До Отечественной войны наша семья жила в городе Запорожье. Когда началась война, отца призвали в армию. Мама с нами (мне было шесть лет, сестре один год и три месяца) больше года скиталась в эвакуации по огромной стране (Кубань, Северный Кавказ, Средняя Азия, Сибирь). Но, к счастью, в начале 1943 года нас нашёл её брат и вытащил, умирающую от малярии, свою сестру и своих племянников из Омска. Он перевёз нашу семью в Пензенскую область, где работал директором деревоотделочного комбината, производящего изделия для фронта. Там мы и жили до конца войны, где мама работала на этом же комбинате.
После окончания войны, когда отец уволился из армии в начале 1946 года, вся наша семья переехала в город Куйбышев
(ныне г.Самара).
В Куйбышеве родители стали работать на заводе КАТЭК (Куйбышевском заводе Авто Тракторного Электрооборудования и Карбюраторов). Завод во время войны был организован из эвакуированного московского завода АТЭ-1. Мама работала в плановом отделе, отец – в отделе Главного Технолога.
Наступил сентябрь 1948 года. Уже три года страна жила мирной, но по-прежнему трудной жизнью. Наша семья, состоящая из 4 человек, занимала 16-ти метровую комнату в 3-комнатной коммунальной квартире, в которой жили ещё две семьи. В одной из комнат - бездетные супруги. Они познакомились на фронте, во время войны. В другой комнате - вдова, погибшего солдата, Анна Петровна, с 19-летней дочерью Надей. Все соседи работали на этом же заводе.
В середине сентября жителям нашей коммунальной квартиры сообщили, что Надя выходит замуж, и соседей приглашают на свадьбу. Все стали готовиться к этому событию. Анне Петровне соседи помогали, чем могли.
Женихом оказался высокий, симпатичный парень, лет 25-ти, который так же работал на заводе, в отделе Главного Конструктора, инженером. Звали его Николай.
Свадьба.
И вот наступил день свадьбы. Когда молодые приехали из ЗАГСа, свадебный стол общими усилиями уже был накрыт в комнате, где жили Анна Петровна и Надя. Для этого пришлось разобрать две хозяйские кровати и выставить их в помещение общей ванны Оно давно служило кладовой и прачечной. В большой, общей прихожей планировали устроить танцы. Для этого на табуретку был установлен патефон. Его принесли гости жениха из общежития. Всего гостей собралось 16 человек . Соседей, вместе с Анной Петровной было 5 человек, жених с невестой, четыре подруги невесты и пять друзей жениха. Я был старшим из детей в нашей коммуналке, мне было уже 13 лет. Но меня в расчёт не брали и за общий стол не посадили. Зато разные вкусности нам с сестрой принесли в нашу комнату. Мы с ней с удовольствием подкрепились со свадебного стола. Наконец, гости выпили, закусили, накричались «горько» и начались танцы. Мне всё было интересно, поэтому крутился среди гостей. Затем, молодые парни вышли покурить на лестничную площадку. Из любопытства, вышел туда и я. Друзья жениха шутили, рассказывали анекдоты, хохотали. Увидев меня, стали со мной общаться. Вначале, предложили покурить, но я отказался. Затем, предложили выпить «компот» и налили в кружку брагу. Что это такое тогда не знал, но «компот» мне понравился. Сладкий, слегка газированный напиток был приятен. Когда выпил кружку этого напитка, спросили, хочу ли ещё. Конечно, хотел. Мне налили. Выпил и это. Парни похвалили, сказали, что молодец, настоящий мужик. Но вскоре почувствовал, что со мной происходит что-то неладное. Стала кружиться голова, появилась лёгкость во всём теле. Начали неметь руки и ноги и, в конце концов, у меня потемнело в глазах. Последнее, что запомнил, - испуганные лица друзей жениха, угощавших «компотом». Очнулся поздно ночью в своей постели. Звуков свадьбы и голосов гостей уже не было слышно, а мне было очень плохо. Болела голова, тошнило, был не в силах сам подняться. Надо мной хлопотали встревоженные родители. Они меня подняли, напоили крепким чаем и уложили спать.
Только к вечеру, на следующий день пришёл в себя. После этого случая, уже став взрослым, ещё долго опасался употреблять спиртные напитки, боясь испытать ощущения, с которыми довелось познакомиться в детстве.
После свадьбы молодые стали жить в комнате у Анны Петровны. Николай вскоре забрал из общежития свой велосипед, который постоянно стал храниться в общей прихожей.
В один из выходных дней, Николай меня спросил, хочу ли покататься на его велосипеде. Естественно, хотел. Он вынес велосипед во двор дома, посадил меня в седло и подтолкнул… До этого никогда на велосипеде не катался, даже дотрагиваться до него не доводилось. К своему удивлению, сразу поехал. Вначале испытывал трудности, когда надо было повернуть в обратную сторону. Но постепенно освоился и почувствовал уверенность. Немного покатавшись, отдал велосипед Николаю. Он, видя мои «успехи», разрешил пользоваться велосипедом во дворе дома.
Поскольку уже начался учебный год, свободного времени было мало. Но всё-таки, несколько раз, после школы, мне удавалось покататься на велосипеде Николая.
Однажды, девочка, Рая Кофман, которая жила в нашем доме, увидев меня на велосипеде, попросила её прокатить. Я посадил её на раму и мы поехали. При этом, с удивлением открыл для себя новые ощущения. Близость девочки, её запахи взволновали меня. После этого, больше ни Рая, ни другие девочки из нашего дома не просили их покатать. Наверное, Рае не понравилось сидеть на жёсткой раме велосипеда.
