Рассказ представляет собой тройной портрет: Ольга Алексеевна - Алеша - Наталья Сергеевна. Присутствуют еще три персонажа: Ерохин, Невзлин и Алешин отец. Они введены в повествование, чтобы нагляднее показать характер Ольги Алексеевны и характер Алеши. Наталья Сергеевна кажется сестрой-близнецом Ольги Алексеевны, разница только в том, что одна из них блондинка, а другая - брюнетка.
Обеим девушкам по двадцать три года, Алеша старше их на год. Молодость их подчеркивается еще и тем, что оба, Алеша и Ольга Алексеевна, носят скобки на зубах.
Автор ненавязчиво противопоставляет своих персонажей друг другу.
Девушки, в отличие от Алеши, названы по имени и отчеству. Это указывает на то, что они, в отличие от Алеши, уже заняли прочное место в мире взрослых. Наталья Сергеевна работает следователем в прокуратуре. Ольга Алексеевна руководит собственной фирмой, и в подчиненных у нее есть мужчины предпенсионного возраста с большим опытом управления (Невзлин).
Ольга Алексеевна приезжает в свой офис на своей „девятке“. Она уже сидит перед включенным компьютером, когда Алеша еще только едет на работу - на трамвае.
Ольга Алексеевна установила для своих сотрудников „сухой закон“ и устраивает выволочки Невзлину, по возрасту годящемуся ей в отцы, тогда как сама Ольга Алексеевна не отказывается от алкоголя. Алеша же вынужден курить тайком, так как курить ему запрещает отец, сам „дымящий, как паровоз“.
Ольга Алексеевна терпеть не может возиться с документацией, но поскольку „должность обязывает“, занимается этим каждый день с утра до обеда. Алеша же покидает рабочее место с облегчением, так и не доведя до конца задачу, с решением которой его торопит начальство. Для ее решения Алеше недостает информации, и он явно не торопится эту информацию получить. Ведет себя как сотрудники Ольги Алексеевны, из которых „каждый гнул свою линию, пытаясь переложить ответственность на плечи другого“. Зато, выйдя с работы, Алеша „чувствует какой-то особенный прилив сил“. Работа воспринимается им как „что-то особенно паршивое“.
Алеша воплощает собой архетип вечного юноши, и автор прямо говорит об этом: Алеша мало изменился с семнадцати лет, он „так и не остепенился, да, похоже, и не собирался этого делать“.
На латыни архетип вечного юноши называется puer aeternus; puer - мальчик, ребенок; aeternus - вечный. Другое название вечного юноши - синдром Питера Пэна. Питер Пэн - герой одноименной сказки английского писателя Джеймса Барри, „мальчик, который не хотел взрослеть“.
Мужчина-пуэр слишком долго сохраняет подростковую психологию. Он не умеет и не хочет брать на себя ответственность и во многом инфантилен. Признаки психологического инфантилизма мы видим у Алеши: интерес к развлечениям преобладает над профессиональным, неприятие дисциплинарных требований, мечтательность, впечатлительность.
Психологи считают, что в инфантильности детей виноваты родители, которые недостаточно серьезно относятся к подростку, не позволяют ему принимать самостоятельные решения и тем самым ограничивают его в свободе.
Вот и за Алешу принимает решения отец. Отец решает, курить Алеше или не курить, носить очки и скобки на зубах или не носить. Отец даже бьет Алешу, воспитывая его. Алеша дает отцу сдачи, но не делает серьезных попыток освободиться от отцовской тирании. Он остается ребенком, непослушным, но зависимым от отца. Вместо того, чтобы выйти из-под родительской власти и относиться к отцу так, как относится к родителям взрослый и самостоятельный человек, Алеша мечтает отомстить отцу.
Девушки рассказывают, что их родители тоже пытаются контролировать их каждый шаг. Но девушки, очевидно, сумели „сохранить свою свободу“ (Наталья Сергеевна говорит, что это главное). Алеша же, как человек несвободный, нарушает отцовские запреты тайком и „вечно что-то скрывает от отца“, как будто боится наказания (а это значит, что он подсознательно чувствует, что отец вправе наказывать его).
Ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц пишет в своей книге „Вечный юноша“, что „пуэры“ очень не любят кому-то или чему-то подчиняться. Они отказываются брать на себя какие-либо обязательства.
