Я в белом шла...
Я в белом шла по коридорам длинным-длинным
И волочила тень несбывшихся надежд.
В моем грядущем прошлое подобно минам
Воронки оставляет от чужих побед.
Росой обильной выпасть, напоив травинку.
Собой остаться – значит не собою быть.
Могла б на донышке остывшею чаинкой
В кафе надеяться на завтрашний визит.
Но время вдохи выкупает поминутно,
Сполна оплату оставляя на лице.
Где щедро удобряли – прорастают смуты,
Где скупо – там побеги поскромней плиссе.
Кривую расправляет – проверяла, точно.
Да только «но»: не каждый действенен напор.
Распята личность там, где выцвели шаблоны,
И едкостью дымит потухший ореол.
Я в белом шла...
_________________________________
Разберём стихотворение:
Я в белом шла по коридорам длинным-длинным
И волочила тень несбывшихся надежд.
В моем грядущем прошлое подобно минам
Воронки оставляет от чужих побед.
Героиня идёт по очень длинному коридору и волочит тень несбывшихся надежд – надо полагать, что метафорой является не только тень от надежд, но и длинный коридор. В данном стихотворении нас ждёт множество метафор, аллегорий. Пора заняться их расшифровкой.
Героиня отягчена фактом тень несбывшихся надежд, а прошлое оставляет в душе раны от чужих побед. Ну, что же, автор неплохо выразил свою мысль, чья суть обыкновенная человеческая зависть... Да-да, именно так.
Конечно же, всякий человек мечтает о тех или иных достижениях, а достижения часто соизмеряются/сопоставляется с успехами иных людей. Вроде: Федя поступил в институт, Вася, Оля поступили, и даже Катя поступила, а я провалил экзамен. Обидно!
Обидно за себя Но!...
Но я рад за своих друзей/приятелей: за Федю, за Васю, Олю и Катю. В душе лишь одна "воронка от мины" - по причине личного провала. А за друзей я рад, молодцы, пусть им будет хорошо!
Но в стихотворении всё не, как в моём примере. От чужих побед остаются "воронки"... Если бы, скажем, Федя, Вася и остальные провалили бы свои экзамены, то душа цвела бы и пахла...
Как-то так.
Остаётся не очень приятное послевкусие. И совсем не потому, что "надежд-побед" не самая удачная рифма.
Читаем дальше.
Росой обильной выпасть, напоив травинку.
Собой остаться – значит не собою быть.
Могла б на донышке остывшею чаинкой
В кафе надеяться на завтрашний визит.
Наше (в данном случае моё) читательское огорчение поэт пытается загладить самоотверженной строкой:
героине хочется "росой обильной выпасть, напоив травинку".
Вот, наконец, прозвучала мысль, где героиня желает пожертвовать своим ради кого-то/чего-то другого. В строке с чаинкой на донышке эта мысль уже не прослеживается. Главная мысль в иных строках:
"Собой остаться – значит не собою быть" и "В кафе надеяться на завтрашний визит".
И если смысл первой темноват (на поверхности лишь желание бежать от себя), то вторая отмеченная строка нам впервые сообщает о проблемах на личном фронте.
Но время вдохи выкупает поминутно,
Сполна оплату оставляя на лице.
Аллегория понятна: с каждым вдохом мы стареем, и время оставляет на лицах свои следы. Занесём строки в позитив.
Где щедро удобряли – прорастают смуты,
Где скупо – там побеги поскромней плиссе.
Очень "смутная" (мутная) строка о смутах. О чём это?
Смута - это мятеж, раздоры, ссоры, народные волнения...
И время до этого платило, а не удобряло... Может, это уже не о времени? А, например, об отношениях...
Но тогда неясно от каких удобрений какие такие смуты прорастали...
Понятно, что удобряли чем-то нехорошим, раз прорастали смуты.
Но там, где удобряли меньше, должно было быть лучше. Но там непонятные побеги скромней складок на одежде... или материале.
По-моему, авторские фантазии оторвались от темы стихотворения и стали жить своей отдельной жизнью.
Тут читателю осталось лишь, либо забавляться щедрой вязью слов, либо оставить читать.
Но, может, я сгущаю краски? Читаем дальше.
Кривую расправляет – проверяла, точно.
Да только «но»: не каждый действенен напор.
Распята личность там, где выцвели шаблоны,
И едкостью дымит потухший ореол.
Можно было бы изложить о сути "напора", "распрямления", но автор сутью с читателем не делится.
Кто "расправляет кривую"? Время? Тот, чьего визита ждут в кафе?
Какую кривую расправляет? Плисе? А зачем?
"Проверяла, точно".
А читатель что, сомневался? ...Читатель уже ранее потерял авторскую мысль. Конечно, читатель может сам о чём угодно нафантазировать, ...но тогда зачем ему чужие стихи?
Поэтический долг автора донести свои мысли.
Распята личность там, где выцвели шаблоны,
И едкостью дымит потухший ореол.
Я в белом шла...
Ну, вот... О чём и говорил...
"Распята личность".
Кто распял, как распял? ... В кафе с визитом не явился, что ли?
"Выцвели шаблоны"
Какие шаблоны?
"И едкостью дымит потухший ореол"
Очевидно ореол святости погорел... То ли героиня так о себе? То ли об отсутствующем визитёре? (скорее второе).
Увы, нет сюжета, нет событий, не найти причинно-следственных связей и т.д. — а значит нет стихотворения.
Иной обеднённый информационно читатель был бы рад самому факту наличия чьих-то слов, в столбик, в ритм и рифму. В эту же группу отнесу читателей, которым хитросплетенье слов как наркотик.
Но мне, читающему массу разных стихов, стихотворение о чём-то пространно-неопределённом, где одной из самых понятных мыслей является обычная зависть — не лучшая оплата Времени на лице.
Отмечу ещё рифмы "быть-визит", "поминутно-смуты", "напор-ореол", "точно-шаблоны".
Мой совет автору: добавить базовых событийных фактов, ясности мысли в стихах, последовательности и связи одной мысли с другой.
Разумеется, сказанное касается исключительно самих стихов, а не личности поэта. Ничего личного. Полагаю, каждая строчка была выстрадана автором и являлась отражением, следствием каких-то реальных проблем. Но был забыт читатель, которому не забраться в голову автору, ему доступно лишь то, что представлено автором на экране монитора, на бумаге. Поэтому все события, мысли и чувства следует излагать без больших искажений, подача должна быть поэтичной, а суть резонировать с авторским мировоззрением (даже если она направлена намерено в пику мировоззрению адресата).
Пока моя оценка 4 балла.
Автору и читателям желаю вдохновения и творческих находок.
_________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |
===============================================
Хорошо, что есть, пусть и без конкретных критериев, но все же разъяснение своей позиции при оценивании произведения.