Произведение «Кто видел в море корабли... (хроника одного экипажа)» (страница 1 из 44)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Произведения к празднику: День моряка-подводника
Автор:
Читатели: 7190 +1
Дата:
«Кто видел в море корабли... (хроника одного экипажа)» выбрано прозой недели
27.05.2019
Предисловие:
              Повесть “Кто видел в море корабли” и ее автор

              Автор повести,  Гарри Ней, инженер – механик  флота, полтора десятка лет  служил на атомных подводных лодках  первого поколения, что обусловило, на мой взгляд, не  только абсолютную достоверность технических тонкостей деятельности электромеханической боевой части,  службы и  плавания на атомных кораблях, отчасти психологии современного специфического воина – подводника, но и бытовых эпизодов жизни типичной военно-морской семьи.   
В своеобразном стиле и с неизбежным флотским юмором описаны взаимоотношения персонажей тех далеких времен в Заполярных гарнизонах. Та, не всегда адекватно воспринимаемая в настоящее время, атмосфера взаимоотношений, долга и ответственности, отображенная в повести “Кто видел в море корабли…”, по-моему соответствует реальной действительности при всей своей сложности и неоднозначности. Тем не менее, несмотря на  негативные события, описанные в повести, это было самое счастливое время нашей боевой молодости.
И до сегодняшнего дня время, проведенное в Заполярье, занимает большую долю  в наших воспоминаниях.
        Узнал немало прототипов героев, как положительных, так и отрицательных, знакомых по совместной службе на атомных подводных лодках Краснознаменного Северного флота. Считаю, что книга написана без прикрас,  излишней романтики и пафоса, штампованного героизма, но с реальным негативом некоторых сторон службы на флоте в том отрезке времени.  Тем не менее, за ироничным изложением  отдельных сторон службы и быта подводников, иногда печальным или саркастическим юмором повседневности,  нельзя не заметить  героику этой  сугубо мужской  профессии…
          Думаю, повесть будет  интересна не только подводникам, но,  и читателям не морякам. Спасибо автору от североморцев.

Командир БЧ-5 АПЛ К-452,  зам. Главного механика ВМФ СССР и РФ 1989-1992гг  капитан 1 ранга - инженер Николай Гонцарюк

г. Москва         

Кто видел в море корабли... (хроника одного экипажа)

                        Моим товарищам по прочному корпусу посвящаю

       

                Читая классику и современную прозу    на морскую тематику, нетрудно заметить,  что абсолютному большинству авторов, пишущих о море, ближе мостик и его действующие лица - командиры, капитаны, штурманы. Одним словом - судоводители.  О механиках  обычно  вскользь  и  немного. Вероятно  потому,  что  проблемы  корабельных  механиков кажутся приземленными и не имеющими отношения к романтике кораблевождения и определению места корабля по  небесному  светилу. Убежден, впрочем,  это  не открытие, что с развитием энергетики и сложной ядерной корабельной техники, успех плавания и ведения боевых действий на море во многом зависит от электромеханической боевой части на корабле, надводном или подводном. Эта повесть о них – механиках атомных подводных лодок. Ветераны - подводники, уверен, вспомнят  службу, товарищей, с которыми делили трудности нелегкого флотского быта, радость молодости, суровый и прекрасный Крайний Север, а  те,  кому интересна  морская  тематика,  смогут ознакомиться с некоторыми сторонами службы на флоте с этой точки зрения, так, как это было на самом деле  - без  пафоса и штампованного героизма. У кого – то  из читателей, искушенных в военно - морской тематике и флоте, я думаю, неизбежно возникнет  мысль, что  реальности, отображенные в повести, в определенном смысле были системой, которая так или иначе в разное  время  привела  к катастрофам не только АПЛ К-3, знаменитой “Лениниский комсомол”, К-8, глубоководного «Комсомольца”, но и супер современного АПРК “Курск” и гибели десятков моряков.     Впрочем, об этом судить читателю.  Возможно, кто-то из ветеранов подводного плавания или сегодняшних подводников узнает самого себя, знакомые черты сослуживцев или сходные обстоятельства..              

