«Художником слова» называют тех авторов, которые, безукоризненно владея жанром описания, могут перенести читателей в любое место. Благодаря мастерски выполненному описанию, читатель невольно проникается особым чувством – ощущением присутствия в том месте, о котором рассказывает автор.
Миниатюра «Отцовская полянка» это своего рода и литературно-художественная зарисовка, и размышления. Эти размышления мы можем увидеть в самом начале произведения. «Память, - считает автор, - это одна из самых значимых человеческих способностей». И тут же объясняет, почему считает именно так: «Пропадает память – пропадает личность». Я бы добавила сюда только то, что человек, когда ему приходится вспоминать о чём-либо, вновь и вновь испытывает переживания. Ни одно разумное существо больше не способно на это. Именно память может нас ненадолго вернуть в детство, подарить прекрасные моменты общения с теми, кто по ряду причин не может быть с нами.
На мой взгляд, «Отцовская полянка» характеризует автора как человека, который всеми силами стремится донести до читателей свои внутренние ощущения. Ведь он не просто описывает те или иные события – он показывает то, как он их чувствует.
Здесь хотелось бы вспомнить замечательную японскую пословицу: «Рисуя качающуюся ветку, надо уметь слышать, как свистит ветер». Как можно истолковать эти слова? А очень просто! Любой человек, который пишет, должен максимально использовать кроме средств языка, свою собственную фантазию. И автору это блестяще удаётся.
Например: Утренние заморозки пытались погубить робко появляющиеся на деревьях почки. Вечный конфликт зимы и весны сбивал с толку клинья журавлей, тянущихся с юга, недоуменно обозревающих заснеженную озимь, и видимо по этому поводу слышалось их озабоченное курлыкание. Это предложение красиво своей поэтичностью. Казалось бы, можно было написать намного проще: «Утром почки деревьев замерзали, потому что было холодно. Погода никак не могла установиться, поэтому журавли не торопились возвращаться домой с юга. Здесь их ожидали только поля, все в снегу, а значит, питаться пока было нечем».
С точки зрения филологии - это та же самая мысль, только выраженная более простыми словами, построенная без применения художественно-выразительных средств языка. Но на таком примитивном предложении читатель не остановит своего взора. Его глаза пробегут мимо, и в памяти отложится только то, что приход весны затянулся – и не более того.
Попробуем проанализировать, какие слова использует автор, доводя своё описание до совершенства, иногда прибегая к методу олицетворения: утренние заморозки не просто приносили с собой леденящий холод – они пытались погубить почки деревьев. Переходный период, который характерен для смены времен года, представлен как вечный конфликт зимы и весны. Журавли не просто видят сверху поля в снегу – они недоуменно обозревают их. Действительно, снег должен бы уже давным-давно сойти, но нет! И, укрытые холодным одеялом поля – тому подтверждение. Как в этом случае не согласиться с Паустовским: чтобы читатель действительно увидел картину природы, а не стандартное её описание, надо, чтобы автор действительно видел и чувствовал каждое слово, а не просто говорил и машинально произносил их.
С большой любовью автор пишет об отце. То, что мужчина сумел вложить в сына в детстве, осталось с ним навсегда. Осталось потому, что он всегда слышал не просто слова, а слова поддержки. В детском возрасте это очень важно. Судя по всему, отец не читал книг по воспитанию, но подсознательно чувствовал: как ребёнок первый раз воспримет знакомство с природой, так он к ней и будет относиться всю жизнь. Если бы отец привел мальчика на рыбалку как на прогулку, возможно в его сердце так и не зародилось бы ощущение единства человека и всего того, что его окружает.
Сначала отец подбадривает струхнувшего с непривычки сына, при этом автор пользуется прилагательными «спокойный» и «уверенный». После того, как мальчик поймал первого в своей жизни хариуса, он радуется вместе с ним. А после разжигает костер, на котором жарит рыбу и готовит чай из черемши. С рыбалки ребёнок уйдет не только с рыбой – он уйдёт с ощущением поддержки близкого и родного человека и с мыслью о единении с природой. И вот так навсегда останутся в его сердце воспоминания об этой первой рыбалке, рассказом о которой он поделится через много-много лет.
И ещё два слова о многоточиях. На первый взгляд, можно подумать, что их много и что автор слишком часто пользуется этими знаками препинания не к месту. Эти многоточия – своеобразные помощники. Если перечитать этот рассказ несколько раз, это ощущение исчезает. Многоточиями автор пользуется для того, чтобы показать то, что было прожито давным-давно. При этом он словно помогает читателю проникнуться этими этими детскими воспоминаниями.
Лёгкая грусть, которая прослеживается в конце рассказа, не остаётся с читателем надолго. Она постепенно растворяется в воспоминаниях, перечитывать которые хочется снова и снова.
Рассказ полностью выдержан с точки зрения стилистики и лексикологии. Незначительные грамматические недочёты заключаются в неправильной расстановке знаков препинания при выражении диалога. Однако недочёты такого рода являются спорными, потому что такая расстановка знаков препинания может рассматриваться, как авторский стиль обозначения фраз. С точки зрения употребления пунктуации русского языка это допустимо.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что рассказ «Отцовская полянка» заслуживает высшей оценки.
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=83746
.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
С годами память все ближе и ближе...
ЧТОБЫ ПОМНИТЬ!