Пороки же богами нам даны,
Чтоб сделать нас людьми,
А не богами...
Уильям Шекспир
Как и договорились, Анахарсис встретился с Иешуа у Северных ворот, открывающих дорогу в Иерусалим. Без лишних предисловий он стал излагать, как целесообразнее было бы построить работу обсуждения третьего, решающего года пребывания его в Вифлееме. По мнению Анахарсиса, за две тысячи лет существования христианство обросло пластами небылиц. На его «хребте», притом, что оно и само недостойно похвалы, накопились груды омерзительного хлама в виде различных сект и конфессий. Эти авгиевы конюшни давно уже пора было очистить, дабы освободить человечество от скверны. Огромную работу в этом плане многие сделали, а многие своими работами продолжают делать, в том числе Фридрих Ницше, Марк Твен, Ричард Докинз, целая плеяда лауреатов Нобелевской премии и многие, многие другие. И теперь встал вопрос: «Какие реки аргументации потребуются для того, чтобы современному Гераклу хватило сил отмыть истину от грязной лжи, нагроможденной теологами прошедших столетий?»
— Мне кажется, — продолжил развивать свою мысль Анахарсис, — христианство надо разоблачать изнутри, представив его наподобие буддистского колеса Сансары, то есть очистить авгиевы конюшни руками самих же христиан путем вовлечения в дискуссию его основоположников по матрице спланированного мной эксперимента.
— В чем же суть твоего плана?
— Суть проста. Мы организуем своего рода диалог вопросов и ответов: соберем две команды оппонентов по четыре человека с каждой стороны для обмена «приветствиями». Это будет не просто противостояние личностей, стоявших у истоков христианства, и его противников за последние столетия новой эры, а противостояние двух культур, двух мировоззрений — эпохи Рыбы и вступающей в свои права эпохи Водолея.
— Интересно, кто же эти личности, способные на такое?
— В качестве основного «виновника» торжества выступишь, естественно, Ты — Иисус Христос — как столп, как фундамент той структуры, которая породила христианство. Затем твой главный противник — глава Синедриона Каиафа, естественно, палач, отправивший тебя на Голгофу — Понтий Пилат и, наконец, твой «друг», предавший тебя за тридцать сребреников...
— Иуда... — поморщившись, прошептал Иешуа.
Ему больно было произносить это имя, ведь предательство друзей во сто крат больнее жестокости врагов.
— А в качестве оппонентов я пригласил Фридриха Ницше, Иммануила Канта, Ричарда Докинза и Автора. Так, имитируя стопы Сансары, мы тем самым приобщимся к мудрости буддизма и постараемся отделить зерна от плевел.
— Сансары? — переспросил Иешуа. — Припоминаю, в буддийских храмах Гималаев часто рисуют это колесо при входе на внешней двери.
— Да, изображение Сансары, выполненное по совету Будды Шакьямуни, было в свое время преподнесено в дар царем Магадхи Дхармараджей Бимбисарой своему другу монарху Утраяне, оно пробудило в том доверие к Дхарме. И мы, следуя их примеру, пройдем таким образом к достоверной оценке христианства, которая обретет доверие в Ойкумене. Схематическое изображение Сансары в виде колеса не является объектом поклонения, в нем запечетлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли. Три яда — неведение, привязанность и гнев — представлены в образе соответственно свиньи, петуха и змеи, находящихся на ступице колеса. Между спицами изображаются шесть сфер (миров) — паранойи (или адских существ), голодных духов, животных, людей, полубогов и богов. Вокруг обода расположены двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения. Это колесо держит в зубах Яма, Владыка смерти, олицетворяющий непостоянство. Только Будда стоит в стороне от этого колеса.
— Как! — рассмеялся Иешуа. — Неужели два тысячелетия спустя вы хотите прибегнуть к таким древним, я бы сказал, примитивным способам познания бытия? А где же ваша хваленая наука и прогресс?
— Конечно, в эпоху Водолея человечество, благодаря техническому прогрессу, научилось видеть дальше земных горизонтов, успешно исследуя самые отдаленные уголки Вселенной, познавая окружающий мир. Поэтому мы, конечно же, не станем прибегать к помощи голодных духов, состоянию паранойи, полубогов и другим сферам Сансары, а дадим возможность высказаться здравомыслящим людям в научной дискуссии.