           На самом деле действующие лица и события вымышлены. Персонажи и события могут быть  очень похожими на действительно имевшие место в жизни – и только.                        .                                                              .  .                                                                                                                                                                                                               Автор                                                                                                                                                                                             

                                                                                           ЧАСТЬ ПЕРВАЯ



                                                                                                    Э КИПАЖ 

                                                                            Командир,  Леонид Васильевич Марков

                                                           

                                                                                                                       Капитанъ имеетъ почтенъ быть на своемъ корабле 

                                                                                                                        яко Губернаторъ    или Комендантъ въ крепости и

                                                                                                                        долженъ пещися, чтобы корабль, которой ему по-

                                                                                                                        рученъ будетъ въ команду, праведно и порядочно 

                                                                                                                        поступать по указомъ следующимъ, или вновь дан

                                                                                                                        нымъ указамъ и инструкциямъ нимало  отдаляяся 

                                                                                                                        отъ оныхъ, ни для какой причины,  ниже  для како

                                                                                                                        го    ретексту. Чего ради вверяется его искусству и

                                                                                                                         верности  повелевать  своими офицерами и про -

                                                                                                                         чими того корабля  служителями     

                                                                                                                               (Уставъ морской Петра перваго 1720г.   

                                                                                                                                      Книга третья. Глава первая)

                                           

