О комическом в литературе: "Как правило, смешное становится частью произведения для того, чтобы подчеркнуть какие-либо общественные или личностные недостатки, противоречия. Одно из назначений комического - социальная критика".
У Сергея Захватошина юмор - другой, добрый. Комическое в его работах - это выражение радости жизни и ее обновления.
Именно обновление жизни и радость испытывает рассказчик - литературный герой рассказа "Браво, дедуля!", чувствуя себя "счастливым лохом":
... меня заставили сопереживать, верить, надеяться, играть роль, а потом ещё и задуматься о смысле жизни! Браво, дедуля!
***
Многие рассказы и миниатюры Сергея Захватошина близки к притче - короткому назидательному рассказу.
Когда я задумалась, в чем заключаются поучения этих "почти притч" Сергея Захватошина, то вспомнила притчу всемирно известного аргентинского психотерапевта и писателя Хорхе Букая о кладбище, где на могилах была указана продолжительность жизни, и для каждого умершего она не превышала одиннадцати лет. Герой притчи расстроился, так жалко стало ему умерших детей, но смотритель кладбища утешил его и рассказал следующее.
«Когда юноше исполняется пятнадцать лет, родители дарят ему книжечку. Такую, как у меня. Ее носят на шее. С этого момента каждый раз, переживая что-то очень приятное, открываешь книжечку и записываешь в ней:
Слева — что вызвало наслаждение.
Справа — сколько длились эти мгновения.
Такая вот традиция.
Например, ты познакомился с девушкой и влюбился. Продолжительной ли оказалась радость знакомства? Сколько длилась безумная страсть? Неделю? Две? Три с половиной?
Затем — волнение первого поцелуя… это необычайное удовольствие. Как его измерить?
Полторы минуты? Столько, сколько длится поцелуй? Или еще. Добавить переживания, связанные с ним, его послевкусие. Два дня? Неделю?
... ... ...
Сколько было отпущено наслаждений?
Часы? Дни?
И так мы отмечаем в книжечке каждый момент радости… Каждое мгновение.
У нас так заведено:
Когда кто-то умирает,
нужно открыть книжечку
и сложить время наслаждения,
чтобы записать его на могиле.
Потому что для нас только это и есть действительно ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ».
(Хорхе Букай, Искатель, из книги "Истории для размышлений")
У Букая и счастье, и сама жизнь должны быть инвентаризированы - пойманы сачком, убиты, засушены и пришпилены, как бабочки коллекционером.
Букай учит оценивать и тем самым обесценивать жизнь. То, что не было измерено и зарегистрировано в книжечке, не было, по Букаю, прожитой жизнью. Если жизнь - это дар, то, по Букаю, это дареный конь, в зубы которому следует смотреть ежесекундно.
Рассказы и миниатюры Сергея Захватошина, напротив, учат принимать с благодарностью то, что есть. Я пишу "учат", но Сергей никак не ставит своей целью чему-то научить своих читателей. Им движет одно только вдохновение и желание поделиться радостью жизни.
Сегодня утром весело светит солнышко. Последнее тёплое утро лета. Поэтому немного грустно. Завтра будет в два раза холоднее. Иду по дороге и впитываю в свою память мой проснувшийся город с его блестящими после ночного дождика улицами и полусонными прохожими. И так мне хорошо на душе, что я готов поделиться своей радостью со всеми встречными!
И Сергей Захватошин ничуть не осуждает тех, кто не разделяет его настроение.
Однако, встречные прохожие не разделяют моей радости и в большинстве своём задумчивы и угрюмы. Идут, смотрят себе под ноги, не замечают ничего вокруг. Сны свои, наверное, досматривают...
Могу представить себе, что читатели Букая, поверившие ему, будут стремиться получить максимум наслаждений от жизни, и могу представить себе, что все им будет мало. Будут гоняться за мгновениями счастья, как коллекционер-энтомолог с сачком за бабочками.
Что касается количества счастья, то миниатюра Сергея Захватошина "Не хватило" прямо противоречит притче Хорхе Букая.
Заповедь "Не жадничай" - ведущий мотив произведений Сергея Захватошина:
никогда не бери в жизни больше, чем тебе нужно, а иначе сгорит сила и не будет у тебя никогда больше радости душевной, аккуратнее будь!
Оказывается, одно из последствий разбуженной души - бескорыстие!
"Жадность и скупость сковывают в поступках", - пишет Сергей.
Жадность и скупость сковывают в поступках. Презрение к другим ослепляет. Сомнения и недовольства гложут изнутри.
Должно быть, именно о падении оков - оков жадности и скупости - рассказывает миниатюра "Дурачок". Главный герой миниатюры - "дурачок" и "кулёмушка" - не жадничал, не уподобился старухе из сказки Пушкина о Золотой рыбке, зато обрел смелость и еще что-то, не названное автором.
Предполагаю, что что-то, не названное автором, - это простота (естественность, легкость и непринужденность) и "располагающее к себе неощутимое обаяние простоты" (характеристика, данная рассказчиком дедуле в рассказе "Браво, дедуля!").
***
"Желаю всем авторам легко творить - на одном дыхании и с любовью в своём сердце!" - пожелание на личной странице Сергея Захватошина. Впечатление от работ Сергея - что и они написаны на одном дыхании и с любовью в сердце.
Вот за это Вас сняли с рецензентов!
Где критика?
А, нет её!
Тогда какой Вы критик?
Никакой!