Какие вы, цоеведы, скучные, право. Нет, чтобы вместе с Борисом Гребенщиковым о Манфреде Байрона поговорить, либо о Демоне Лермонтова и Врубеля?! Помните, что глаголет Манфред в драматической поэме Байрона: "Мне образ Ночи ближе, чем образ человека!". А Виктор пел:
"Крыши домов дрожат под тяжестью дней.
Небесный Пастух пасёт облака.
Город стреляет в Ночь дробью огней,
Но Ночь сильней, Её Власть велика.
Тем, кто ложится спать, -
Спокойного сна.
Спокойная ночь"
- Спите, милые, никто и ничто не сможет прервать ваш летаргический сон. Вам бы только свечки, бумажные иконки софринской мануфактуры, пластмассовые или всамделишные крестики, изготовленные в гальванической ванне. Надо же, электрогитара им не нравится! А как быть с Давидом, игравшим на псалтыри, с кимвалами доброгласными и с кимвалами восклицания? Что, низзя? Только визгливым хором без знания церковнославянского можно, так что не токмо осьмигласия, а вообще голосов не разобрать! Поститесь и молитесь, да только до поста и молитвы В.Цоя вам всё равно будет очень далеко! А насчёт креста на могиле, так для начала нужно знать, что этот Символ обозначает, достойны ли вы креста того. В.Цой, как Мистер Икс, скрывал от профанов своё истинный Лик под маской, чтобы к нему с пошлыми суевериями не приставали. Повторяю БГ: "Собственно об этом все его песни были. О том, что я вот этой лажи не принимаю, это не то, чем мы все должны заниматься".
Когда писал предыдущее сообщение, сообщения Елены Лавровой ещё не было. Ох уж эта Елена! Вечно она мне подбросит, желая меня задвинуть подальше, неожиданную помощь. Получается по В.Цою: "И есть люди, которые помогают мне, хотят они того, или нет...".
"Может быть так оно и лучше оставить тайну. есть неясные моменты в песнях. вот например, "крепкий утренний лед" - это что имеется в виду? меня недавно спросил один участник этой группы. " крепкий утренний чай, крепкий утренний лед", чай со льдом с утра?"
- Нет, Елена, не лучше. Есть вполне понятный, без привлечения эзотерики и астрологии, адекватный ответ. Ведь речь идёт в песне "Игра" о крепком утреннем чае после бессонной ночи и чай употребляется для того, чтобы преодолеть недосыпание. То есть без искусственного возбуждения не сможешь "играть" свою роль в социуме, которая начинается с восьми утра.
Тоже самое и "крепкий утренний лёд" - это установившиеся однообразные отношения с сослуживцами, которым не нужен ты, и они тебе в точности также не нужны, но все соблюдают приличия по установленному образцу. В песне "Игра" этой выморочной дневной социальной жизни - "двум правилам игры, а нарушишь пропал" противопоставляется Жизнь ночных деревьев, что "сейчас стучат ветвями в стёкла... как звери царапают тёмные стёкла", отделяющие выморочный мир людей от таинственного ночного мира.
А в домах убогих, обокравших себя и отделившихся от единства жизни людей - "только капля за каплей из крана вода": монотонные лживые холодные отношения, дозированные - "капля за каплей", прилизанные, льстивые и лживые... "Только капля за каплей - из времени дни" - жизнь, размеренная хождением на службу, чужая, приспособившаяся к цивилизации, убивающая индивидуальную судьбу и личное время...
Даже смерть - и та чужая: "Ты пойдёшь рубить лес, а увидишь лишь пни", то есть и зло и уродство уже сделали за тебя, и даже в этом ты не самостоятелен. И "Ни звонков, ни шагов, ни звона ключей". Нечего открывать в социальном доме, и вроде бы все на месте, но нет никого, никто никому не нужен... "лишь часы у кровати стучат", отсчитывая время прозябания в безвременьи - "в этом доме все давно уже спят".