Франц называет их положительные качества.
Наличие особой одухотворенности (Алеша - поэт, романтик, готовый „буквально в каждой девушке видеть что-то прекрасное“). „Очарование молодости и волнующая притягательность, действующая на людей подобно глотку шампанского“ (Франц). Я подумала об эпизоде в рассказе, где Алеша угощает девушек шампанским и они расслабляются в „уютной, дружеской атмосфере“.
„Пуэры“ интересные собедники и могут легко воодушевить слушателя. Они не любят обыденных и привычных ситуаций.
Об Алеше говорится: „Он вообще с детства отличался непокорным, строптивым характером, к которому добавлялись обостренное чувство справедливости и вечная жажда чего-нибудь необычного, выходящего за рамки повседневной жизни.“
„Пуэры“ привлекают естественностью и непосредственностью. Об Алеше: „Парень он вроде простой, без всяких там понтов, как некоторые.“
Мария-Луиза фон Франц пишет о двойственной природе архетипа puer aeternus: он может представлять собой творческий аспект, способствующий продвижению вперед, или же инфантильную Тень, а это детская неразвитость, зависимость (как зависимость Алеши от отца), леность, распущенность, бегство от проблем, всякой ответственности и самой жизни (уход Алеши от жизни в мечты).
Понятие архетип пришло в литературоведение из психоанализа, а именно, из психоанализа по Юнгу. Юнг считал, что мужчины-пуэры бывают или гомосексуальны, или же донжуанами (как Алеша). Донжуанство „пуэров“ психоаналитики объясняют тем, что те ищут в каждой девушке образ совершенной женщины, лишенной недостатков, как бы „идеальную мать“. После интимной близости „пуэр“ открывает, что предмет его страсти - обычный человек, разочаровывается в избраннице и отправляется на дальнейший поиск идеала.
Я же предполагаю, что по мере того, как отношения становятся привычными и обыденными, „пуэр“ начинает скучать, „старая“ девушка ему надоедает, и тогда, в поисках „чего-нибудь необычного, выходящего за рамки повседневной жизни“, он влюбляется в новую девушку, а его мать и чувства к матери тут совсем ни при чем. .
Алеше противопоставляется бывший друг Ольги Алексеевны - Ерохин. „Ерохин подался в большой бизнес. ... Ему бы только денег побольше в карман себе положить! Жлоб, короче. А еще строит из себя такого интеллектуала в очках!“ Алеша отвечает, что его отец „из того же теста“. „Такой же черствый, бездушный тип, как ваш Ерохин. Только постарше. И без очков.“
Ерохин, Невзлин и отец Алеши представляют скучный и бездушный мир взрослых, лишенных положительных сторон архетипа puer aeternus.
Неоднозначен образ Ольги Алексеевны.
С одной стороны, она успешно и полностью интегрирована во взрослый мир, а с другой стороны, не утратила очарования молодости. О ней и о Наталье Сергеевне: „Симпатичные, излучающие тепло.“ „Красивые, умные, интеллигентные девушки, ну просто класс! Алеше нравились такие девчонки: веселые, озорные, жизнерадостные. В общем, свои в доску.“ Можно подумать, что образ Ольги Алексеевны объединяет в себе все лучшее, что есть у взрослых, и все лучшее, что есть у детей.
Но тут вспоминается, что Ольга Алексеевна использовала и „кинула“ Ерохина. Они вдвоем основали фирму, и Ерохин, обладающий деловой хваткой, был заместителем Ольги Алексеевны. Через полгода Ольга Алексеевна уволила его за опоздание, и Ерохин безуспешно пытался отсудить свою часть бизнеса. Подаренное им кольцо с бриллиантом Ольга Алексеевна тоже сохранила, не вернула ему. Может быть, Ольга Алексеевна - акула со скобками на зубках? И ее „природная отзывчивость и простота в общении“ и „чуткая душа и доброе сердца“ - всего лишь удачный имидж?
Я нахожу, что рассказ - большая удача автора, сумевшего интересно и как бы между строк убедительно изобразить сложные, но цельные и жизненные характеры.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Даже не читая само произведение, а только рецензию, можно увидеть и понять типажи литературных героев, понять суть самой истории, сделать выводы. Вроде краткого пересказа произведения, с подробным, подетальным разбором литературных героев, их привычек, чувств и поступков. Внушительная работа.