Моим товарищам по прочному корпусу посвящаю
Читая классику и современную прозу на морскую тематику, нетрудно заметить, что абсолютному большинству авторов, пишущих о море, ближе мостик и его действующие лица - командиры, капитаны, штурманы. Одним словом - судоводители. О механиках обычно вскользь и немного. Вероятно потому, что проблемы корабельных механиков кажутся приземленными и не имеющими отношения к романтике кораблевождения и определению места корабля по небесному светилу. Убежден, впрочем, это не открытие, что с развитием энергетики и сложной ядерной корабельной техники, успех плавания и ведения боевых действий на море во многом зависит от электромеханической боевой части на корабле, надводном или подводном. Эта повесть о них – механиках атомных подводных лодок. Ветераны - подводники, уверен, вспомнят службу, товарищей, с которыми делили трудности нелегкого флотского быта, радость молодости, суровый и прекрасный Крайний Север, а те, кому интересна морская тематика, смогут ознакомиться с некоторыми сторонами службы на флоте с этой точки зрения, так, как это было на самом деле - без пафоса и штампованного героизма. У кого – то из читателей, искушенных в военно - морской тематике и флоте, я думаю, неизбежно возникнет мысль, что реальности, отображенные в повести, в определенном смысле были системой, которая так или иначе в разное время привела к катастрофам не только АПЛ К-3, знаменитой “Лениниский комсомол”, К-8, глубоководного «Комсомольца”, но и супер современного АПРК “Курск” и гибели десятков моряков. Впрочем, об этом судить читателю. Возможно, кто-то из ветеранов подводного плавания или сегодняшних подводников узнает самого себя, знакомые черты сослуживцев или сходные обстоятельства..
На самом деле действующие лица и события вымышлены. Персонажи и события могут быть очень похожими на действительно имевшие место в жизни – и только. . . . Автор
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Э КИПАЖ
Командир, Леонид Васильевич Марков
Капитанъ имеетъ почтенъ быть на своемъ корабле
яко Губернаторъ или Комендантъ въ крепости и
долженъ пещися, чтобы корабль, которой ему по-
рученъ будетъ въ команду, праведно и порядочно
поступать по указомъ следующимъ, или вновь дан
нымъ указамъ и инструкциямъ нимало отдаляяся
отъ оныхъ, ни для какой причины, ниже для како
го ретексту. Чего ради вверяется его искусству и
верности повелевать своими офицерами и про -
чими того корабля служителями
(Уставъ морской Петра перваго 1720г.
Книга третья. Глава первая)
Командир атомной подводной лодки с крылатыми ракетами капитан 1 ранга Леонид Васильевич Марков, в бытность свою помощником командира прозванный “задумчивым”, ломал голову - как уберечь от списания с корабля своего химика капитан - лейтенанта Крапивина. Санек, будучи изрядно во хмелю, учинил вечером на ПКЗ* пожарную тревогу, обидевшись на товарищей, не пустивших его в каюту командира БЧ-2 Бориса Цыбешко на вечеринку. Химик размотал пожарный шланг, приставил ствол к филенке двери и дал воду.
Напор воды был хороший, каюта вмиг превратилась в объемную душевую, хотя и сам Крапивин вымок с головы до пят, а по коридору потекла река. За этим увлекательным занятием его и застал дежурный по дивизии капитан 1 ранга Сажин, от которого сведения о недостойном поведении химика стали достоянием командира дивизии Караваева… И теперь “задумчивый”, он же капитан 1 ранга Леонид Василевич Марков, должен был идти объясняться…
"Задумчивый" на любой вопрос подчиненных вначале надувал щеки и, глубоко затягиваясь “Беломором”, продолжительно молчал., сохраняя сигаретный дым. О чем - то думал.
- Леонид Васильевич, ну так – как? – “задумчивый”, очнувшись, отвечал, но не сразу, а – через минуту - задумчиво. Но в новом экипаже, куда был назначен командиром после академии, неожиданно получил прозвище "фараон". Три звезды капитана 1 ранга вцепились загнутыми концами намертво, придавая погонам некий пижонский вид. - Леня,- встретил Маркова в своей каюте командир дивизии,- до каких пор у тенбя в экипаже будет этот бардак? Вчера кто-то из твоих орлов выбросил тару из иллюминатора и верхнему вахтеному на твоей же лодке пришлось прятаться за рубкой, чтобы не попасть под этот обстрел! И где они только берут бутылки при нашем-то сухом законе? Сегодня твой химик устроил пожарную тревогу и залил... Ну, ты-ы-ы...У меня нет слов, одни выражения!И все нецензурные... Вы меня доведете,- бушевал Караваев и лицо его полыхнуло вишневым цветом - Или я разгоню вашу шарагу, или меня снимут с должности. Ты думаешь особистам не доложили о ваших художествах? Все уже в курсе... Так, все, Марков! Пиши представление на этого, как его..., Малинина или Клубникина, на списание, пусть идет в тыл собакам хвосты закручивать. У тебя экипаж, или лечебно-трудовой профилакторий для алкашей?
