Любой рецензент, которому приходится делать разбор художественного произведения и давать ему оценку, неизбежно сталкивается с одними и теми же вопросами. Насколько рассказ или повесть актуальны для сегодняшнего дня, соответствует ли название изложенным в произведении фактам, какова тема и идея (здесь прошу не путать эти понятия, потому что тема – это содержание, а идея – это главная мысль) произведения. А так же каков творческий замысел, в чём состоит проблематика (круг вопросов) и т.д. Иными словами, рецензент – это человек, который смотрит на произведение с разных сторон, пытаясь понять, что же хотел сказать автор. При этом оценивается стилистическая составляющая, лексическое наполнение, учитывается наличие грамматических ошибок. Самая большая ошибка любого рецензента, на мой взгляд, состоит в том, если рецензия представляет собой некий сухой отзыв, который написан чуть ли не по заданному сценарию.
Правда, иногда рассказ, повесть или новелла действительно являются настолько сухими сами по себе, что рецензенту ничего не остаётся, как констатировать факт: да, написано скучным и неудобоваримым языком. Увы, такое хоть и редко, но бывает.
По счастью, мне удалось избежать этой участи, потому что «Романтический вечер» по большому счёту оправдывает своё название. Действительно, познакомившиеся по интернету люди, решившие наконец-то встретиться, проводят вечер в романтической обстановке. Автору хорошо удаётся создать словесные портреты главных героев, показать их внутренний мир, отразить переживания. Показано читателю и то, что герои зачастую имеют много общего (непонимание со стороны родителей Ольги и Алексея), то, что у них одинаковые вкусы (Алексей каким-то внутренним наитием догадывается, какие цветы понравятся на первом свидании Ольге). Актуальность произведения неоспорима. Если дети представляют интернет, как возможность поиграть в любимые игры, то люди более взрослые очень часто находят в интернете друзей, единомышленников, а зачастую и любовь.
Как любое свидание, романтический вечер, описанный в рассказе, наполнен чувствами. Это такая полувлюблённость, которая в силу недавнего знакомства пока не переросла в более глубокие отношения. То есть творческий замысел автора почти реализован.
Теперь, почему «почти».
К сожалению, автору не удалось избежать в повествовании лишних описаний. Рассказ очень сильно растянут по содержанию, что отвлекает от сюжета. Первая героиня, с которой знакомится читатель – это Ольга. Мелкие детали, вплоть до того, как человек вешает в шкаф шарф, и разговор с Натальей (вторая главная героиня) являются по сути разговором «ни о чём».
Таким же длинным является описание проведения вечера в кафе. Его можно было бы значительно сократить, заменив разговоры на более эффектные действия (например, включить в рассказ танец или обсуждение любимых музыкальных групп).
Если речь идёт о романтическом вечере, описание отношений Алексея с отцом получается несколько неуместным. Если автор ставит своей цель - показать жизнь героя со всеми мельчайшими подробностями, это желательно сделать при других обстоятельствах, а не в том месте, куда молодой человек впервые пришёл со своей дамой. Диалоги, которые приходится наблюдать в кафе, а потом и дома, тоже растянуты. Получается, что описание всего одного вечера представляет собой большой объём излишней информации.
Стилистических ошибок в произведении немного, но они тоже есть.
Разница в возрасте у главных героев невелика, но тем не менее Алёша постоянно остаётся только Алёшей, а женщин автор предпочитает называть по имени и отчеству. Это сразу бросается в глаза, вызывая у читателя ощущение того, что дамы намного старше Алексея.
Немного непонятен и финал рассказа.
Романтический вечер, как правило, не заканчивается тем, что женщина просто уезжает на такси, оставив своего молодого человека в раздумьях. С самого начала произведения автор показывает (причём очень красочно), что Алексей по сути является ловеласом. У него, несмотря на молодой возраст, уже было много женщин. Однако дальше эта информация как бы «повисает в воздухе». Алексей ловит машину для двух подруг и… остаётся как бы в стороне: ни одну из них он не делает попытки даже проводить. Несмотря на то, что он приятно провёл время в их обществе, он не делает попытки познакомиться поближе хотя бы с одной из женщин.
Заканчивается рассказ тем, что Ольга с Натальей расстаются, обещая позвонить друг дружке – и… всё. «Ловелас» Алёша, который провёл с ними достаточно долгое время, в конце рассказа просто исчезает.
Творческий замысел автора – показать, как дружба по интернету перерастает в более глубокие чувства – остаётся нереализованным.
Несмотря на хорошую описательную часть и неплохую завязку сюжета, рассказ нуждается в доработке.
Ссылка на произведение:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=94171&N=4