И вот эта тема "Игры" продолжается в "1000% не Цое" песней "Следы"... Там "Игра без правил, игра без свеч... День наступил, пора продолжить игру, только эта игра приведёт на войну. И наступит тот час, когда устанешь играть. Так что если нам быть, лучше быть вне игры... Игра без жестов, огонь без дров. Сколько здесь бессмысленных слов? В каждом из нас проснётся зверь И тогда не счесть потерь". - Неужели не ясно, что "Следы" развивают тему "Игры" и написаны эти песни одним автором?
Грустно всё это читать, ребята. Это так не похоже на В.Цоя. Весь этот убогий пессимизььм и упрёки З.С.Кадикову за то, что впервые начал мыслить, основываясь на философских текстах Виктора, в которых, конечно же, и социальная тематика была не на последнем месте.
Вспоминается Павел Коган, автор "Бригантины":
"Ну что же, опростись пока,
Баб щупай да подсолнух лузгай,
А в рассужденьи табака
Лет через сто дойдём до "Люкса".
Вот и дошли, перестроившись на марше, до "новой" жизни, о которой Виктор пел: "А ты стоишь на берегу и думаешь плыть или не плыть"... Да, прав П.Коган, "ничего страшнее нет умных мещан".
В песне "Растопите снег":
"Мама, я узнал своё утро.
Мама я узнал своё утро.
Я заметил свой срок.
Я заметил свой срок.
Я выхожу на порог,
Я слышу стук копыт.
Растопите снег.
Растопите снег.
Он убьёт меня.
Он мой враг навек.
.........................
Я не могу больше жить без тепла.
Помогите мне.
Помогите мне.
Мама, я узнал своё утро.
Мама, я узнал своё утро.
Помогите мне.
Помогите мне.
Эта песня написана Виктором 20 лет от роду. Кто враг Виктору навек? - тот, стук копыт которого слышен... Виктор не мог жить в "снегу" лицемерных отношений без любви ("Я не могу жить без Неё" - Любви), без человеческого тепла.
Вот пишут мне на Йя-ххе Рашида Нугманова: "Одним словом прежде чем строить догадки надо узнавать факты, а если наоборот, то начинается маразм" ? - А может быть маразм состоит в доверии "фактам", которые никто не проверял и никогда уже не сможет проверить?
В этой песни все мысли и образы и связь между ними могут принадлежать только Виктору Цою. Никто другой не ставил такие социальные и философские задачи пред собою.
"Игра без правил, игра без свеч" сравните с "Игра не стоит свеч, а результат труда" ("Алюминиевые огурцы").
"Взгляд в окно" сравните с "Смотрите на меня в окно" ("Алюминиевые огурцы"), "Я сижу и смотрю на небо из чужого окна" ("Пачка сигарет").
"Оставленный след снегом накрыт" сравните с "Я ходил по дорогам туда и сюда, обернулся и не смог разглядеть следы".
"День наступил, пора продолжить игру" сравните с "Два из правил игры. А нарушишь пропал. Завтра утром ты будешь жалеть, что не спал".
"Звездопад. Только он для нас!" - здесь речь идёт о том, что мы не следуем своей Звезде - своей Судьбе, потому нам остался только звездопад и дым вместо огня. "Звёзды, упав останутся здесь, навсегда останутся здесь" и ещё - "Похоже, что ночью был звездопад. Но звёзды, как камни, упали в наш огород".
"В каждом из нас проснётся зверь, и тогда не счесть потерь" сравните с "В каждом из нас спит волк. В каждом из нас спит зверь. Я слышу его рычанье, когда танцую".
А общий смысл этой песни «Следы», развивая предыдущие достижения В.Цоя, призывает нас жить осмысленно и честно и пойти по "оставленному следу" наших достойных предков, найти "следы", "чтобы точен был путь"... Не уходить от серьёзности бытия в "игру", которая неминуемо "доведёт до войны" каждого против всех, что и получилось в результате перестройки, (и что так страшно объявилось под воздействием США на Украине).
«Лучше быть вне игры». Быть, а не приспосабливаться к правилам игры, которых нет и в помине.
"Спасибо всем тем, кто несмотря ни на что не боялся молчать, не боялся Судьбы" - т.е. не боялся оставаться самим собою, жить под своей Звездой, жить вместе со всеми, кто также " вместе рос"... "И время пришло пожинать плоды" за всё, что было плохого и хорошего в жизни нашего народа.
