Заметка «Немного о поэзии»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 133 +1
Дата:
Предисловие:
Давно я не писал ничего серьезного о литературе вообще и о поэзии в частности.
Руки не доходили.
Теперь дошли.
Наслаждайтесь.

Немного о поэзии


Многие думают, что мы, поэты, пишем стихи, чтобы передать свои эмоции и видение окружающего мира. Передать свои чувства, чаяния и (возможно) страдания.
Эти многие, конечно, правы. Но многие из этих многих как-то выпускают из вида то, что стихи это прежде всего огромная кладезь информации о жизни тех времён, когда жил автор этих стихов. Книги жгут, береста гниёт, глиняные таблички бьются и лишь зарифмованное слово передается столетиями из уст в уста от человека к человеку. И даёт нам представление о жизни наших предков.
Да вот хотя бы примеры:
"Слово о полку Игореве" помнят все. А там можно почерпнуть много исторически правдивой информации о быте, взаимоотношениях людей, о их чувствах, чаяниях и (уже наверняка!) страданиях.
Разбирать тут это произведение не буду. Там каждая строчка - клад. Поэтому есть пример попроще:
Все помнят фразу из поэмы великого поэта "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...."
В одной фразе - масса информации! Что у поэта был дядя - хороший человек! Честный и соблюдал законы. Но однажды он очень тяжело заболел. Это так повлияло на поэта, что он включил информацию о дяде даже в великое творение о великой битве.
Кроме того, мы с удивлением узнаем, что и тогда, двести лет назад, тоже были дяди! Как и у нас сейчас. Преемственность и постоянство! Вот о чем мы с удивлением узнаем. А всего лишь - одна строчка!
Или пример вот из современного поэтического творчества:
"Птица летела-летела
И села!"
Тут помимо того, что мы узнаем о том, что птицы летают, автор используя повтор слова "летела" ненавязчиво показывает нам что птица летела долго. В два раза больше, чем летела один раз. Она устала. Поэтому ей пришлось сесть, чтобы отдохнуть.
Ну, конечно, информативным это стихотворение не назовешь. Можно было бы ещё пару строк добавить. Но тут уж всё зависит от автора. Правда, бывают стихи, которые сочетают в себе информативность, экспрессию эмоций и интересный сюжет. Представляю одно из моих любимых. Это стихотворение "Таинственный сундук"

Таинственный сундук

В страшно дикой тайге
Далеко-далеко
Тайный бункер стоял,
Что найти нелегко.
Ну а в бункере том
Стол огромный стоял
И почти место всё
Этот стол занимал.
На столе том стояла
Большая свеча
И светила она.
И была горяча.
Освещала она стены,
Лавки, углы.
Свет её иногда падал
И на полы
А в углу, притулившись,
Стоял сундучок
Из железа он был
И закрыт на замок.
А к замку сундука
Ключ нельзя подобрать
Заржавел механизм.
Не открыть. Не сломать.
Как же тайну открыть,
Не открыв сундука?
Нужно в шёлку замка
Посмотреть. Вот ведь как!
Только очень темно
И не видно ни зги.
Обращаюсь к свече:
Посвети! Помоги!
И схвативши свечу
Чуть дрожащей рукой
Подношу её к щели
Такой небольшой...
Наклонившись, пытаюсь
В неё посмотреть.
Ярко вспыхнул огонь:
Волос стал вдруг гореть!
Ярко вспыхнул огонь
На моей голове!
И лишился я вмиг
И ресниц и бровей...
Я в болото нырнул
И огонь потушил.
Долго в кочках лежал
Набираючи сил.
А потом очень быстро
Домой побежал.
Что же в том сундуке
Так я и не узнал!
Реклама
Обсуждение
14:25 11.03.2025(4)
1
Likin M
И схвативши свечу
Чуть дрожащей рукой
Подношу её к щели
Такой небольшой...
Наклонившись, пытаюсь
В неё посмотреть.
Ярко вспыхнул огонь:
Волос стал вдруг гореть!

Вот этот момент, даже вне контекста очень волнующ. Автор, вне сомнения, обладает сильнейшим лирическим потенциалом, коий выражает предельно завуалированно.
Автор скромно определил своё произведение как стихотворение, но это безусловно баллада. Баллада о бункере. Актуально и весьма. Антураж заворажителен. Большая тайга, тайный бункер, полный стен, углов, полов и... лавок. Большой стол, большая свеча. А вот сундучок маленький. С чемодан где-то. И щель маленькая. Что за странная эклектика? Что хотел донести до нас автор? Тайна... 
11:07 13.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
Вот вы говорите: «Автор, вне сомнения, обладает сильнейшим лирическим потенциалом».
И приводите цитату:
Ярко вспыхнул огонь:
Волос стал вдруг гореть!