В предыдущей главе ты плакал под прессом критики Марка Твена и проклинал тех, кто подвинул тебя против врагов дел святых. Но как мы ни старались, ни врагов, ни святых дел, кроме скудных проповедей, ложных исцелений и воскрешений из мертвых в твоих деяниях мы не нашли. Создается впечатление, что вы с апостолами попросту даром ели хлеб. Резонно возникает вопрос: откуда все это, кто за этим стоял и стоит до сих пор? Как говорят — если звезды зажглись, значит, это кому-то было нужно.
— Оставим звезды в покое, а также буддизм, Сансару и прочую белиберду. А то, что я плакал, — преувеличение. Марк Твен не заслужил моих слез, — отмахнулся Иешуа. — Скажи лучше, как ты себе представляешь нашу дискуссию?
— Все потребует соответствующей подготовки и будет проводиться следующим образом: каждая из сторон задаст вопрос и получит ответ в порядке, который будет согласован. Всего шестнадцать вопросов и желательно шестнадцать ответов, а в общей сложности — по тридцать два вопроса и тридцать два ответа. Последовательность, в которой будут задаваться вопросы, определят, скажем, кости.
— Вот именно — желательно. Нет гарантии, что ответов будет тоже тридцать два.
— Да, может статься и так.
— Хитро придумано. Откуда ты только взялся на мою голову?
— Дорогой, ты не знаешь наших женщин, это они отправили меня в преисподнюю, которая породила столько противоречий, — рассмеялся скиф.
А женщины тем временем с азартом взялись за работу. Долго совещались, где и как организовать диспут, но в конце концов пришли к единому мнению, что лучше всего провести его в доме первосвященника Анны, где был вынесен смертный приговор Иешуа, аудиторией же обозначить всю Ойкумену. После недолгих дебатов в помощь Анахарсису арбитром диспута определили того же судью Анну.
Анна стал было возражать, аргументируя тем, что это не богоугодное мероприятие. Но Анахарсис возразил:
— Папа римский, например, принимал участие в форуме физиков, посвященному теме Большого взрыва, и благословил его работу, признав сам факт Большого взрыва, но не разрешил заниматься исследованием последствий, отнеся это к разряду компетенции Бога. Но недалек тот день, когда Папа разрешит под напором фактов (как имело место с теорией эволюции Дарвина) заняться и результатами Большого взрыва, после чего Анна не стал возражать и подключился к работе.
Как только определились с местом, Атира, Уицрик, Леночка и Беатрис принялись убирать помещение. За прошедшие годы, с момента вынесения приговора, здесь накопилось столько пыли и грязи, в том числе бумажно-информационной, что женщинам пришлось немало потрудиться, прежде чем привести помещение в надлежащий вид. Но зато когда в зал пожаловали приглашенные, все блестело, как новый кодрант.
Слева от Анахарсиса и Анны, на тех же скамьях, на которых когда-то сидели члены Синедриона, утвердившие смертный приговор Иешуа, разместились Иисус Христос, Каиафа, Иуда, Понтий Пилат, справа — Фридрих Ницше, Иммануил Кант, Ричард Докинз и Автор.
На возвышении, где скромно беседовали Анахарсис с Анной, расположилось несколько вооруженных храмовых слуг, тех самых, которые взяли под стражу Спасителя в Гефсиманском саду. Сейчас они выполняли роль блюстителей порядка и строго наблюдали за тем, как определялась очередность перекрестного опроса. Две костяшки: белая и черная с цифрами: 1, 2, 3 и 4, две грани пустые. Бросают по очереди для одной и второй четверок. Черными играла команда Ницше, белыми — команда Иешуа. В случае, если выпадали две пустые грани, бросок повторялся.
Перед началом диспута судья Анна предупредил, что вопросы должны быть корректными и передаваться для проверки арбитрам, прежде чем их вручать опрашиваемому.
После того как выпала решка Анне, он взял костяшки в руки, помолившись, бросил их в специальный темный стакан, потряс и бросил на коврик неопределенного цвета. На белой костяшке выпала тройка, что соответствовало имени Иуды, на черном — пустое поле, что лишало Иуду права первым начать диспут. Анна усмехнулся — он сам был заядлым игроком в кости и постепенно вошел в азарт.
Помедлив, он взял стакан, повторил все предыдущие движения, будто колдуя над костями, и ловко выбросил содержимое стакана, затем, как ястреб, устремил взгляд на кубики: на обеих костяшках значилась цифра два.