Об "Игре без жестов, огне без дров, сколько здесь бессмысленных слов" уже много было сказано, когда речь шла о песне «Перемен». Зачем нам любые жесты, если мы сердцем открыты друг другу?
Смысл песни "Спокойная ночь" настолько всеобъемлющ, что я не решаюсь говорить на эту тему без предисловия. Давайте сначала поговорим о ночи. У Д.Байрона в трагедии "Манфред" есть такие слова о ночи: "Мне образ ночи ближе, чем образ человека". Это о том, что ночью открывается тайна мироздания: "Открылась бездна звёзд полна. Звездам числа нет, бездне дна" (М.В.Ломоносов). В песнях у В. Цоя очень острое восприятие тайны и величия ночи. Когда затихает дневная сутолока жизни, человек остаётся с Богом и Его Ангелами один на один.
Если исходить только из одного названия песни "Спокойная ночь", в ней поётся именно о "спокойной ночи". А вот ежели, кроме умения точно читать названия, хотя бы чуть-чуть задуматься о характере сей песни, то вряд ли эту тревожную ночь можно считать "спокойной". Всё как раз наоборот. Ночь в этой песне имеет не банальный природный, не обычный, но космический всеобъемлющий смысл, также впрочем, как и "стук копыт", "мешающий спать", "тревожащий сон" обывателя. Ночь "внушает им страх", "тревожит им сон", и ей вторит "стук копыт".
Ночь в космическом плане - это Начало. Ночью зачинается всё то, что потом происходит днём. "Звёздная пыль на сапогах" у тех, кто не боится ночи, тьмы, не боится идти вперёд, "окунаясь в неизвестность" (Б.Пастернак), в "Несбывшееся" (А.Грин). "Ночь отражается в твоих глазах", зовёт к себе. Ночью Человек живёт реально, ему некому лгать, не с кем играть в жизнь (см. песню "Игра"):
"Но сейчас деревья стучат ветвями в стёкла.
Ты можешь лечь и уснуть и убить эту ночь...
Деревья, как звери царапают тёмные стёкла.."
"Тёмные стёкла" привычек, предустановлений и предубеждений социума "царапает" Жизнь зелёного таинственного мира, "стучит" в них "ветвями", полными чуткой ночной жизни.
"Знаешь, каждую ночь я вижу во сне море... слышу во сне песню... вижу во сне берег... каждую ночь".
"Летний дождь наливает в бутылку двора ночь".
"И это ночь и её электрический свет бьёт мне в глаза... и её электрический дождь бьёт мне в окно... и её электрический голос манит меня к себе".
"Это наш день. Мы узнали его по расположению Звёзд", то есть цель жизни, судьбу можно понять, осознать только ночью.
"Мы поверили Звёздам", которые светят ночью.
"Ночь коротка, цель далека. Ночью так часто хочется пить".
"В стеклянности талой воды мы видим Луну. Замёршие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры".
"Я смотрю в ночь. Я вижу, что ночь темна. Но это не станет помехой прогулке романтика".
"Каждый день ты приходишь домой, когда темно... А Она живёт в центре всех городов. И ты хочешь быть рядом, но надо ехать домой, уже темно. Проснись - это Любовь! Смотри - это Любовь!"
Недаром В.Цой назвал один их своих альбомов - "Ночь". Вот после этого предисловия в теме "Верите ли вы в Бога" поговорим более подробно о песне "Спокойная ночь".
"Крыши домов дрожат под тяжестью дней.
Небесный пастух пасёт облака.
Город стреляет в Ночь дробью огней.
Но Ночь сильней, Её власть велика.
ПРИПЕВ:
Это черновик статьи "Образ Ночи в песнях Цоя", по ошибке выложенный на Макспарк год назад моей супругой. Я заметил, что это черновик не сразу, возмутился естественно... за такую "помощь", но каково же было моё удивление, когда я увидел, что посещение этого черновика оказалось втрое больше других моих статей.
Наверное, понравилось невольное обращение в этих записях к так называемому "Нерукотворному альбому", или же "1000% не Цою", как называют эти шедевры песенной лирики профаны..))
Вот, выкладываю снова. Без правки. Пишите, коли что не так.