Но ведь от одного загоревшегося волоса яркой вспышки быть не может.
11:46 13.03.2025(1)
Likin M
Здесь лирический потенциал поставлен в зависимость не от температуры горения хитина, но от того, возле какой небольшой щели автор волос сей обнаружил. Другой бы и не заикнулся про то, что имеет пристрастие с зажжёнными свечами склоняться к разным оволошённым щелям. А он, поди ж ты, не побоялся ) 
12:28 13.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
Понятно, вы его назвали обладателем лирического потенциала за смелость.
13:56 13.03.2025
Likin M
Да, настоящая лирика требует смелости изложения ) 
19:23 11.03.2025(1)
1
Эль Эф
Странно, что Вы не обнаружили в этом отрывке ассоциаций на 
выражение свечку не держал
Наталья, вон, сразу уловила.))
19:30 11.03.2025
Likin M
Я и после вашего комментария не улавливаю этой ассоциации. ЛГ именно держал свечку, поднося её столь близко к некой щели, что даже волосы затлели. Воображение живо рисует сию картину, а дополнительное пояснение автора про сушилку с валенками (и портянками) обогащает картину тонким ароматом интриги ) 
15:13 11.03.2025(1)
Джавелина
Какой ты, Михаил, эклектичный, однако!)))
16:08 11.03.2025
2
Likin M
Ага. Я ещё и вышивать могу и на машинке... (с) 
14:59 11.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Просто, Михаил, Вы по-видимому имеете небольшой опыт нахождения в бункерах. 
Небольшие помещения создают иллюзию больших вещей. Во всех смыслах. 
А лавки - в сушилке. Придёшь, снимешь валенки греешься. 
Эклектика - последний нормальный стиль, который я понимаю. После него - не ко мне. 

Что касаемо сундучной щели: сразу понятно, что в сундуке английский замок. А значит он несмотря на вид - современный. А в современном сундуке с английским замком  ничего хорошего лежать не может. 
Автор как понял про это то ушел и больше туда и не вернулся. 
16:07 11.03.2025(1)
Likin M
Действительно, опыт нахождения в бункерах у меня небольшой. Но, он имеется )
Что уж вам там за бункер достался, не знаю. Наш был больше сродни хорошо оборудованной квартире. И никаких сундучков с маленькими щелями я там не запомнил. И свечек не было. Было электричество. Сушилки не было с валенками. Это в караулках сушилки, в казармах. В бункере-то они на кой.
Ваш буркер должно быть ещё с Японской остался. А наш современный... для того времени, когда я в нём бывал ) 
16:14 11.03.2025(1)
Афанасий Сальери
У нас был маленький бункер
 Сунеш в щель двери два ключа. Она и откроется. 
И ещё там штурвал был. Можно в капитана играть! И можно было куда угодно звонить. Только не нам. 
А свечки мы с собой носили. На всякий. )
18:47 11.03.2025(1)
1
Likin M
Не могу сказать - маленький наш был или нет. Сравнивать не с чем. Ежели сравнивать с теми, о которых все говорят, то наверное крошечный. А вообще - вполне приличный. И даже прихотливый. Но, тонкостев вы от меня не дождётесь. Военный объект, чай ) 
18:52 11.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Ну вот. А я про валенки рассказал...
Получается нарушил тайну. 
Хотя нет.  Срок давности прошел.


Как-то я в бункер Сталина ходил в Самаре. Он под институтом культуры вырыт. Там тоже все прилично и гармонично. 

В моем было хуже. 
Зато воздух был чистый!)
19:18 11.03.2025(1)
Likin M
Это вы о чистом воздухе в точку попали. Будучи, в студенческие годы, в Крыму, дачу Сталина смотреть не поехал. Не люблю спёртого воздуха. И когда вблизи некоторых населённых пунктов Одинцовского района проезжал обычно, инстинктивно дыхание задерживал. В пробках, де, надышусь. 
А с валенками это вы маху дали. Такую тайну выдали. Для такой, никакой давности не предусмотрено. 
19:40 11.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Да. Валенки долго хранятся. Пока моль не съест
03:50 12.03.2025(1)
Likin M
Срочную свою отбывал в известной танковой дивизии... очень известной. Она и посейчас на слуху. Потому, в танках немного понимаю. Уже тогда, а было это достаточно давно, даже, в прошлом веке, парк боевых машин у нас сильно обновлялся. И вот, спустя столько времени, из новостей приходится узнавать, что не только валенки моль не ест, но даже те танки, что считались напрочь устаревшими во времена моей юности. Однако... 
11:49 12.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Это нормально. 
В консервации лежит много чего. Хлеба не просит. Вот и пригодилось, оказывается
14:08 12.03.2025(1)
Likin M
Ну да ну да. Кремнивые мушкеты, должно, тоже наконсервированы, алебарды... ))) 
16:41 12.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Не. Их нет. Консервировать  оружие начали только с 1912 года. 
Алебарды не консервировали. Мушкеты тоже. Все связано прежде всего с составом стали и условиями хранения. 

