Несколько предложений, составляющие короткое вступление, как бы резюмируют рассказ. Но читатель понимает это, только прочтя рассказ до конца. Если поторопишься, то можешь и согласиться с комментатором, написавшим: "Красивая, но бессмысленная фраза".
"В придуманных мирах исчезнут сюрреалистические сны безумного отчаяния."
Сюрреальность - это совмещение сна и реальности.
Когда уже знаешь конец рассказа, то спрашиваешь себя, придуманы ли миры и, если придуманы, то кем, Дораном или Денисом. И что было безумным отчаянием? Чувство, охватившее героя (героев?) после потери всего, что ему (им?) было дорого, или попытка исправить прошлое и спасти тех, кто уже погиб?
"Сердце, сгорая в пламени тоски, смоет слезу сентября с лица отчаяния." Это и есть фраза, названная комментатором красивой, но бессмысленной. Сгорая - смоет. Так, действительно, не бывает. Это алогизм - противоречивое сочетание образов. Алогизмы использовались сюрреалистами в литературе и искусстве с целью разорвать обыденные представления. Смысл этой фразы - преодоление рассудочного, рационального, попытка передать иррациональность чувств, то, к чему стремились поэты эпохи романтизма.
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
...
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать...
(В. Жуковский)
"В слезах судьбы молчит душа одинокого скитальца."
Здесь названы две темы рассказа: тема судьбы и тема скитания. Судьба и рок - это тема многих мифов, так же как и тема вечного скитальца, известная нам из легенды о Вечном Жиде.
Вечный Жид был обречен странствовать из века в век в наказание. В отличие от него, герой рассказа странствует по разным планетам, во времени и по паралльным мирам добровольно, это его собственный выбор. Вечный Жид скитается в поисках пристанища, тогда как герой рассказа покидает один мир и перемещается в другой, борясь с судьбой, стремясь изменить судьбу, уже свершившуюся.
Бунтарь, восставший против судьбы, и "одинокий скиталец" - герой романтизма.
Сюжет рассказа включает в себя путешествия в космосе, во времени и в параллельных мирах - сюжетообразующие факторы, типичные для научной фантастики.
Темы рассказа: судьба и рок, скитания, безумие и двойничество - типичны для романтической литературы.
| Помогли сайту Реклама Праздники |