Рецензия «Рецензия на произведение "Салон" (автор Герман Бор)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Салон
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 448 +1
Дата:

Рецензия на произведение "Салон" (автор Герман Бор)


Если задаться вопросом: «Что в любом произведении должно быть самым главным?», ответ придёт сам собой: «Чтобы было интересно». Это вполне естественно, потому что если рассказ или повесть читается с мыслью: «Да чтобы эта книжка скорее закончилась!» - это уже не чтение, а мучение собственных глаз, мыслей, ну, и в какой-то мере чувств.
Правда, есть ещё одно необходимое условие: поддержание интереса.  Как часто мы начинаем читать то или иное произведение -  и вроде бы с первых строчек оно нас захватывает. Но вот мы доходим до середины, и желание читать дальше внезапно пропадает. Разгадка этого исчезновения достаточно проста: автор, завязав удачный сюжет в самом начале, не сумел поддержать интереса читателя на протяжении всего повествования. В особенности это явление характерно для произведений крупных форм: повестей, романов, пьес.

В повести «Салон», на мой взгляд, автору удалось справиться и с тем, чтобы заинтересовать читателей, и с тем, чтобы поддерживать этот интерес на протяжении всего произведения.
Однозначным плюсом повести является так же и то, что она проникнута «духом» девяностых годов двадцатого столетия. Постараюсь объяснить, что я имею в виду. То, что о Великой Отечественной войне снято немало фильмов, знают все. Но бывает такое, что одну киноленту  смотришь – и понимаешь: да, это действительно реальное описание событий тех времён. И не смотришь даже, а сразу погружаешься в кинофильм. И вот уже артисты воспринимаются, как самые настоящие бойцы:  затрепанная от повседневной носки военная форма, умение владеть оружием, стиль речи – всё соответствует именно тому времени.
Современные фильмы сильно отстают в этом отношении. Видишь на экране артистов - а на них и форма новая, и стреляют они неуверенно, потому что приёмы стрельбы им неизвестны. Но, главное – лексика! Когда в фильмах, посвященных войне, можно услышать  фразы, характерные для сегодняшних дней, такому фильму сразу можно ставить оценку на два балла ниже. Потому что лексика не соответствует тем нормам, которые были характерны для сороковых годов. Вместо «похоже на то, что здесь были немцы», современные артисты говорят: «по ходу, здесь немцы были!»
Да не было в сороковых годах такого выражения – «по ходу»! Ему от роду лет десять, пятнадцать – не больше. И таких примеров множество: «супер!», «не изображай здесь из себя лоха», «ты что, так и собрался до конца войны ходить в аутсайдерах?» «ну ты реально  бестолковый, раз никак не научишься заряжать винтовку» - список можно продолжать и продолжать.
Поэтому использование лексики, характерной для того или иного времени, очень важно как в кино, так и в литературе. Несомненной заслугой автора является то, что герои его повести говорят действительно тем языком, который был реален как раз для того времени, которое мы сейчас называем «лихими девяностыми».

Ещё один плюс:  автор ненавязчиво сумел вставить в свою повесть детали, иногда даже незаметные при чтении, но которые так же помогают прочувствовать атмосферу того времени. Кассетный магнитофон, телевизор с кинескопом, пиво, которое из-за отсутствия тары, иногда наливали в пакеты, «Пельменные», которые ещё не успели превратиться в кафе со стойками – всё это действительно можно было встретить в конце прошлого века.  

Ну, и, наконец, герои произведения. Их тоже воспринимаешь  такими, какой была молодёжь именно тех лет. Причём это восприятие происходит настолько быстро, словно кажется, что они знакомы читателю уже очень давно. Это и «видавший виды» Артур и совсем молоденькая Юля, мировоззрение которой больше подходит на детское восприятие жизни. И представительница более старшего поколения Люба, которая познала эту самую жизнь со всех сторон. Даже те, кто появляется в повести эпизодически, воспринимаются читателем как уже где-то встречавшиеся люди. Это, на мой взгляд, самая большая заслуга автора. Характеры, движения, мимика  - всё нацелено на то, чтобы герои воспринимались, как уже знакомые и поэтому легко узнаваемые.  

И, наконец, почему произведение названо «Салон»? Ведь речь идёт не только о помещении, в котором днём на игровых автоматах сражаются в военные и спортивные игры, вечером проходят занятия аэробикой, а по выходным дням двери распахиваются для желающих потанцевать не дискотеке.
Ответ читателю даёт сам главный герой. В самом конце повести Артур сравнивает салон игровых автоматов и  увеселительных мероприятий с бездушной машиной, которая настолько прочно въелась в его жизнь, что без неё существование кажется каким-то неестественным. Незаметно, очень незаметно, парень меняется внутренне. Разгульная жизнь уже не кажется ему «сладкой конфеткой», потому что благодаря Юле, которая появляется именно тогда, когда Артур ждёт её меньше всего, он начинает видеть действительно настоящую жизнь. Не ту, которая состоит из развлечений, женщин и спиртных напитков, а ту, которая, может быть, и далека от цивилизации, но сама по себе чиста и непорочна.
Автор проводит тонкую параллель, где салон – замкнутое пространство, бездушная машина сравнивается с внутренним миром главного героя. И на поверку выходит, что его внутренний мир узок и так же мал, как помещение салона.  Недаром где-то к середине повествования Артур вдруг понимает, что душа у его новой подруги настолько светлая, что ему, «пьянице и гуляке» дотянуться до неё будет очень непросто. Недаром автор применяет сравнение по-детски чистой души с радиоприёмником, который настроен на определённую волну, где не замечается ни подлость, ни лицемерие, ни ханжество… Умеющая видеть только красоту в окружающем её мире, Юля постепенно и незаметно для Артура учит его воспринимать жизнь так же.
Основываясь на вышеизложенном, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=48635

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
Гость      11:59 29.04.2020 (1)
Комментарий удален
     15:47 29.04.2020
Спасибо, Михаил. Мне твое мнение, как профессионала, очень дорого.
Насчёт "сильно умных" не знаю. Но когда произведение действительно интересное, рецензию писать очень приятно.
     20:09 28.04.2020 (1)
Вах... Спасибо большое, Магдалина, за столь развернутую и основательную рецензию...
Как всегда,  добавить нечего... разве что про 90-е годы, которые я считаю самыми яркими, может быть потому, что на них выпала моя молодость...) конечно, и негатива тоже хватало в те времена, но... состояние какой-то свободы всё перевешивало...)
     20:32 28.04.2020 (1)
Спасибо, Герман.
Я редко читаю такие длинные произведения. Глаза устают. Но твою повесть прочитала сходу. Мне действительно очень понравилось. Всё, что написала - и про стиль изложения, и про детали, которые ты не упустил - всё так и есть.
Тебе хочется, чтобы я что-то добавила про 90-е годы? Но ведь рецензия пишется не как оценка того или иного времени, а на конкретное произведение.
Если хочешь - пожалуйста, добавлю. Хотя, что тут добавлять? Про "лихие девяностые" и так все знают.
     21:21 28.04.2020
Ничего не надо добавлять - всё есть...))
Реклама