Произведение «Салон»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 8.4
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 69
Читатели: 1311 +1
Дата:
«Салон» выбрано прозой недели
04.05.2020
Предисловие:
Повесть... Четыре дня из жизни молодых людей 90-х годов...

Салон

    Салон игровых автоматов открывал свои двери каждый день, в десять часов утра и без выходных. Но оживать по-настоящему он начинал только через час-два, с появлением первых посетителей – в основном подростков, детей и, если чада пребывали в нежном возрасте, то и сопровождающих их родителей. Они, миновав тяжелые стеклянные двери, шли через огромный зал к кассе, притаившейся в дальнем темном углу, там покупали жетоны и разбредались по периметру  зала к автоматам, которые давно уже, зазывно перемигиваясь разноцветными лампочками, ждали своих игроков. Постепенно звуки взрывов, выстрелов, жужжание, свист начинали наполнять салон, эхом отдаваясь от  высокого пятиметрового потолка, трех бетонных стен и еще одной, полностью застеклённой, позволяющей обозревать во всей красе центральный проспект. Со своими многочисленными яркими ларьками, бандитскими «крышами», спешащими куда-то машинами, людьми, он жил и дышал серединой девяностых годов…

    Артур с утра припозднился на двадцать минут – просто проспал после вчерашней долгой посиделки во дворе с соседскими парнями и девчонками. На «кассе» уже вовсю кипел электрочайник, напарница и кассирша  Люба на месте отсутствовала. Артур положил в кресло чем-то звякнувший черный целлофановый пакет и выдернул вилку чайника из розетки… Касса представляла собой очень уютный уголок, огороженный с двух сторон высокой стойкой, по мнению многих, позаимствованной из какого-то бара, но теперь уже обзаведшейся высоким – с метр – стеклом с полукруглым окошком для продажи жетонов. На приподнятом полу, свободно размещались кресло, диван и два стола – один для кассира, другой, уставленный различной звуковой и световой аппаратурой, для ди-джея. По пятничным и субботним вечерам салон превращался  в дискотеку. Тогда он наполнялся веселым басистым ржанием, девичьим смехом и визгом - молодежь, сгрудившись  вокруг игровых автоматов, развлекалась, в ожидании начала свето-звукового действа любимого ди-джея.
    Выйдя из кассового «уголка», Артур сразу же оказался перед распахнутой дверью комнаты отдыха. Там он и нашел Любу, лежащую попрек разложенного дивана, ногами на полу, и о чем-то мечтающую с блаженной улыбкой. Артуру нравилась эта, излучающая какой-то внутренний свет, тридцати трех летняя женщина типично русской внешности. О таких, как она когда-то говорили «кровь с молоком», и как её красила шикарная русая коса…
  - Э-э-эх,- мечтательно протянула она, сладко потянувшись,- мужика бы… привет, Артурчик.
  - Привет… а за чем же дело встало?- усмехнувшись, поинтересовался  Артур.
  - Артурчик, я бы тебе хоть щас отдалась, кабы ты меня замуж взял с двумя детьми.
  - Надо подумать…
  - Ох, милай, нафига тебе такая старушенция, за тобой вон девочки косяками бегают, а тут я… на тебе… - вздохнув, продолжала  вслух размышлять Люба с напускной грустью,- тебе же еще вроде двадцати двух нет, хотя… я бы за тебя замуж пожалуй пошла, нравятся мне такие высокие кареглазенькие брунеты…
    Артур не мог не улыбнуться – напарница всегда умела поднять с утра настроение, да и грустной ее редко можно было увидеть.
  - И работать надо,- тяжело вздохнув, произнесла Люба, вставая с дивана,- какой там нафиг секс, тут не до секса… пошли чай пить.
  Они прошли в кассу. Артур уселся на диван, а Люба, вытянув выдвижной ящик своего стола, принялась доставать чашки, сахар, печенье, конфеты…
  - А у меня другое предложение,- вдруг сказал Артур,- я пивка принес несколько бутылочек.
  - Ты что, вчера там опять?..- поинтересовалась Люба.
  - Ну да, засиделись вчера с соседями во дворе до двух ночи… а погодка такая была,- блажено улыбнувшись, произнес Артур,- так и шептала «возьми винца и выпей»… жалко, что лето скоро кончится.
  - Да уж…- вздохнула Люба,- младший мой в первый класс пойдет… еще забот навалится.
  - Ну, так что, будешь пиво?- спросил Артур.
  - Нет, дорогой, что-то я не хочу с утра… спасибо.
  - Ладно, пойду я тогда к себе, отдохну.

