МЁРТВЫЕ ДУШИ В ПОВЕСТИ
Святослав - Святаслаў = праздник славы, праздник и слава (свя та - праздничный день, святки).
Пётр - Κηφᾶς (гр.) - Insanus (лат.) = Ты сумасшедший, Ты звар'яцеў - "из варягов" (ап. Пётр - первый папа, ТРУДЫ).
Чага - ребёнок, дзіця; Кощей - кашчэй (каша, каші), "каш чай"... кэш бек? Платим цену - возвращают крохи, на каком это языке неизвестно, но мы привыкаем. Русский язык вообще представляется далеко не простым плетением звуков. Подчас уловить смысл сказанного из трёх слов помогают два из них знакомых. Что означает, "Кощей над златом чахнет"? Три неизвестных. Одно вроде как золото, другое о нездоровом духе героя. Доверившись Пушкину (а больше негде узнать), оказывается, происходит это "там" - там царь Кощей над златом чахнет. И ещё что он царь. Сказке лет 200, никто толком объяснить не может, что у них там происходит, зачем кот поёт песни, а дуб украсили золотой цепью? Читаю внимательно - златой. Почему же царь недужит? Неуважительно по отношению к царю называть его Кощеем. Там Президент над златом чахнет, хорошо ли это? Нет, образ возникает отрицательный. Это уже не хвала, а хула. В здоровом теле должен жить здоровый дух. Что-то не так у них - там - с ихними яйцами в ларце... Вот расшифрую повесть - возьмусь за сказки трудные и не очень.
ПОЧЕМУ ПОВЕСТЬ ТРУДНАЯ
Что касается прочтения "трудной повести", которой 824 года от роду, то в ней все слова неизвестны (мне). Точнее сказать, мне казалось, что я их знаю с детства. Вот в этом и подвох. Встретился в повести СЛОВО два раза Кощей, ну слава богу, хоть этого знаю! А что получилось на самом деле в исследовании этих слов (чага и кощей), узнаем к концу статьи. И как вредны аннотации людей учёных, сбивающих с панталыку с детства. Чага же представлялась в виде гриба на берёзе, из самых доходчивых образов, которые можно представить. Раз Кощей на дубе, значит и Чаге положено жилище на дереве. Так работает логика, если чего-то не понимаем, то додумываем. От этого сказки становятся ещё интереснее. Мы в них живём. Мечтаем стать Ланцелотами и спасать красавиц от Дракона, хотя, почему не Змия? А как наводится тень на плетень, сейчас ознакомимся.
Из букв и слов, нам хорошо известных и столь же незнакомых состоит "трудная повесть", почему трудная, потому что не лёгкая. К этому объяснению можно вспомнить ТРУДЫ апостола Петра и приняться за дело. Но это не роман. Старинное значение термина - «весть о каком-то событии» - указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Близко к слову повеса, которое от веса, вестимо - весь в нём есть. Весями называются селения в Беларуси, у нас недавно так говорили (по городам и весям), Пушкин называл Зевесом бога Олимпа, есть и племя такое - весь, вси, вепсы. Вести бывают дурные и добрые. В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. При сравнительно небольшом объёме повесть может охватывать большой временной отрезок (изучаю сеть). Пока всё сходится, кроме одного, почему СЛОВО называют песнь? Этимология (от всех авторов и словарей) сводится к одному - из раскрытия термина на составляющие: по- + вести, далее от праслав. vesti, с переходом на ведать, вести беседу (ср. др.-русск. вести жену «жениться»), др.-прусск. weddē (ср. основу прош. вр. ст.-слав. ведѣаше). В принципе, древнепрусское подходит, а по большому счёту - бездумное нагромождение слов может привести к воровству, посудите сами: «ведёт не жену под венец, а конвой, приводит в суд», возможны сплетения алб. vjeth «краду, ворую», а у нас - увести, тиснуть, водить за нос. Выходим через vodha на то же водить (обод), а также др.-русск. водимая «жена, супруга», русск. повод, воевода; ср.: лит. vadà «повод, причина», jaut-vadá «повод, за который ведут вола». Есть повод напиться, констатирую, желаете мёртвой или живой? Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
