Произведение автора GarkaNataga «Принц-сорока»я отнесла бы к жанру фэнтези, так как действие происходит в вымышленных автором мире- Лесном, Речном, Закатном и др. королевствах. Здесь существуют правила и законы придуманные самим автором, и силы волшебства не из ряда вон выходящее явление . Добро и Зло не имеют чётких границ, главные герои проходят ряд суровых испытаний, средневековая атрибутика и прочие элементы жанра фзнтези налицо. Поскольку, одним из источников данного жанра является сказка, элементы её в произведении также можно обнаружить. Например, завуалированная назидательность повествования, превращение человека в птицу и возвращение в человеческий облик, счастливое разрешение любви и.т.д.
Важнейшими достоинствами данного произведения, на мой взгляд, является его занимательность. Читатель с интересом следит за событиями, происходящими с героями, сопереживает им или негодует по поводу несправедливости. Произведение динамично, событий и персонажей много. Автору удалось создать понятные и запоминающиеся образы: двух принцев, девушки-кузнеца , колдуна Годрика и феи Грей. Именно они являются ретрансляторами нравственной позиции автора. В чём же её суть?
-Человеческое обличие не означает наличия в субъекте качеств Человека.
«- Каждый из вас вернет себе человеческий облик только, когда станет Человеком» - говорит фея юным. плохо воспитанным принцам. Путь превращения в человека труден, он начинается собственным страданием принца Лиама - «как это горько, когда тебя бросают в беде»…
-Следующий шаг- сострадание и желание прийти на помощь, а затем в критическую минуту принять решение «Принц сделал выбор. Он бросился на сферу и… Его рука схватила легкий горячий шар». Именно правильный выбор возвращает его в человеческий облик. Автор не описывает чудесного превращения - на горящую сферу бросается птица, но только человеческая рука может удерживать шар. В этом эпизоде заключена глубокая философская мысль. Шар символизирует власть, а огненная сфера – это вызов врагам. Лиам перехватывает инициативу у врага и разбивает шар, таким образом лишая Гейдрика магической силы. Автор не отвлекается от повествования на раскрытие, сущности события, но в сознании читателя завязывается узелок на память о том, что человек может извлечь из себя невиданные силы и могущество , а это не противоречит произведениям жанра, в которых герой рассчитывает только на свои силы и хочет зависеть только от самого себя.
Вот формула, рекомендуемая автором для самовоспитания будущего героя: страдание – сострадание- упражнение в нравственных поступках- нравственный выбор.
Но, порой, становление личности даётся слишком дорогой ценой.
«Ты стал настоящим Человеком… Но это очень дорого обошлось…»- говорит ему, условно. добрая фея Грей.
В подобных произведениях границы Добра и Зла размыты. От имени Добра действует фея Грей. Фея, превращает людей в сорок, думая , что совершает хороший поступок, а каковы его последствия? «- Я должна была предусмотреть это… Годрика… - голос Грей совсем таял. – Решила повоспитывать двух глупых мальчишек… А развязала войну… Какая же я добрая фея после… такого…»
- Я – фея. Мне подобные ошибки непростительны… Ты стал настоящим Человеком… Но это очень дорого обошлось… Мне жаль… - и она рассыпалась серым пеплом».
Гейдрик также приходит на помощь своему принцу и возвращает ему, вначале, человеческую речь и обещает вернуть прежний облик. Ценой является жизнь детей, которых нужно принести в жертву ( дети –то из другого королевства, их не жаль). Это страшная логика войны и страшная цена, равновеликая той, что стоила жизни фее. Один из принцев соглашается, другой нет.
Непросто складываются взаимоотношения девушки Лиа и Лиама - от неприятия до настоящей любви. Принц постепенно открывает в Лиа прекрасные человеческие качества и приходит к пониманию её внутренней красоты, и эта красота переносится на её внешний облик. Он не представляет рядом с собой другой женщины.
Произведение , бесспорно, удалось автору, но хочу обратить его внимание на следующие недочёты:
1. Категории Добра и Зла, как наиболее общие вечные моральные оценки всегда присутствуют в литературных произведениях и носителями или олицетворением их являются некие персонажи, как и в произведении автора. Остальные персонажи находятся по одну или по другую сторону. Образ феи получился лучше, а её антипод Гейдрик выглядит карикатурно (плачущий злодей). Добро не существует само по себе, но возникает только в ответ на Зло. В произведении фея гибнет, следовательно добро умерло? Логично было бы фее передать уходящую силу её волшебства, как проявление Добра, Лиаму или Лиа.( это могло произойти в эпизоде выздоровления Лиаме после сражения его с Гейдриком) Очевидно, преемником Гейдрика должен стать другой принц, оставшийся в облике птицы и не принявший выбора Лиама. Наверно, Гейдрик принимал деятельное участие в воспитании Артура, поэтому позиции зла в этом юноше, заложенные им, оказались достаточно сильны. Жанру нужно соответствовать
2. Произведение напоминает чёрно-белое кино. Голубые глаза Лиа, серебристое свечение феи, огненная сфера – вот и всё, что показал читателю автор. Явным недостатком произведения является отсутствие цвета. Цвет и форма одежды, описание звуков и видов природы играют большую роль в искусстве, либо оттеняя , либо создавая фон, либо принимая живое участие в событиях. К примеру, принцы выехали на охоту. Если бы автор хотя бы украсил шляпы принцев цветными перьями, понятно было бы почему им навстречу вышел староста, и почему охота не задалась (они и охотиться не умели, просто решили покрасоваться) Ни одного цветного мазка в описании королевств, природы, замков и всего остального, придуманного автором. Из описаний – только образ девушки . Описаний не должно быть много, но без них не обойтись , тем более в литературе, адресованной детям.
Полагаю, что произведение удалось автору, а замечания и предложения будут учтены им в будущих литературных опытах, что вполне по силам автору.
| Помогли сайту Реклама Праздники |