- Женя, ну ты не свирепствуй, -вступился за виноватого Крапивина Марков, - где я сегодня возьму грамотного химика, нам скоро в море. Сам знаешь.
- А мне наплевать, где ты будешь брать, но превращать дивизию в этих... как его... не позволю, - заорал Караваев и грохнуд пудовым кулаком по пластиковому столу. Стаканы в штормовке звякнули.
Командир Марков и комдив Караваев раньше служили вместе, но тогда Леонид Васильевич был его начальником. После долгих лет служения отечеству порознь, оба были назначены в новую дивизию, где были пока две подводные лодки последнего проекта.
непосредственный ему начальник.
Леонид Васильевич с трудом переносил служебные метаморфозы и споры были неизбежны. Обычно один на один и на повышенных тонах.
- Женя, ну это же молодые ребята, что ты от них хочешь? Чтобы они в свободное время сидели по каютам, пречитывали "Анну Каренину и лили слезы по ее несчастной судьбе,- не сдавался Марков. Да этим молодцам нужна живая Анна и в своей постели, а не в книжке... А коли нет ее, вот и бурлят в них... Ты, как с Луны. вспомни себя в эти годы! Забыл, как на практике в Лиепае по пьяному делу попал на гауптвахту, вырвал в камере батарею отопления, и сбежал вместе с железякой, а за тобой гналась вся комендатура? Забыл? А как выпрыгивал на клумбу со второго этажа женского общежития в Обнинске тоже забыл?- комдив засопел, выпуская пары, но не найдя возражений, дотал из шкафа бутылку коньяка и лимон.
- Ладно, Леня, -сдулсяя караваев,- хрен с тобой ис твоим Крапивиным. Но... это уже последний раз,- и разлив по стаканам коньяк, нарезал лимон.
- И где ты только бутылки беешь при нашем-то здесь сухом законе? - ехидно заметил Марков, придвигаясь к столу Компромис был достигнут и спор закончился выпивкой с -оспоминаниями о молодых годах, не не утяжеленных еще большими звездами на погонах. Ну – как на флоте.
Начальник химической службы, капитан - лейтенант Крапивин был спасен от позорного зкручивания хвостов собакам на бербазе и остался в экипаже. Специалист хороший и овчинка стоит того, чтобы за него заступиться и оставить в экипаже, хотя , если честно сказать... насолил...
Капитан 3 ранга Андрей Шарый
Должны быть во всякой эскадре по одному фискалу,
а во флоте одинъ оберъ фискалъ. Ихъ должность есть
смотреть во всехъ должностяхъ за офицерами и доносить…
(Уставъ Морской Петра перваго. 1720 г Книга Первая
Глава осмая. О фискалахъ )
“ В. Шарого… обвиненного по ст.58-11, 58-1-а ...”
(из протокола OCO* при НКВД 1940г. )
Осталась пара отпускных дней. Экипаж собирается в городке после отпуска, кто с семьей, кто налегке...
Еще два дня отдыха. Приятно встретить своих после долгого отпуска. С нашего экипажа!
Андрея Шарого жена послалв магазин за картошкойсо списком всего остального нжного в хозяйстве . А навстречу Павлик Могилевич, командир БЧ-4 - связист, а это - Вася Анисин – командир корабельных электриков. Вот это встреча, и
Повесть “Кто видел в море корабли” и ее автор
Автор повести, Гарри Ней, инженер – механик флота, полтора десятка лет служил на атомных подводных лодках первого поколения, что обусловило, на мой взгляд, не только абсолютную достоверность технических тонкостей деятельности электромеханической боевой части, службы и плавания на атомных кораблях, отчасти психологии современного специфического воина – подводника, но и бытовых эпизодов жизни типичной военно-морской семьи.
В своеобразном стиле и с неизбежным флотским юмором описаны взаимоотношения персонажей тех далеких времен в Заполярных гарнизонах. Та, не всегда адекватно воспринимаемая в настоящее время, атмосфера взаимоотношений, долга и ответственности, отображенная в повести “Кто видел в море корабли…”, по-моему соответствует реальной действительности при всей своей сложности и неоднозначности. Тем не менее, несмотря на негативные события, описанные в повести, это было самое счастливое время нашей боевой молодости.
И до сегодняшнего дня время, проведенное в Заполярье, занимает большую долю в наших воспоминаниях.
Узнал немало прототипов героев, как положительных, так и отрицательных, знакомых по совместной службе на атомных подводных лодках Краснознаменного Северного флота. Считаю, что книга написана без прикрас, излишней романтики и пафоса, штампованного героизма, но с реальным негативом некоторых сторон службы на флоте в том отрезке времени. Тем не менее, за ироничным изложением отдельных сторон службы и быта подводников, иногда печальным или саркастическим юмором повседневности, нельзя не заметить героику этой сугубо мужской профессии…
Думаю, повесть будет интересна не только подводникам, но, и читателям не морякам. Спасибо автору от североморцев.
Командир БЧ-5 АПЛ К-452, зам. Главного механика ВМФ СССР и РФ 1989-1992гг капитан 1 ранга - инженер Николай Гонцарюк
г. Москва