На простом примере показал, как можно водить слона на показ. И поделом мне. Спать пора, а мы не ели, тут такое дело с елью, съела белка шишки все! Куда не глянь, всюду -ел. Даже в слове мысель. Мы должны свыкнуться, что с ней живём. А это божественное слово коромысел? Что бабка надвое гадала. Сравните ударение в слове вода и воевода. Сравнили? Без изменения до нас дошло слово водка, вот водка и воевода соответствуют женскому имени Voda с ударением на о. Вслушиваясь в перекаты от вести до ведать, замечаешь, что сохранился корень есть (еда), остальное всё изменилось, но есть и еда - одно и тоже. Ведаем. На них можно "нацепить" что угодно, чтобы каждому ести по ести вышло. И назвать реку Беседь (приток Ипути), и сочинить "скушай яблочко мой свет, благодарствуй за обед". Теперь попробуй найти слово кушать в старинных летописях, ой ли. Куш и кус - разные вещи одного происхождения. А вот снедать можно встретить, как в беседке в саду, так и снеди - обеде. Вот вам и обида. Царь трапезничать желает! А город Трапезунд остался в Турции, доигрался чёрт на скрипке. Вот и я повёлся (глаголом вести, а у нас любят существительные производить от глаголов), и к чему это привело, очень поучительно будет проследить до конца рассказа. Русские слова в языке российском - мёртвые души. Как не вспомнить: "Дело это повело за собою открытие и других, не менее бесчестных дел, в которых замешались даже, наконец, и такие люди, которых я доселе почитал честными." Н.В. Гоголь, «Мёртвые души», 1852 г.
БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЁМ МЫ ПЕСНЮ
К не менее трудным отношу - slave (раб), "s lovo" (это любовь), "s lov o" (я люблю тебя), и другие, навроде Чага ("чагат") и Кощей (без мяса щей), зашифрованных в "слово", одноименной повести. Куда она меня приведёт пока не знаю, но вкусно. Будем разбираться чуть ли не с каждым словом по детально, пока не приступим к узловой сборке фрагментов. До меня этим никто не занимался, содрать не у кого. В том числе лов - охота на слова, занятие довольно интересное. Прежние историки, 19-20 веков предупреждали, чтобы я не путал словен и славян, казалось бы одна буква разница, а вот же. Словене принимали участие в призвании варягов, столица страны - Любляна, топонимов полно по России, Украине и Беларуси (Любеч, Любань, Любогорье...), да и мы любим всё подряд. Универсальное слово любовь, сродни болезни. Живут словене богато, по архитектуре отличаются белыми фасадами и серыми крышами, в отличие от разноцветной Европы. Специально посещал озеро Бохиньско, долину Семиозерья и Београд в Сербии вместе с Новым Садом. Bohinjsko jezero (нем. Wocheiner See) - самое крупное озеро Словении. Является частью национального парка «Триглав». Три горы рисуют на иконах Чуда. Расположено на высоте 525 м над уровнем моря, отсюда берёт начало река Сава и впадает в Дунай, там и расположен Београд. Пополняет это ледниковое озеро, образовавшееся благодаря морене в том числе и ручей красивейшего водопада, Божий. На берегу находится статуя легендарной серны Златорога. Любопытство и привело меня. Ну, прямо всё как у Ипути - начинается с ручья Божий - впадает в Сож (бог), Саваофа старообрядцы чтут. Время своё ведут с времён незапамятных, причисляют веру и себя считают выходцами из Великих - Великороссов. Стараясь не путать словен и славян, пробую разобраться с одним из наиболее трудных мест повести, хотя, тут что ни слово - подарок... А это просто сказка. Объяснюсь сразу, что к религии отношусь ровно, посещаю православные церкви, мечети, синагоги, люблю слушать орган. Очень понравился Вселенский храм - Храм всех религий на Волге в 12 км от Казани. Идея великолепная!
Великый Княже Всеволоде! — не мыслiю ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти!
Аже бы ты былъ, то была бы Чага по ногатѣ, а Кощей по резанѣ.
Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрѣляти удалыми.
Игорь предлагал Всеволоду, что?
Своими словами, опуская шереширы и шеломы, смысл понятен, что вот эти двое, женщина с мужчиной, стоили бы гораздо дешевле (Чага по ногатѣ, а Кощей по резанѣ), чем это предлагается на рынке ныне. Как версия (в товаре и цене если рассмотреть), к тебе есть предложение, брат, секи момент. Нежели доллар или нефть покупать по курсу Тмутараканской биржи, не проще ли иметь свою? Давай откроем свою, как вариант в Новгород-Северском городке, как тебе? Но лучше бы нам Тмутаракань крышевать, там всё отлажено, возьмём и горя нет. Вариант неплохой, ведь если пораскинуть мозгами, то цена товару по торговому пути была кем-то устаканена. Рынок работал. По сути же, слышится призыв - пересытить спрос предложением, давай завалим Кафу так, что бы Чёрная Пятница не кончалась... А для этого захватить Тмутараканского болвана себе в Кощеи, чтобы сбить цену, работать быками или медведями, или как? Кафа - Феодосия ныне, бывший центральный рынок работорговли. И вот когда цена будет втрое ниже, вот тогда-то мы заживём! А то и вовсе будем гнать на халяву... В своих рассуждениях я зашёл в тупик. Такое дело не выгодно никому.
ТАК ПОЧЁМ НОГАТА ?
"Ногата - это цена поросенка или барана, а резана - это стоимость постного второго блюда, даже и не целого обеда. Это - просто дешёвка. А дешёвка эта здесь была бы результатом колоссального выброса на рынок плененных половцев полками Всеволода", - пишет об этом историк Борис Романов в книге "Люди и нравы Древней Руси". Вот и я к тому же. Не о том речь, если красной нитью повести является вопрос веры, то в обращении не может быть прямого указания на рабов, ради которых Всеволоду (Большое Гнездо) надо с Волги идти с дружинами чёрт знает куда. Своих девать некуда. Там Большой торговый путь, у вас по Днепру - малый. Вопрос гораздо проще. Вопрос прямой - отня злата стола поблюсти - с помощью твоей силы. А если мы это сделаем, вот тогда - "Чага по ногатѣ, а Кощей по резанѣ", заметьте, она первая - он второй в перечислении. Мы же первые ступили Девой на тропу Троянову, а эти - своей Чагой всю малину испаганили. Теперь обращаемся к "Русской правде" Ярослава Мудрого и находим там реальную цену рабов: мужчина стоил пять гривен, девушка - шесть гривен! Опана. Помню, занимался переводом по курсы гривны, чага вдвое дешевле стоила резана. Курс плавает? Может быть. Да и гривна не всегда при столе, а бывало на века исчезала...
Кощей - старик, яйцо на дубе, над златом чахнет, а она?
А чага - гриб что на берёзе... Корчагин Паша, площадь в га...
Кощёнка жалобно мяучит... Всё перебрал я, зев и хлев...
Пожалуй, все мои познания свелись к тому, что жизнь в игле.
Хотя, почему старик? Он может быть и не стар летами, а просто "молодец задроченный", пожалуй, этот образ от А.К. Толстого наиболее подходящий, не в обиду Кощею. Тем не менее мне интересно знать о чём пишут другие, только перед тем хочу вернуться к вопросу о земле и рабстве, через него к крепостничеству, как форме усовершенствованной на пути в цивилизацию в области границ. Границы появились недавно, а торговали всю жизнь - купцы передвигались по воде и суше, платили за мосты и за причалы, за место на прилавке и прочие услуги - гостиницы, бани... Известно из
Слово о полку
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=72241&page=1
Начало см. Преголь река или какой горе молиться?
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=156136
Тмутаракань этимология и местоположение
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=156019
Без чувств нет любви, без любви нет души, без души нет бога...
К слову, дурак - дваждырождённый, родившийся в Духе, идущий к Свету.