      Артур встал, размял плечи, взял пакет с пивом и направился в противоположный угол зала. Там, за дверью располагался кабинет-мастерская дежурного техника. По сравнению с раздольной, чистой и аккуратной комнатой отдыха, здесь царил «творческий беспорядок». Всё – стеллажи, пол, рабочий стол - было завалено неисправной бытовой аппаратурой, блоками от игровых автоматов, запчастями и прочим железным хламом, который обычно никому не нужен, но выбросить всегда почему-то жалко – впрочем, любой электронщик это поймет.

    Артур, усевшись в удобное кресло напротив рабочего стола, выставил на него четыре бутылки пива, открыл одну из них и с наслаждением отхлебнул. Мысли вертелись вокруг одной только темы: почему верная подруга Таня из соседнего дома, отказалась пойти сегодня ночью к нему, причем проявив при этом несвойственный ей холодок. Ведь они вместе выросли в одном дворе, и старая детская дружба уже переросла в нечто большее. А может, она хочет видеть в нем, как прежде, только друга и жалеет, что просто поддавшись мимолётной слабости, отдалась ему один единственный раз?
      Его мысли прервал, вошедший быстрыми шагами, Эрик – его сменщик, он же по совместительству заведующий салоном и еще к тому же ди-джей на дискотеке. Видный, усатый, светло русый Эрик, которому недавно исполнилось тридцать лет, носил знаменитую фамилию Шиллер, он вскоре собирался на «пээмжэ»  в Германию к родственникам, и может быть поэтому стал в последнее время еще более суетливым, чем обычно, в отличие от несколько ленивого и спокойного Артура… Эрик, молча, поздоровался с ним за руку и принялся озабоченно осматриваться по сторонам.
  - Ну и как у тебя с «фатерляндом»?- поинтересовался Артур,- пиво будешь?
  - Не… я за рулем,- ответил сменщик, явно думая о чем-то своем,- а сваливаю уже месяца через три.
  - Что ищешь?
  - Да вот, б***дь,- с досадой произнес Эрик,- нашел покупателя на свой телевизор, а у меня «труба» подсевшая… а с этим что?- он слегка пнул лежащий на полу кинескоп.
  - Этот вообще труп,- авторитетно заявил Артур.
  - Слушай, а ведь у нас в «ралли» такой же, как у меня стоит!- осенило Эрика,- пойдем, выдернем, а я потом свой кинескоп привезу, вставлю. Для этой игрушки он сойдет.
      Так игровой автомат под названием «Ралли» лишился своего родного кинескопа, но на следующий день он всё же обрёл другой, пусть и похуже, но машинки и препятствия  прекрасно на нем просматривались. В знак благодарности за помощь и на память Эрик подарил коллеге стопку магнитофонных кассет, отражающих всю дискографию группы «Doors». Когда сменщик ушел, Артур вставил одну из них в полуразобранный, но рабочий магнитофон, уселся поудобнее в кресле, закинув ноги на один из двух «гостевых»  стульев и, потягивая пиво, погрузился в атмосферу неповторимого голоса Джимми Морисона. Рабочий день начинался очень даже удачно…
      Минут через тридцать из состояния «нирваны» своего напарника вывела Люба.
  - Артур, сворачивайся, звонили из конторы, шеф едет!- крикнула она, появившись в проеме двери мастерской, стараясь голосом перекрыть звук колонок,- фу, а накурить успел!
      Артур нехотя встал, выключил магнитофон, спрятал бутылки под стол и вышел в зал, решив у входа встретить директора предприятия под названием «Парк культуры и отдыха», филиалом которого являлся салон игровых автоматов. Михалыча, как за глаза все называли начальника, особо никто не боялся – спокойный, худощавый  человек предпенсионного возраста внушал только лишь уважение к своим сединам. Он спокойным шагом вошел в салон в своем обычном сером, не новом, но тщательно выглаженном костюме, при галстуке и со своим незаменимым потрепанным бежевым портфелем. Наткнувшись на Артура, он поздоровался с ним за руку и, как всегда поинтересовался:
  - Ну, как дела, молодой человек?
  - Отлично,- бодро ответил Артур,- все аппараты работают!
  - Добре-добре…- директор похлопал его по плечу,- я вот, что заехал… с понедельника у нас арендует помещение секция аэробики. Они будут заниматься три раза в неделю, после закрытия, с восьми до десяти… ты уж им помоги там с музыкой разобраться, то да сё… ну ты меня понял.
  - Будет сделано, Иван Михалыч.
  - И смотри там,- директор, хитро улыбнувшись, погрозил пальцем,- а то знаю я тебя… там девушки симпатичные, фигуристые… ишь, уже и глазёнки загорелись, как у кота на сало.
  - Да как можно, живого человека…- не сдержав смех, ответил Артур.
  - И еще что-то я хотел…- директор озадаченно почесал затылок,- ах да, дискотека сегодня будет?
  - Ну конечно, суббота же.
  - Опять будете водку пьянствовать на кассе? Ну да я решил это прекратить и издал приказ… щас, где-то он у меня здесь…- Михалыч, порывшись  в портфеле, достал отпечатанный лист,- вот вывешу вам на видном месте.
      Директор направился к кассе в сопровождении Артура. Войдя, он поздоровался с Любой, поинтересовался её здоровьем и осмотрелся.
  - Вот,- наконец заявил он,- сюда на стекло и поместим… Люба, есть клей?
  - Найдем,- ответила Люба…