Анахарсис показал результат храмовым слугам и только после этого объявил: «Первым задает вопрос Каиафа Иммануилу Канту».
Каиафа передал вопрос арбитрам, и его огласили Иммануилу.
Раунд первый. Каиафа — Иммануил Кант
— Уважаемый Иммануил, с рождения вы воспитывались в строгом лютеранском духе и благочестии, под бдительным «Божьим оком». Но со временем, занимаясь гносеологией, вы увлеклись проблемами познания. Значит ли это, что ваши религиозные взгляды претерпели изменения? Что именно хотели исследовать, познавая мир, — может, само существование Бога? Насколько преуспели в познании бытия?
— Вопрос сложный. Теория познания издавна разделяла мыслителей на приверженцев эмпиризма и рационализма. Я же задался целью показать односторонность обеих этих философских школ и выяснить то взаимодействие опыта и интеллекта, из которого и состоит все человеческое знание. Свою гносеологию я развил в работе «Критика чистого разума». Не уверен, знакомы ли вы с этой работой, но вкратце могу сказать, что с самого начала я задал себе вопрос — как возможно само познание, каковы его условия и происхождение. Этого вопроса вся предшествовавшая философия не касалась, довольствуясь простой и ни на чем не основанной уверенности, что предметы нами познаваемы, — вот почему я называю ее догматической, в противоположность своей, которую сам характеризую как философию критицизма.
Я считаю, что все знания слагаются из двух элементов — содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта.
Мир вещей познается нами интуитивно, путем чувственных представлений, а формы интуиции — это время и пространство. Все, что мы познаем посредством ощущений, мы познаем во времени и пространстве, и только в этой временно-пространственной оболочке является пред нами физический мир.
Но, как я себе представляю, познание на интуициях не останавливается, и вполне законченный опыт мы получаем тогда, когда синтезируем интуиции посредством понятий, этих функций рассудка. Если чувственность воспринимает, то рассудок мыслит. Он связывает интуиции и придает единство их разнообразию, и подобно тому, как чувственность имеет свои априорные формы, так имеет их и рассудок: эти формы — категории, то есть самые общие и независимые от опыта понятия, при помощи которых все остальные, подчиненные им, понятия соединяются в суждения. Я рассматриваю суждения с точки зрения их количества, качества, отношения и модальности.
Только благодаря этим категориям, априорным, необходимым,
Еще одно слово против Канта как моралиста. Добродетель должна быть нашим изобретением, нашей глубоко личной защитой и потребностью: во всяком ином смысле она только опасность. Что не обусловливает нашу жизнь, то вредит ей: добродетель только из чувства уважения к понятию «добродетель», как хотел этого Кант, вредна. «Добродетель», «долг», «добро само по себе», доброе с характером безличности и всеобщности — все это химеры, в которых выражается упадок, крайнее обессиление жизни, кёнигсбергский китаизм. Самые глубокие законы сохранения и роста повелевают как раз обратное: чтобы каждый находил себе свою добродетель, свой категорический императив.
Народ идет к гибели, если он смешивает свой долг с понятием долга вообще. Ничто не разрушает так глубоко, так захватывающе, как всякий «безличный» долг, всякая жертва молоху абстракции. — Разве не чувствуется категорический императив Канта, как опасный для жизни!.. Только инстинкт теолога взял его под защиту! — Поступок, к которому вынуждает инстинкт жизни, имеет в чувстве удовольствия, им вызываемом, доказательство своей правильности, а тот нигилист с христиански-догматическими потрохами принимает удовольствие за возражение... Что действует разрушительнее того, если заставить человека работать, думать, чувствовать без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия? как автомат «долга»? Это как раз рецепт décadence, даже идиотизма... Кант сделался идиотом. — И это был современник Гёте! Этот роковой паук считался немецким философом! — Считается еще и теперь!.. Я остерегаюсь высказать, что я думаю о немцах... Разве не видел Кант во французской революции перехода неорганической формы государства в органическую? Разве не задавался он вопросом, нет ли такого явления, которое совершенно не может быть объяснено иначе как моральным настроением человечества, так, чтобы им раз и навсегда была доказана «тенденция человечества к добру»? Ответ Канта: «это революция». Ошибочный инстинкт в общем и в частности, противоприродное как инстинкт, немецкая décadence как философия — вот что такое Кант! —
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»