А то бы да. После ядерного апокалипсиса алебарды бы очень пригодились. 
17:41 12.03.2025(1)
Likin M
Должен заметить, как человек не чуждый технике, что танк, окромя собственно железа, состоит из массы резиночек, сальничков, пластика и электрических контактов. Большинство этого добра замуровано в глубинах танкового движка и трансмиссии. Когда колечки и трубочки разваливаются, начинает течь маслице, и танк становится, весьма симпатичной железной болванкой )
Но то, что технику стали консервировать в 1912 году, это просто замечательно. Значит, скоро мы увидими броневичок Ленина, пулемёты Максим и легендарную тачанку. Лошадей конечно целиком никто не консервировал, но можно запрячь ослика например. Или даже квадроцикл. Ну, это если танковые консервы вдруг закончатся ) 
19:48 12.03.2025(2)
Афанасий Сальери
Скажу Вам как немеханик, а слесарь МСР, что перебрать двигатель советского танка - на раз-два. Минимум ремонта. Это не нынешние танки. 
А запасы пулеметов Максим в основном были израсходованы в Отечественную и более не пополнялись. Ибо нехрен. Есть другое железо. 

И потом, зачем все это если есть трубопроводы. Надо же их как-то использовать. Что зря стоят. Испытания прошли успешно.  
03:35 13.03.2025(1)
Likin M
Вам виднее. В мою юность пятьдесят пяток на вооружении, как будто, уже не было. А двигатель шестьдесят четвёрок простым я не назвал бы. 
Ну а, перефразируя известную поговорку, всякая труба - о двух концах. Потому, эффективность на обоих оценивается по-разному. Вообще, трубопроводы - весча хорошая. Даже, когда они пусты. "Кто же это сделал?" (с) Например, в пустую трубу можно перекрикиваться. Далеко слышно. Или хранить там картошку зимой ) 
07:41 13.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Можно и переговариваться. Помню в фильме "Асса" была "коммюникейшн" труба. Ничем хорошим, кроме песен, это не закончилось. 
09:20 13.03.2025(1)
Likin M
Трубу теперь можно использовать, как вакуумную почту. Заряжаешь контейнер с посылками, вставляешь пыж, карбид, водичка и... почта России в действии. Так же можно пассажирски перемещаться, при желании. Сбегать, запатентовать что ли? Не простаивать же трубе, в самом деле )
А ежели вдруг ЛЭП поосвободятся, можно вагончики подвесить и кататься фуникулёрно. Новая реальность обязана быть реальной, а не то что бы что ) 
09:25 13.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Лучше санкционные товары из Европы. И наоборот. 
И чтоб беспошлинно. 
Правда это похоже на контрабанду. Но пусть это назовем гуманитарной помощью. А плата типа за пыжи с карбидом.
Готов принимать Ваши товары на нашей стороне. 
11:53 13.03.2025
Likin M
Ну, в мои края труба не проложена. Закупаем готовые топливо и газ с кораблей. Вот электричество, то своё. Потому, ничего по трубе обратной почтой я послать не могу, при всём желании, за неимением этой самой трубы ) 
Гость21:44 12.03.2025(1)
перебрать двигатель советского танка - на раз-два. Минимум ремонта. 


А танк - это только двигатель? А стволы с дульными тормозами и компенсаторами, а вся гидравлика с прокладками и пробочками, а трансмиссия, а те же катки, а электрика (проводки всякие, изоляция)... Как слесарь МСР вы должны знать, что собрать заново гораздо проще, чем разобрать старье и отремонтировать его. Потому что проверять надо абсолютно все - до последней резинки, до последнего электрического контакта, до последнего болта с гайкой. Потому что именно они, проржавевшие или закислившиеся, могут подвести в самый неподходящий момент. И цена такой неисправности - жизнь экипажа.


22:12 12.03.2025(1)
Афанасий Сальери
А Вы знаете, как консервируют военную технику? )
А как расконсервируют?

Если да - то хорошо. Тогда вопросов про закислившиеся гайки быть не должно. 