      Когда всё было готово, Михалыч, с минуту полюбовавшись на своё творение, попрощался и направился к выходу. Артур с Любой проводили его взглядом, и разом жадно углубились в чтение приказа…
  «Приказ №… по предприятию «Парк  культуры и отдыха» от … числа … месяца … года.
В целях искоренения пьянства на рабочем месте труженикам дискотеки запрещается приносить и распивать спиртные напитки, а также быть спаиваемыми их гостями. Запрещается употребление алкогольных напитков в комнате отдыха, в мастерской, а так же в туалете и в зале само собой. А также им запрещается бегать в соседний парк на аттракционы и там распивать, тем самым спаивая работников аттракционов. Наличие спиртных напитков на рабочем месте, даже при видимой трезвости работников, свидетельствует о намерении их распить и должно пресекаться кассиром текущей смены методом их изъятия и возвращения бутылок после дискотеки.»
  Напарники дружно упали на диван и расхохотались.
  - Ну, обложил вас Михалыч! Держитесь, труженики дискотеки!
  - Ну, дает!- стонал Артур,- даже аттракционы нам перекрыл! Во, коварный дядька!
  - Погоди,- вдруг сказала Люба, немного успокоившись,- это что, я с вами тут до одиннадцати должна торчать? Нет уж, фигушки, я до восьми и домой.
  - Ничего, заберешь бутылки домой, а потом приедешь к одиннадцати и привезешь… как раз будет, чем догнаться.
  - Ага, ближний свет... на двух автобусах…
  - А кто сказал, что будет легко?
Послесловие:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию

Если задаться вопросом: «Что в любом произведении должно быть самым главным?», ответ придёт сам собой: «Чтобы было интересно». Это вполне естественно, потому что если рассказ или повесть читается с мыслью: «Да чтобы эта книжка скорее закончилась!» - это уже не чтение, а мучение собственных глаз, мыслей, ну, и в какой-то мере чувств.
Правда, есть ещё одно необходимое условие: поддержание интереса.  Как часто мы начинаем читать то или иное произведение -  и вроде бы с первых строчек оно нас захватывает. Но вот мы доходим до середины, и желание читать дальше внезапно пропадает. Разгадка этого исчезновения достаточно проста: автор, завязав удачный сюжет в самом начале, не сумел поддержать интереса читателя на протяжении всего повествования. В особенности это явление характерно для произведений крупных форм: повестей, романов, пьес.

