Итак, очередная рецензия - фигурная:
Будь громче, музыка души
Мне кажется, что все поэты делятся на три категории: одни умеют создавать стихи в порыве вдохновения, когда содержание диктует и форму, и рифмы, другие отлично обращаются со словами, придавая им любую форму, от фигурной до сложной геометрической. А третьи умеют и то, и другое. Я принадлежу больше к первой категории, из освоенных лично мною, и то, возможно, с изъянами, к которым придерутся другие ценители поэзии - сонет, копла и (чуть-чуть, в порядке шутки) хокку. Поэтому, прежде чем чем говорить об этом стихотворении, мне пришлось изучить "матчасть". О триолете нужно сказать несколько слов дополнительно, прежде чем переходить к самому стихотворению.
Это популярная в Средние века и дошедшая до наших дней поэтическая форма. На неё не мог не откликнуться российский "Серебряный век", ищущий новых форм, она востребована и сейчас.
Триолет - "(фр. triolet) — стихотворение (твёрдая форма) из восьми строк на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются рифменные схемы ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб" (из интернет-справочников).
В общем, здесь не просто устоявшаяся, твёрдая схема, в которую просто надо "поместиться", здесь чёткая рифмовка, и даже размер задан изначально. В таком случае форма будет, безусловно, диктовать содержанию. О некоторых недостатках подобной формы исследователи также упоминают, но это не отменяет очарования самого триолета и интереса к нему со стороны поэтов.
"Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, «упорное повторенье» мешает развитию сюжета, затормаживает действие. (...) Привычной формой триолета была и остается наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные)", - пишет в своём исследовании "Игрушка в стихотворстве. Из истории триолета" исследователь и поэт Марина Лейшель.
Я из тех, кому познавать новые поэтические формы помогают примеры. Количество строк и слогов можно и не "простучать", по схеме рисунок будущего стихотворения можно и не нарисовать, а вот приведённый образец в сознании отпечатывается надолго.
Вот наиболее впечатлившие меня примеры триолета:
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.
(Иосиф Каллиников, 1915)
И ещё один - специально для тех, кто считает триолет "устаревшим средневековьем". Ничего подобного, одно время эта песня звучала из каждого утюга:
Как упоительны в России вечера!..
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное! Забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.
Балы. Красавицы. Пролётки. Нумера.
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера!..
(Виктор Пеленягрэ)
О ямбах не спорим, примем за аксиому и обратим внимание, соответствует ли стихотворение заявленной форме:
Будь громче, музыка души, (1)
Пусть станут ярче наши страсти, (2)
Все это только в нашей власти,
Будь громче, музыка души, (4)
Весь мир под музыку пляши,
Не помешает нам ненастье,
Будь громче, музыка души, (7)
Пусть станут ярче наши страсти... (8)
С этой точки зрения - да, безусловно, рифмовка вполне соответствует канону.
Но мне больше всего бросилось в глаза отсутствие запятой в строке "Будь громче, музыка души". Судя по интонации и содержанию, это не условное придаточное, а обращение: "Будь громче, музыка души!" - говорит Автор. Тогда запятая необходима. Да, безусловно, воспринимать стихотворение это абсолютно не мешает, но повтор строки только подчёркивает, что необходима не одна, а три запятые))) В общем, филологическая шутка.
Будь громче, музыка души,
Пусть станут ярче наши страсти
(кто бы спорил с этим утверждением? Однако "музыка души" и ярко горящие страсти в моём понимании не очень близки. Музыка души - что-то более нежное, страсти - неистовое. Но кто знает, что там за музыка? Музыка бывает разной. Вот, например, в качестве музыкального сопровождения к стихотворению Автор выбра "Вечную любовь", инструментальную версию знаменитой песни, музыку к которой создал композитор Жорж Гарваренц. Но есть также испанские гитары, неаполитанские напевы, и вообще мелодии "погорячее", ассоциирующиеся со страстью, а не с задумчивой грустью)
Ведь это только в нашей власти,
Будь громче, музыка души
(обычно страсти нами управляют, если бы мы управляли ими - это были бы не страсти. Однако за нами всегда остаётся выбор, идти или не идти на поводу у эмоций. Так что - подумав, соглашусь)
Весь мир, под музыку пляши,
Не помешает нам ненастье
(так получается, что в этих строках содержится главное развитие сюжета триолета, если можно так выразиться. Они рифмуются с основной "парой", которая периодически повторяется, но, в отличие от первой и второй строк, эти две строки фигурируют единожды. "Весь мир, под музыку пляши" - велит Автор, и мы вспоминаем, как в первой строке он так же велел "музыке души" быть громче. Всё в мире начинает выстраиваться по этой музыке, приобретать оттенки и звучание в соответствие с тем, что ощущает лирический герой. В общем-то, очень правильная строка! Если "музыка души" хороша, ты готов обнять весь мир, всё кажется радостным, лёгким и праздничным, а если нет - то и весь мир плохой, и вообще не место для счастья. Так вот, в одной строке, действительно показано действие в развитии, она - двигатель сюжета.
Чего не скажешь о строке "Не помешает нам ненастье" - да, подходит по смыслу и рифме, но очень общо. Импульс, заданный в предыдущей строке, как-то немножко теряется. Разумеется, случаются события неприятные, мешающие, нарушающие гармонию мелодий и чувств. Но они нам, разумеется, "не помешают", мы всё преодолеем. Опять-таки, кто такие "мы"? Лирический герой и музыка души? Или тот, кто задевает струны души лирического героя? Непонятно. И обещание, что все "ненастья" некими "нами" будут преодолены - повторюсь, слишком ожидаемо и общо. Впрочем, если так оно и будет - то это и будет счастье)
Впрочем, в общем контексте эта строчка очень даже на своём месте - ничто не помешает звучать чувствам, стихам и той самой "музыке души", которой посвящён триолет.
По моему личному ощущению, триолет действительно - не просто одна из "твёрдых", а она из самых жёстких форм. Действительно, мысль должна быть заключена в короткий промежуток строк, всего восемь, из которых три к тому же повторяются. То есть в распоряжении Автора оказывается всего пять (!) значимых строк, чтобы создать поэтический образ, показать его в развитии, начать и завершить некий сюжет. Но - тем интереснее попробовать. Если вспомнить классическую фразу о том, чтобы "словам было тесно, а мыслям просторно" - то это как раз таки о триолете. Именно здесь проявляется мастерство Автора "отсечь лишнее" от каменной глыбы словарных слов, оставив только то, что важно, что создаёт настроение.
Могу сказать, что триолет - достаточно востребованная поэтическая форма, интерес к нему не утихает, чему пример - выше, перед глазами. Те, кто проникся очарованием этой поэтической формы, как правило, одним, двумя и даже тремя триолетами не ограничиваются, они продолжают оттачивать поэтическое мастерство и образность. А читателю остаётся только определиться, созвучны ли эти строки его "музыке души".
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь
8
- за соблюдение формы
- за гармоничность содержания.
| Помогли сайту Реклама Праздники |