Вы лучше про алебарды напишите и мечи. Вот там да. Там засада 

Гость05:39 13.03.2025(1)
А Вы знаете, как консервируют военную технику? )

Боюсь, вы не поняли. В данном контексте это совершенно неважно. Даже если новенький танк когда-то, в 1985 году, полностью опустили в масло и он там пролежал до сегодняшнего дня, то выражение: "протер пыль-сел-завел-поехал" - это не про него. Он может завестить и даже поехать. Только далеко ли уедет? Резина имеет свойства стареть, сохнуть, трескаться и рассыпаться - как и пластмасса, как и любой другой полимер. Хоть маслом их смазывай, хоть спиртом, хоть медом. И вот эта незамененная маленькая резиновая прокладочка где-то в глубине этой махины очень быстро станет источником очень большой проблемы. То есть ее в любом случае надо заменить. И проверить-заменить не одну, а все. И чтобы их все проверить и заменить, надо разобрать все.
И кстати, я знаю как хранилась "законсервированная" автомобильная техника в СА. Все эти машинки от Газ-66 и Газ-69 до Зил-157, ЗиЛ-131 и все остальные Уралы... У них даже шины потрескались, а не какая-то прокладочка.
07:46 13.03.2025(2)
Афанасий Сальери
Вот, если честно, я говорил о другом: 
Что проще, если вдруг очень надо:  сделать танк с нуля или сделать прокладки, шины и лампочки? Что дешевле? 

"Если нету гербовой - пишем на простой"(с)
Гость22:51 13.03.2025
Мы друг друга не понимаем. Я говорю вам про двойную, даже тройную работу - разобрать, отодрать старое, зачистить, поменять на новое (где его взять-то?), собрать, а вы мне только про собрать. И утверждаете, что первое проще. Простите, но у меня нет никакого желания объяснять взрослому слесарю механосборочных работ очевидные вещи.
09:38 13.03.2025(1)
Likin M
Вообще-то, уважаемый имярек, каждому, кто знаком с современным производством, да и просто догадливым людям совершенно ясно, что проще и быстрее сделать новое, нежели расковыривать старое. Это при современном состоянии производства, разумеется. Лучший способ подготовки законсервированной военной (да и любой) техники, это вытащить из неё все цветные металлы и переплавить отдельно их и отдельно саму чугунную тушку. А из этого уже собрать новый танк, отвечающий современным требованиям, а не требованиям середины прошлого века.
А вообще, всё очень странно. Когда я ещё вьюношем состоял в рядах СА, окромя танков, о коих я имел уже удовольствие упомянуть, бывали у нас так же боевые машины пехоты. И тогда же, на смену второй серии, приходили вторая модернизированная и третья серии, а вторую куда-то увозили. Логично было предположить, что в Афган, на переплавку или для продажи в Африку. О том что ныне воюют БМП-2, стало настоящим откровением. Широко известно, что в годы перестройки, во всякие Китаи и иже списывалась самая современная техника, под видом лома. Об этом все телевизоры трындели. Вопрос такой: А вообще что-то осталось? Нет, реально. То, что ничего принципиально нового нет нихрена, это уже всем, кто не в танке, давно понятно. А вот хотя бы старое - есть ли? 
10:18 13.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Не есть, так будет)
Поживем - увидим. 
Или нет. 
10:34 13.03.2025(1)
Likin M
Я предположил бы свои предположения о наличии количества отсутствия, да кто я такой, чтобы делать таких предположений. Тем паче, что действительная реальность диктует всё и прозрачно и наглядно в такой мере, что лучше бы она и не диктовала.
Засим, умываю руки и не суюсь с неуместными вумствованиями, в то время, когда на всех экранах наглядно и предельно виртуально показано, для убеждённых оптимистов, что мол, тут и там бороздят.
Неча со своим пессимизмом деструкцию наводить в сознаниях ) 
13:43 13.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Да и ветка уже длинная. С телефона замучаешься листать)

Вот вот что выливается простая шутливая заметка.

Там выше Анатолий пришел поёрничать над глупым автором. Не бросайте его. Поерничайте вместе. 
Надо же поддержать человека. 
А я тут всё. 
Что хотел то и поел)
14:02 13.03.2025
Likin M
Тоже со смартфона.
До следующей ветки, автор ) 
09:08 11.03.2025(1)
1
Джавелина
Это поэтическое произведение — настоящий гимн слову «стоял». Мы узнаём, что в далёкой-далёкой тайге стоит бункер. Внутри него стоит стол, а на столе стоит свеча, освещая окружающую мебель и углы. Где-то в углу стоит сундук, а в нём — загадка, (которая стоит или лежит, тут вопрос) которую не открыть.

