Произведение «Как привлечь случайность и воспользоваться ею в процессе творчества?» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 66 +1
Дата:
Предисловие:

Творческое начало в человеке является тем единственным, что определяет прогресс цивилизации в технологической и культурной сферах. Откуда взялось это творческое начало, или креативность наука не открыла до сих пор, хотя написано об этом немало. Непонятно даже, с чем связан, в сущности, процесс творчества как открытие неочевидного нового, а также благодаря чему протекает творческий процесс. Неплохо было бы это прояснить. Оценить представленную здесь попытку можно, ознакомившись с текстом ниже.

Как привлечь случайность и воспользоваться ею в процессе творчества?


I

Известно, что изменчивость живых существ провоцируется мутациями, а сама мутация – это случайное воздействие на тот или иной ген, имеющее позитивное или негативное воздействие на потомков данного существа.

В результате, с течением времени появляются и исчезают всевозможные виды организмов, существование которых определяется, в сущности, их адаптивными возможностями в отношении окружающей среды, но все изменения этих организмов происходят как бы автоматически и в течение сравнительно долгого времени, то есть само существо их не осознает.

Действительно, случайность в любой форме даже у человека, который, в принципе, может разобраться в характере этого явления, не может породить непосредственно осознанные действия по ее использованию, поскольку человек понимает только задним числом, что данное явление случайно, то есть неожиданно, когда сделать уже ничего не может, и ему приходится или устранять последствия этой случайности, если они негативные, либо думать над тем, нельзя ли воспользоваться этой случайностью для своей выгоды.

Прогнозировать случайность тоже невозможно, на то она и случайность, то есть нечто, выпадающее из любого известного порядка.

Подтверждением этого непредвиденного, беспричинного, неустойчивого характера случайности, и вместе с тем того, что она есть результат перекрещивания независимых процессов являются не только примеры, приведенные ниже, но и известные определения случайности, которые были сформулированы как квинтэссенция многочисленных ее проявлений.

В. И. Даль квалифицирует случайность следующим образом – это безотчетное и беспричинное начало. (Толковый словарь живого великорусского языка).

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова в своем «Толковом словаре русского языка» дает следующее определение случайности в форме случайного – это возникшее непредвиденно.

Толковый словарь «Евразийская мудрость от а до я» говорит о случайности следующее: «Характер того, что существует как случайный факт. То есть того, что могло бы и не быть. Термин создан Фихте для обозначения вообще всего, что дано без причины».

Пространное определение случайности дает «Энциклопедический философский словарь»: «Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней».

Как бы то ни было, но именно случайность производит эволюционные изменения в живой природе, и если оставить за скобками спорные причины появления существа с самосознанием – человека, то одним из авторов этого нового явления была случайность.

Случайность явилась всего лишь соавтором появления человека потому, что она только эволюционно довела живые организмы до образца (примат), пригодного для образования существа, способного осознать себя, свои намерения и свои действия, но автором появления человека была отнюдь не случайность, поскольку самосознание, присущее только человеку, основывается на иной программе, которая не является усовершенствованием программы природного (низшего) сознания, а вполне самостоятельна, предоставляя человеку возможность не только приспосабливаться к среде, но и выходить за рамки этой среды.

Именно уже в новой роли сознательного преобразователя среды, человек может перевести случайность благодаря самосознанию из разряда хаотичного в категорию необходимого, но только для познания неочевидного нового, на что он уже оказывается способным, многократно ускоряя процесс развития как сообщества людей, так и их сознания.

Другими словами, как только это новое существо – человек - оказалось способным проявлять интерес и строить проекты, или проникать в будущее в форме постановки перед собой конкретных целей, стремясь волевым усилием достигнуть их, но никогда не удовлетворяясь достигнутым, это существо, во-первых, оказалось единственным из всех, способным на это сознательное «управление» временем для получения искомого результата; во-вторых, самосознание, присущее этому существу, привело его к тому, что оно нашло способы уже сознательно использовать случайность, правда, опосредованно, что было невозможным ранее в живой природе. Оттого-то эволюция живых существ шла так медленно – миллиарды лет – до появления человека.

Дело в том, что непосредственно использовать случайность как для созидания, так и для разрушения невозможно даже осознанно, поскольку она при постановке цели в текущем времени не присутствует в сознании человека, и не может быть им учтена. Собственно, поэтому вмешивающиеся в конкретные действия человека происшествия или явления, о которых он не знал, либо просто посторонние факторы, которые он мог заметить, но не придавал им значения, квалифицировались им как нечто стихийное. То есть, чтобы использовать случайность требуется, как минимум, время для понимания ее характера и возможного приложения.