Вскоре, погода испортилась, кататься стало невозможно и с велосипедом пришлось расстаться. Молодой семье, руководство завода выделило комнату, а вместе с Николаем и Надей нашу коммунальную квартиру покинул и велосипед.
У меня же появилась заветная мечта. Я мечтал, что когда вырасту и начну работать, обязательно куплю себе велосипед. Этим не делился с родителями, так как знал, что их зарплаты нашей семье еле хватает на текущие расходы.
7-й класс – единственный в школе.
Наконец, весной 1949 года закончились занятия в школе. Я перешёл в 7-й класс. На время летних каникул, родители меня отправили в пионерский лагерь. Быстро пролетело лето. Начался новый учебный год.
Когда в сентябре пришли на занятия, оказалось, что наш 7-й класс стал самым старшим и единственным в школе. В 8-м, 9-м и 10-м классах, к сентябрю 1949 года, осталось по 3-6 человек. Время было трудное, и одни ученики старших классов поступили на учёбу в техникум, а другие пошли работать на завод. Поэтому, оставшихся ребят, решением местных властей, перевели в женскую школу № 43, которая так же располагалась в заводском районе. Так наш 7-й класс оказался старшим в школе. В классе же было всего 16 человек.
Несколько ребят, учившихся с нами в 6-м классе, по разным причинам покинули школу. Но в 7-м классе появились и два новых ученика – Альберт Молчанов, который перевёлся из другой школы и Виктор Селяткин. Его родители переехали с Дальнего Востока, где служил в армии отец. В Куйбышеве они купили частный дом, а мама Виктора стала работать в нашей школе завхозом.
Завод для своих работников строил жильё и зимой моим родителям предоставили отдельную однокомнатную квартиру. По сравнению с комнатой в коммуналке это были роскошные хоромы. Комната 18 кв. метров, кухня, прихожая, где поставили мою кровать. Новое наше жилище было расположено ближе к школе, чем прежнее. Теперь я мог больше общаться с одноклассниками, которые оказались с нами по соседству. Постепенно, за всеми этими событиями, стал забывать о своей мечте.
В мае 1950 года, я закончил 7-й класс. Всё лето проводил со школьными друзьями на Волге. За лето особенно сдружился с Виктором Селяткиным. Кроме него в их семье ещё были младшие брат и сестра. Виктор оказался отличным парнем. Он был старше меня на 2 года, небольшого роста, но крепкий и физически развитый быстро стал среди наших ребят авторитетом и заводилой во многих хороших делах. Учёба ему давалась трудно, но он брал отчаянной усидчивостью и упорством.
Быстро пролетело лето. В сентябре в нашем 8-м классе появился ещё один ученик – Гена Башков, удравший из новой средней школы № 100, только открывшейся в Сад-городе. Он в 8-м классе оказался единственным парнем среди 25 девочек и выдержал только три дня занятий. А вот Олег Забаев, которого мы догнали в 6-м классе, вновь оставшийся на второй год уже в 7-м, вообще ушёл из школы. Поэтому, нас так и осталось 16 человек.
Виктора, наш классный руководитель – учительница математики, Агеева Екатерина Алексеевна, назначила старостой класса. И он много хороших инициатив, за три года учёбы в школе, сумел реализовать с одноклассниками. Более того, нашему классному руководителю, через Виктора, удалось сдружить и сплотить ребят, направив нашу молодую энергию в правильное русло.
Закончился учебный год, мы перешли в 9-й класс. Наступило лето. И вот они, долгожданные каникулы…
Классный руководитель.
Нашим классным руководителем, с 7-го класса и до окончания школы, была учительница математики, Агеева Екатерина Алексеевна. Она в 1941 году закончила пединститут и добровольно ушла на фронт. Окончив ускоренные курсы медсестёр, служила в прифронтовом госпитале. Там в 1943 году она познакомилась с капитаном Шелестом, находившимся в их госпитале на лечении. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. В мае 1944 года у Екатерины Алексеевны родилась дочь Людмила. Молодая мама с ребёнком уволилась из Армии и приехала в г. Куйбышев. Здесь она сняла комнату в частном доме, и стала работать учителем математики в нашей 20-й мужской средней школе.
Капитан Шелест писал письма своей жене и мечтал приехать к ней после Победы. Но в апреле 1945 года, в боях за Берлин, он погиб. Так, молодая женщина, с маленьким ребёнком, осталась одна в большом, чужом городе. Она была отличным, грамотным и волевым преподавателем. Когда я учился в 5 и 6 классах, ребята, почему-то, называли её «тётя Катя Биссектриса», но относились к ней с уважением. Молодая учительница сумела себя так поставить среди учеников, что на её занятиях всегда была дисциплина. Она была принципиальна и справедлива в оценке знаний, прекрасно знала свой предмет и обладала удивительной способностью, вызвать ученика отвечать урок тогда, когда тот был не готов, Поэтому мы все старались делать домашние задания по математике и учить задаваемый материал. Лично мне это дало огромную пользу. К окончанию 10 класса я твёрдо усвоил курс всех предметов математики и при вступительных экзаменах в ВУЗы, по этим предметам получал хорошие оценки. Школьный курс математики держалась крепко в моей голове ещё несколько десятков лет, после окончания школы. Используя эти знания, я помогал в освоении предметов математики не только своей дочери, но и внучке.
Екатерина Алексеевна часто после уроков оставляла нас для бесед. Она рассказывала о правилах этикета и поведения, организовала для нас школу танцев. После уроков мы оставались на эти занятия, которые проводила учительница младших классов и, постепенно, наша юношеская неуклюжесть и стеснительность стали исчезать. Классный руководитель