    Командир атомной подводной лодки с крылатыми ракетами  капитан 1 ранга  Леонид Васильевич Марков, в бытность свою помощником командира прозванный “задумчивым”, ломал голову - как уберечь от списания с корабля своего химика капитан - лейтенанта  Крапивина. Санек, будучи изрядно во хмелю, учинил  вечером на ПКЗ* пожарную тревогу, обидевшись на  товарищей, не пустивших его в каюту командира БЧ-2 Бориса Цыбешко на вечеринку. Химик размотал пожарный шланг, приставил  ствол к филенке двери  и дал воду.         
Напор воды  был хороший, каюта вмиг превратилась в объемную душевую, хотя и сам Крапивин вымок с головы до пят, а по коридору потекла река.    За этим увлекательным занятием его и застал  дежурный по дивизии  капитан 1 ранга Сажин, от которого сведения о недостойном поведении химика  стали достоянием  командира дивизии  Караваева… И теперь “задумчивый”,  он же капитан 1 ранга Леонид Василевич Марков, должен был идти объясняться…
       "Задумчивый" на любой вопрос подчиненных  вначале  надувал щеки и, глубоко затягиваясь “Беломором”, продолжительно молчал., сохраняя сигаретный дым. О чем - то думал. 
- Леонид Васильевич, ну так – как? – “задумчивый”, очнувшись, отвечал, но не сразу, а – через минуту - задумчиво.  Но в новом экипаже, куда был назначен командиром после академии, неожиданно получил прозвище "фараон".    Три звезды капитана 1 ранга вцепились загнутыми концами намертво, придавая погонам некий пижонский вид.                                                                                                                                    - Леня,- встретил Маркова в своей каюте командир дивизии,- до каких пор у тенбя в экипаже будет этот бардак? Вчера кто-то из твоих орлов выбросил тару из иллюминатора и верхнему вахтеному на твоей же лодке пришлось прятаться за рубкой, чтобы не попасть под этот обстрел! И где они только берут бутылки при нашем-то сухом законе? Сегодня твой химик устроил пожарную тревогу и залил... Ну, ты-ы-ы...У меня нет слов, одни выражения!И все нецензурные... Вы меня доведете,- бушевал Караваев и лицо его полыхнуло вишневым цветом - Или я разгоню вашу шарагу, или меня снимут с должности. Ты думаешь особистам не доложили о ваших художествах? Все уже в курсе... Так, все, Марков! Пиши представление на этого, как его..., Малинина или Клубникина, на списание, пусть идет в тыл собакам хвосты закручивать. У тебя экипаж, или лечебно-трудовой профилакторий для алкашей?                
-  Женя, ну ты не свирепствуй, -вступился за виноватого Крапивина Марков, - где я сегодня возьму грамотного химика, нам скоро в море. Сам знаешь.                                                  
- А мне наплевать, где ты будешь брать, но превращать дивизию в этих... как его... не позволю, - заорал Караваев и грохнуд пудовым кулаком по пластиковому столу. Стаканы в штормовке звякнули. 
  Командир Марков и  комдив Караваев раньше служили вместе, но тогда Леонид Васильевич был  его начальником. После долгих лет служения отечеству порознь,  оба были назначены в новую дивизию, где были пока две подводные лодки последнего проекта.
непосредственный  ему начальник. 
Леонид Васильевич с трудом переносил служебные метаморфозы и споры были неизбежны. Обычно один на один и на повышенных тонах.
  - Женя, ну это же молодые ребята, что ты от них хочешь? Чтобы они в свободное время сидели по каютам, пречитывали "Анну Каренину и лили слезы по ее несчастной судьбе,- не сдавался Марков. Да этим молодцам нужна живая Анна и в своей постели,  а не в книжке... А коли нет ее, вот и бурлят в них... Ты, как с Луны. вспомни себя в эти годы! Забыл, как на практике в Лиепае по пьяному делу попал на гауптвахту, вырвал в камере батарею отопления, и сбежал вместе с железякой, а за тобой гналась вся комендатура? Забыл?  А как выпрыгивал на клумбу со второго этажа женского общежития в Обнинске тоже забыл?-  комдив засопел, выпуская пары, но не найдя возражений, дотал из шкафа бутылку коньяка и лимон.
-  Ладно, Леня, -сдулсяя караваев,- хрен с тобой ис твоим Крапивиным. Но... это уже последний раз,- и разлив по стаканам коньяк, нарезал лимон.
- И где ты только бутылки беешь  при нашем-то здесь сухом законе? - ехидно заметил Марков, придвигаясь к столу Компромис был достигнут и спор закончился выпивкой с -оспоминаниями о молодых годах, не не утяжеленных еще большими звездами на погонах. Ну – как на флоте.
Начальник химической службы, капитан - лейтенант Крапивин был спасен от позорного зкручивания хвостов собакам на бербазе и остался в экипаже. Специалист хороший и овчинка стоит того, чтобы  за него заступиться и оставить  в экипаже, хотя , если честно сказать... насолил...


                                                                                     Капитан 3 ранга  Андрей Шарый                                  

                                                               

                                                                                                      Должны быть во всякой эскадре по одному фискалу,
                                                                                                а во флоте одинъ оберъ фискалъ. Ихъ должность есть 
                                                                                                  смотреть  во всехъ должностяхъ за офицерами и   доносить…    
                                                                                                     (Уставъ Морской Петра перваго.  1720 г Книга     Первая
                                                                                                                     Глава осмая. О фискалахъ )

                                                                                                       “ В. Шарого… обвиненного по ст.58-11, 58-1-а ...”
                                                                                                              (из протокола  OCO* при  НКВД 1940г. )                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                             

            Осталась пара отпускных дней. Экипаж собирается в городке после отпуска, кто с семьей, кто  налегке...
Еще два дня отдыха.    Приятно встретить своих после долгого отпуска.  С нашего экипажа!  
Андрея Шарого жена послалв магазин за картошкойсо списком всего остального нжного в хозяйстве . А навстречу  Павлик Могилевич, командир БЧ-4 - связист, а это -  Вася Анисин – командир корабельных электриков. Вот это встреча, и

Реклама
Реклама