунне устремлены к наслаждениям, к полному
удовлетворению чувств, мысли затасканы карьерным ростом, долгами, обидами,
вещами, которые за давностью превратились в ветошь в памяти, но достаются,
пересматриваются… и вновь и снова и опять…Редкая мысль промелькнет за другого,
проигнорирует чужое мнение, захочет откорректировать себя, оставит обидчика в
покое, не привяжется к замечанию начальника, примет все, как Волю и План Бога.
Потому что нет, не видно основания. Никто не учит мыслить строже, в защиту
других, никто не копается в этом белье, дабы выбросить мусор на свалку раз и
навсегда, ибо и нет в материальном мире
тех стандартов мышления. Да и не всякая религия на это смотрит. Ну, есть несколько постулатов: не осуждай, не
замышляй против другого, не убей, не
вынашивай планы об убийстве, о воровстве, о насилии… Мысль – тайная вещь. Но мысль – Божий
инструмент, проглядывающий душу от и до, все ее закоулки. Выношенное мыслью Бог
требует огласить, а что огласил – соверши и посмотри на плоды. Плоды греховные
- и ответ жди худой. Дабы мысли все же просматривал и не все им позволял. Но
сколько же воды утечет, пока ум очистится, перестанет на все реагировать, во
все влезать, ко всему привязываться и будет устойчив и непроницаем для любых
материальных вылазок, говоря в себе: «…не он виноват – на то Воля Бога, не он
обидел – Бог дал, и это не интересно и
то, все – материальные игры и роли, я не
игрок, я в стороне..». Но такое понимание
дает уже более высокая гунна – гунна благости, которая дает, прежде всего, совершенные духовные знания,
говоря каждому:
1.
На все воля Бога
2.
Бог в каждом.
3.
Материальные наслаждения
тленны.
4.
Бог – мысль в человеке.
5.
Бог – причина всех
причин.
6.
Не он, не они – Но Бог
сказал, Бог поступил, Бог потребовал, Бог ведет по пути развития.
7.
Все изначально
принадлежит Богу.
8.
Следует любой труд и плоды материального труда
посвящать только Богу, не привязываясь к результату.
9.
Следует укрываться в Боге, находя в Нем свое высшее
прибежище.
10.
Бог – смысл жизни,
Высшая цель.
11.
Мои дети – дети Бога.
12.
Моя супруга – дочь Бога.
13.
Моя жизнь – принадлежит
Богу.
14.
Моя цель – достичь Бога.
15.
Смысл моей жизни –
служить Богу.
16.
Мне ничего не интересно,
что не связано с Богом.
17.
Я не могу никого
воспринимать, не мысля о Боге.
18.
Ничей поступок не бывает
без причины, но по Воле и Плану на то
|