В повести «Салон», на мой взгляд, автору удалось справиться и с тем, чтобы заинтересовать читателей, и с тем, чтобы поддерживать этот интерес на протяжении всего произведения.
Однозначным плюсом повести является так же и то, что она проникнута «духом» девяностых годов двадцатого столетия. Постараюсь объяснить, что я имею в виду. То, что о Великой Отечественной войне снято немало фильмов, знают все. Но бывает такое, что одну киноленту  смотришь – и понимаешь: да, это действительно реальное описание событий тех времён. И не смотришь даже, а сразу погружаешься в кинофильм. И вот уже артисты воспринимаются, как самые настоящие бойцы:  затрепанная от повседневной носки военная форма, умение владеть оружием, стиль речи – всё соответствует именно тому времени.
Современные фильмы сильно отстают в этом отношении. Видишь на экране артистов - а на них и форма новая, и стреляют они неуверенно, потому что приёмы стрельбы им неизвестны. Но, главное – лексика! Когда в фильмах, посвященных войне, можно услышать  фразы, характерные для сегодняшних дней, такому фильму сразу можно ставить оценку на два балла ниже. Потому что лексика не соответствует тем нормам, которые были характерны для сороковых годов. Вместо «похоже на то, что здесь были немцы», современные артисты говорят: «по ходу, здесь немцы были!»
Да не было в сороковых годах такого выражения – «по ходу»! Ему от роду лет десять, пятнадцать – не больше. И таких примеров множество: «супер!», «не изображай здесь из себя лоха», «ты что, так и собрался до конца войны ходить в аутсайдерах?» «ну ты реально  бестолковый, раз никак не научишься заряжать винтовку» - список можно продолжать и продолжать.
Поэтому использование лексики, характерной для того или иного времени, очень важно как в кино, так и в литературе. Несомненной заслугой автора является то, что герои его повести говорят действительно тем языком, который был реален как раз для того времени, которое мы сейчас называем «лихими девяностыми».

Ещё один плюс:  автор ненавязчиво сумел вставить в свою повесть детали, иногда даже незаметные при чтении, но которые так же помогают прочувствовать атмосферу того времени. Кассетный магнитофон, телевизор с кинескопом, пиво, которое из-за отсутствия тары, иногда наливали в пакеты, «Пельменные», которые ещё не успели превратиться в кафе со стойками – всё это действительно можно было встретить в конце прошлого века.  

Ну, и, наконец, герои произведения. Их тоже воспринимаешь  такими, какой была молодёжь именно тех лет. Причём это восприятие происходит настолько быстро, словно кажется, что они знакомы читателю уже очень давно. Это и «видавший виды» Артур и совсем молоденькая Юля, мировоззрение которой больше подходит на детское восприятие жизни. И представительница более старшего поколения Люба, которая познала эту самую жизнь со всех сторон. Даже те, кто появляется в повести эпизодически, воспринимаются читателем как уже где-то встречавшиеся люди. Это, на мой взгляд, самая большая заслуга автора. Характеры, движения, мимика  - всё нацелено на то, чтобы герои воспринимались, как уже знакомые и поэтому легко узнаваемые.  

И, наконец, почему произведение названо «Салон»? Ведь речь идёт не только о помещении, в котором днём на игровых автоматах сражаются в военные и спортивные игры, вечером проходят занятия аэробикой, а по выходным дням двери распахиваются для желающих потанцевать не дискотеке.
Ответ читателю даёт сам главный герой. В самом конце повести Артур сравнивает салон игровых автоматов и  увеселительных мероприятий с бездушной машиной, которая настолько прочно въелась в его жизнь, что без неё существование кажется каким-то неестественным. Незаметно, очень незаметно, парень меняется внутренне. Разгульная жизнь уже не кажется ему «сладкой конфеткой», потому что благодаря Юле, которая появляется именно тогда, когда Артур ждёт её меньше всего, он начинает видеть действительно настоящую жизнь. Не ту, которая состоит из развлечений, женщин и спиртных напитков, а ту, которая, может быть, и далека от цивилизации, но сама по себе чиста и непорочна.
Автор проводит тонкую параллель, где салон – замкнутое пространство, бездушная машина сравнивается с внутренним миром главного героя. И на поверку выходит, что его внутренний мир узок и так же мал, как помещение салона.  Недаром где-то к середине повествования Артур вдруг понимает, что душа у его новой подруги настолько светлая, что ему, «пьянице и гуляке» дотянуться до неё будет очень непросто. Недаром автор применяет сравнение по-детски чистой души с радиоприёмником, который настроен на определённую волну, где не замечается ни подлость, ни лицемерие, ни ханжество… Умеющая видеть только красоту в окружающем её мире, Юля постепенно и незаметно для Артура учит его воспринимать жизнь так же.
Основываясь на вышеизложенном, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=48635

Оценка произведения: 10
Магдалина Гросс 28.04.2020
     17:37 31.03.2024 (1)
     17:38 31.03.2024 (1)

Дата: 06:44 05.07.2015

Нафталин.

     06:22 27.05.2024
Ну знаешь... 90-е годы очень наполнены были для меня яркими событиями...)
а сейчас тоска зеленая... о чем писать - фиг его знает...
     02:35 05.11.2021 (1)
Бум читать.  Взял в закладки.
     14:06 05.11.2021
     12:06 08.10.2021 (1)
посмотрим,  что  дальше.   до  встречи  в  эфире....
     19:43 08.10.2021 (1)
Спасибо, что читаете...)
     19:56 08.10.2021 (1)
  извини  -  я  прозу   не  очень   -   только  под  одеялом....
     20:14 08.10.2021 (1)
Ну мне кажется интересная история, в чем-то даже автобиографичная...))
Ваще 90-е годы яркие были - есть что вспомнить...) хоть и ругают их...))
     20:23 08.10.2021 (1)
я   обязательно   вернусь!
     20:29 08.10.2021
     20:35 03.12.2020 (1)
Хорошее ровное изложение, Герман, уже характеризует героев, для предисловия самое то.

С уважением, Андрей. 
     20:42 03.12.2020 (1)
1
Спасибо, Андрей... кстати я тебя вылавливал с целью затянуть в редколлегию...))
но тебя не было на главной...))
     20:58 04.12.2020 (1)
Спасибо за внимание, поздравляю с избранием, кстати, тоже голосовал за тебя. Уже больше месяца работаю над новой главой романа "Мальтийские лебеди", посвящённой и гражданской войне в Испании 1936-39 годов и её влиянию на начало и последующие события Второй мировой войны. Нужно было очень много исторического материала просматривать, анализировать и вставлять в главу - не до анонсов на главной было. Последний год как раз был в редколлегии помощником редактора прозы, опыт есть, так если что, буду рад помочь.

С уважением, Андрей. 
     00:44 05.12.2020 (1)
Знаешь... Валентин Пикуль, если ты читал, он наверно твой коллега в этом жанре - я им зачитывался...
Дай Бог тебе успеха в этом трудном жанре... 
     19:56 05.12.2020 (1)
Конечно же, читал, Пикуль - один из лучших наших писателей, писавших на исторические темы. История - один из моих основных жанров, в котором работаю, плюс высшее историческое образование, но пока в этом жанре ограничивался лишь рассказами. А тут сразу и любовная линия главных героев, и Вторая мировая война в Средиземноморье, и история Мальты, и история и практика ведения войны англичанами на море, и в воздухе, на которую огромную роль сыграли и события 1942-43-их годов на восточном фронте, когда СССР оттянул на себя большую часть сил противника. Рассчитывал, что большая повесть получится, ан нет, за 2 года работы уже вышло к 30 главам, но и это не всё, пока лишь 2\3 полноценного романа, дописываю последние главы, но впереди ещё одна заключительная редакция.

С уважением, Андрей. 
     20:34 05.12.2020
     00:18 04.05.2020 (1)
Вторую часть приду читать завтра...
     10:24 04.05.2020
Wellcome...
     20:59 27.04.2020 (1)
Добрый день, Герман. Помню, как прочитала 1 часть, и произведение показалось мне скучноватым. "Неужели, - подумалось тогда, - вся новелла такая?"
Слава Богу, это было ошибочное впечатление. Со второй части захватывает очень сильно. С этой части и до конца прочитала так, как будто "проглотила".
Герман, ты растёшь! Герои выписаны уже намного лучше, и,несмотря на то, что произведение длинное, тебе удалось поддерживать интерес на протяжении всей новеллы.
Вот на этот раз ты реально молодец!
     09:25 28.04.2020
Вах... привет!
Спасибо на добром слове...)
В общем-то это не новый опус (лет 5-6 ему), а сейчас для "крупной формы" ни темы, ни времени нет...
так что я не расту, а скорее деградирую...))
     20:05 08.03.2016 (1)
     21:44 08.03.2016 (1)
Получилось хоть под Ремарка?)))
     11:34 09.03.2016 (1)
Неа... Получилось под Германа Бора.
     12:33 09.03.2016 (1)
Ну хоть так... а ведь хотелось однажды под любимого писателя...
но теперь я понял, что лучше "под себя ходить"...))))
     12:44 09.03.2016
Не надо косить под кого-то. Лучше пиши так, как мне однажды сказал наш автор:  -Какой бы ник ты не взяла, но когда начинаю читать твои рассказы, сразу  понимаю- написала ЛАИН!)))
Реклама