Но автор не был бы героем, если бы не попытался заглянуть в щёлку замка, воспользовавшись верной свечой! Увы, печальный итог этой затеи — утраченные брови, ресницы и вынужденное купание в болоте.

Сюжет напоминает сказку, написанную человеком, который очень любит инвентарь: мы получаем подробные инструкции о расположении предметов, но так и не узнаём, что же было в сундуке! Возможно, там лежала разгадка, почему в этом бункере так много стоячих объектов.

В общем, стих — настоящая драма о любопытстве, несгоревших сундуках и сгоревших бровях. Пожалуй, главный вывод: если вы вдруг окажетесь в таинственном бункере в тайге, берите фонарик.)
12:34 11.03.2025(1)
1
Афанасий Сальери
Вот! Сразу видно понимающего человека. Всё так. 
Кроме одного. Фонарика. 
В бытность свою посетителем бункера в тайге я открою тайну (не сундук!): нет надежды там на фонарик. Это как оказаться в пустыне с маленькой баночкой воды. Вроде вода есть но вроде и нет её. И неизвестно будет ли. 
Поэтому в моей сумке всегда были: огниво, влагостойкие спички и самое главное - свеча. 
Без неё - плохо. Не пренебрегайте ей!
Так что стихотворение, можно сказать, автобиографиччно. Деталями. 

Кстати, Вы натолкнули меня на такой литературный стиль, как художественная аннотация. 
Сегодня займусь им. Спасибо.
15:12 11.03.2025(1)
Джавелина
А я думала, что этот стих и есть аннотация детской страшилки про черный-черный дом, где вместо сундука черный-черный гроб. И когда ЛГ открывает гроб, оттуда выскакивает мертвец и кричит: "Отдай моё сердце!")
09:06 11.03.2025(1)
До прихода на фабулу, иногда почитывал стихи.
Когда начитался фабулянских стихов - понял, что лучше не читать стихи. 
А если читать, после прочтения надо бежать на свежий воздух.

Ваше стихо про сундук, как глоток свежего воздуха. Жду продолжения. Вы точно знаете, что в сундуке?
Понравилось про ресницы и брови. Жаль, что не было сказано про скальп, для полноты картины.

12:38 11.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Недосказанность истории - лучшая мотивация читателя! 
Если это, конечно, не я.  
Но для Вас приоткрою продолжение про брови. Правда в прозе:
После того, как отросли новые их направление роста изменилось. Теперь они тянутся к солнцу. 
Скальп не пострадал. Это муляж. 
12:47 11.03.2025(1)
Теперь ясность имеется с оволосением. Про недосказанность вы правы, надо оно нам, что в сундуке?
В сундуке может быть даже автор Фабулы, я и этого не исключаю. Нам же не нужен свой, местный Якубович? Не нужен.
При этом, вы могли бы возглавить фабулянское "Поле чудес" - угадай, кто в сундуке? Слово из N букв. 
Скушно здесь, никто не шутит, все боятся критики. 
12:52 11.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Ничиго я возглавлять нибуду. 
Это вот пока болею есть время тут побыть. 
А так - йеден Таг. (говорит по-немецки)

Про сундук я ниже у Мухи написал что и как и кто там. 
 
 
13:03 11.03.2025(1)
Прочитал у Мухи. Мухе, кроме иголки ничего не надо, а у меня воображение работает.
Вы в чай с малиной треть стакана водки налейте, попейте, и под одеяло. 
Надо попотеть. Потом душ. И огурец! Можно про птиц начинать писать. 
А что у вас и где про Гусей?
13:08 11.03.2025(2)
Афанасий Сальери
Про гусей каждый может. 
А у меня Гусь-хомяк
13:24 11.03.2025(1)
Прочитал. Как всегда шедеврально. Сразу был потрясен - от потрясающей истории про хомяка. 
Теперь трясет, остановиться не могу. 
13:26 11.03.2025(1)
Афанасий Сальери
Срочно бегом к розетке! 
Как говорил один профессор: лечим подобное подобным. 
13:35 11.03.2025
Уже!
Все восстановилось после розетки, пора коньячком догнаться. 
Вы наш Айболит! Знахарь! Маг и волшебник! \
Даже на танцы потянуло.
13:16 11.03.2025
Посмотрим, что у вас за Гусь.
00:35 11.03.2025(1)
Про птицу понятно-библейский сюжет .
В "Сундуке"-кащеево ..иголка. Словами Вани.
12:38 11.03.2025
Афанасий Сальери
Что положить в сундук - воля читателя. )
Книга автора
Непридуманные рассказы  
 Автор: Тиа Мелик
Реклама