Насколько это важно для расширения информационных потоков, ясно из произвольного характера случайности: раз случайное происшествие сродни неожиданности, то случайность выпадает из известного ряда текущих событий и, возможно, наличных знаний. Иначе говоря, случайность вполне может быть явлением, неочевидным и посторонним для базы данных человечества, находясь вне известного порядка.

Стало быть, случайность – это непосредственный сосед неочевидного нового знания, и через нее можно его достигнуть, а не через логику или комбинаторику. Поэтому случайность и неочевидное новое могут довольно естественно сойтись, если отстраниться от традиционных методов исследования и воспользоваться некоторыми приемами использования случайности для собственных целей.

II

Дело в том, что комбинаторика, наблюдение, опыт, анализ, синтез не дают эффекта в приобретении неочевидного знания, находясь в рамках известных идей и представлений, и поэтому они способны лишь развивать и проверять их, выстраивая более совершенные сочетания известного, которое, конечно, тоже является новым, но более низкого порядка, и этот порядок не позволяет выходить на качественно иные уровни познания и развития.

Таким образом, случайность при сознательных действиях человека несет важнейшую нагрузку – принципиально иную, нежели в бытность свою в живой природе в форме мутаций.

Случайность при определенных условиях может стать, как это ни парадоксально, главной частью процесса получения неочевидного знания, поскольку человек может привлечь ее для решения собственных жизненно важных задач вполне осознанно, несмотря на разные способы ее проявления, внося свой вклад – основной - в ускорение движения цивилизации, несмотря на то, что первоначально человек не знал о ней при постановке цели.

Вместе с тем фундаментально случайность есть нечто внешнее, более близкое к хаосу, чем к порядку. Ее независимость от устоявшегося может перекроить порядок совершенно невообразимым образом и тем самым обозначить неведомое еще и поэтому принципиально новое знание.

Однако проявить себя так случайность может только через осознающее себя существо, которое не удовлетворяется имеющимся сознательно, и поэтому способно к выбору только того, что его интересует, ставя себе цели, в отличие от всех прочих живых организмов, стремящихся к лучшим условиям существования инстинктивно, и первоначалом инстинктивных действий этих организмов являются неуправляемые ими мутации в геноме.

Стало быть, активность существа, известного нам как Homo sapiens (человек разумный) уже может проявляться в осознанном стремлении к новому для удовлетворения своих потребностей в лучшем, используя все имеющиеся возможности, в том числе и случайность, несмотря на то, что первоначально определить ее невозможно.

Итак, появление самосознания у Homo sapiens создает возможность для его творческой активности, не совпадающей с его рутинной деятельностью, или делает его креативным существом.

Однако креативность, реализующаяся в стремлении человека к новому, имеет две степени.

Низшая степень креативности связана в основном с комбинаторикой, позволяя получать новое знание иным сочетанием уже известного знания. Подобное знание может быть весьма важным для развития, но его может получать и компьютер при действии соответствующих программ быстрее, чем человек с меньшей степенью сбоев.

Основная методика получения нового знания на указанном уровне сводится в основном к наблюдениям, проведению опытов, анализу результатов и объединению полученных данных, их проверкой и систематизацией на основе комбинаторики, то есть основой научных и технических исследований, а также быта являются наблюдение и опыт (эксперимент).

Например, наблюдая движение солнца по небосводу и перемещение тени от предметов с ее укорачиванием и удлинением, человек в разных частях света пришел к одному и тому же выводу: течение дневного времени можно сопоставить с движением солнца, и если воткнуть палку в землю, то можно, разделив окружность вокруг палки на части, узнавать время дня более-менее точно. Так появились первые часы.

Что касается роли эксперимента в развитии цивилизации, как части процесса получения нового знания, то характерным примером может быть усовершенствование процесса изготовления бумаги для ее удешевления.

При производстве шелка в Китае после тепловой и механической обработки сырья на циновках оставался волокнистый слой, который после просушивания превращался в тонкий лист, пригодный для письма. Эта бумага было очень дорогой, поскольку дорогим было сырье. Поэтому возник спрос на менее дорогое волокнистое сырье для того, чтобы удешевить бумагу. В 105 году н. э. обновленный процесс изготовления бумаги предложил чиновник Цай-Лунь. Вместо дорогого сырья он подыскал аналогичное дешевое по консистенции: он взял волокна шелковицы, старые тряпки, пеньку и древесную золу. Всё это растолок и смешал с водой. Полученную массу выложил на деревянную раму и сито. После стекания воды массу сушили на солнце и тщательно разглаживали с помощью камней. Получались качественные и недорогие листы бумаги. Эта технология с небольшими изменениями сохранилась до сих пор.

[justify]Подобным образом в науке и технике получают новое знание и приложения к нему, обрамляя их далее в форму закономерностей в разных областях – от физики и математики до биологии. Однако полученные по этой методике знания только расширяют сферу применения человеческих умений на практике, улучшая

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама