Рецензия «Рецензия на стихи "Осенний обход" от автора Марина Кнутова»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Осенний обход
Оценка: 4.9
Баллы: 15
Читатели: 1013 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Осенний обход" от автора Марина Кнутова

Марина Кнутова - опытный поэт, отличающийся своим мастерством от многих коллег по сайту. Ожиданий от любого произведения такого автора завышенные. Поэтому и спрос, по идее, более строгий, чем с стихотворения какого-нибудь новичка.
 
Осенний обход

На тополях улитки-листья
Свернулись так, что не достать.
Пустынно в парке. Воздух чистый.
И красота. И благодать.

Деревья не шумят без ветра.
Ко сну готовится земля.
Лишь  осень в разноцветных гетрах
Леса обходит и поля.

Шутя срывает листья с клёнов,
Осин, дрожащих от стыда.
Уносят лета шик зелёный
Нахальный  ветер и вода.
___________


 
Итак:
 
На тополях улитки-листья
Свернулись так, что не достать.
Пустынно в парке. Воздух чистый.
И красота. И благодать.
 
Рифма "листья-чистый", несмотря на совпадение 3-х звуков в окончании "ист" воспринимается как далекая. Основная причина, наверное, в диссонансе мягкого звука "т'" в первом слове и твердого "т" - во втором, плюс разница в окончаниях. Похожая по характеру рифма "клёнов-зелёный" воспринимается как более корректная.
 
"На тополях улитки-листья"
- эффектная строка.
 
"На тополях улитки-листья
Свернулись так, что не достать"

- а вот вторая строка представляется ошибочной. Что доставать собралась автор (или лит героиня)? Неуказанно, непонятно, а значит, терпят бедствие первые строки.

Допустим имелось ввиду достать нечто из "сердцевины" свернувшегося листа. Или сам лист, если тот, скажем, высоко висит.
Перед этой строкой шла аллегория, связанная с улиткой. Когда моллюски прячутся в раковину их действительно трудно оттуда извлечь (достать), не сломав раковины. Еще трудней бывает извлечь морских моллюсков, которые ко всему ещё закрывают единственный "вход" в раковину своеобразной "крышкой". Увы, я не представляю как должен свернуться лист, чтобы развернуть было трудно или не возможно. А затем, что оттуда можно в принципе "достать"? Какую жемчужину?
Второй вариант ещё менее реалистичен. Как должен свернуться лист, чтобы до этого его можно было достать (подпрыгнув, например), а после нет?
Других вариантов я представить не смог.
 
Далее... Оси́на, или Оси́на обыкнове́нная, или То́поль дрожа́щий (лат. Pópulus trémula) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. (Википедия).
Я перерыл кучу фотографий осин и тополей в разделе Яндекс-картинок. Вот одна из фотографий осиновой/тополиной кроны осенью (!):
 

 
Я не ботаник. Но я не видел, чтобы такие листья массово сворачивались в тугую неразворачиваемую трубочку. Впрочем, ещё раз подчеркну свою неосведомленность в этом вопросе.
 

Деревья не шумят без ветра.
Ко сну готовится земля.
Лишь  осень в разноцветных гетрах
Леса обходит и поля.
 
 
"Лишь осень в разноцветных гетрах
Леса обходит и поля"
- удачная находка, интересная метафора.
 
А вот "деревья не шумят без ветра" - неказиста на слух и по смыслу.
 
Для начала, не несет в себе никакой свежей информации, то есть, тривиальна в своей очевидности.
Деревья могут шуметь, если, например, по стволу колошматить палкой (первое), и может шуметь их листва, когда дует ветер (второе). Понятное дело, что продвинутый читатель сразу отбросит варианты, близкие первому.
Ну, а во-втором случае нет смысла объяснять читателю природу происхождения шума, причем методом от противного вроде "шумел камыш, но не от партизан".
 
Короче говоря, строка по смыслу и на звучание адекватна фразе "автомобили не ездят без мотора" или "покрышки не шумят без асфальта".
 
 
Шутя срывает листья с клёнов,
Осин, дрожащих от стыда.
Уносят лета шик зелёный
Нахальный  ветер и вода.
 
Хорошо было бы хоть вскользь коснуться причины стыда иначе получается полусмысл, полуметафора. Можно, конечно, догадываться о причинах. Но смысл метафор в их наглядности, но не в загадках.
 
"Уносят лета шик зелёный
Нахальный  ветер и вода"
- вначале стихотворения подчеркнуто было безветрие. Поэтому наличие здесь ветра сперва показалось "ляпом", но затем пришла мысль о том, что автор не наблюдает в текущий момент как "ветер и вода уносят лета шик", а делает умозаключение о том, кто уносит листья.
Опять же можно было бы вопросить, от чего тогда дрожат осины, если не от ветра. Но и на это есть возражение: дрожание листьев осин происходит от малейшего движения воздуха. То есть, значимого ветра может и не быть, но от почти неощутимых потоков воздуха листья будут дрожать (в конце рецензии на эту тему стихотворение).

Теперь несколько рассуждений на тему:

Осень, листья, ветер, красота, ... - многократно повторены разными поэтами с различным успехом. И в этом контексте стихотворение не отличается от подобных коренным образом. Ожидать от продвинутых читателей заслуженных восторгов можно лишь привнеся в текст новую идею, свежую авторскую мысль, оригинальный поворот сюжета, филигранные красивейшие строки и т.д. при обязательном отсутствии каких-либо видимых шероховатостей, ошибок.

В стихотворении две интересные метафоры. Одна связана с листьями-улитками, другая с осенью, ходящей в разноцветных гетрах. Но в коротком стихотворении наличествуют и слабости. Нет сильной, или эффектной концовки. Стихотворение не несет в себе философии или иной мудрости - оно чисто описательное, то есть зарисовка. Позитива для высокой оценки недостаточно.
 
Итого 6 баллов. Что, к слову, тоже не плохо, согласно моей шкале оценок, приведенной ниже.


Автору пожелаю перебрать это стихотворение и конечно же успехов и новых высот в творчестве :)
 
P.S.
 
По поводу дрожи осин хочется привести здесь стихотворение Ф. Сологуба:
 
Трепещет робкая осина,
Хотя и легок ветерок.
Какая страшная причина
Тревожит каждый здесь листок?

Предание простого люда
Так объясняет страх ветвей:
На ней повесился Иуда,
Христопродавец и злодей.

А вот служители науки
Иной подносят нам урок:
Здесь ни при чем Христовы муки,
А просто длинный черешок.

Ученые, конечно, правы,
Я верю умным их словам,
Но и преданья не лукавы,
Напоминанья нужны нам.
 
Последняя строка, кстати, корявая. :)
Но в стихотворении звучат свежие мысли и некоторая философия. А значит, идею о том, что в каждом стихотворении должна звучать оригинальная, свежая мысль, стоит брать на вооружение.


 
__________________________________________________________________________
 
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
 
10 баллов     ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

 
 

Оценка произведения: 6

Реклама
Обсуждение
     11:36 28.09.2017 (1)
Сначала:
"Марина Кнутова - опытный поэт, отличающийся своим мастерством от многих коллег по сайту. "

Затем, сами в разборе и при оценивании это опровергаете. К чему эти фальшивые комплименты? И потом, что это за "опытный поэт", который на фабуле-дебют получает зуботычины за ляпы и оценку 6 по десятибалльной шкале? Предлагаю в дальнейшем писать не опытный поэт, а неплохой автор, или сильный автор для уровня сайта Фабула- дебют, т.д.

Впрочем, как знаете. Стольких рецензентов здесь заклевали, что ныне здравствующим возможно и имеет смысл подслащивать пилюли, из естественного инстинкта самосохранения.

     12:41 28.09.2017 (1)
В конце рецензии приводится шкала оценок и их расшифровка. Цитирую:
"6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы."

Я ответил на Ваши вопросы?
     17:56 28.09.2017 (1)
Хорошо пишете, товарищ, и опытный поэт... Всё же, абсолютно разные определения.

Если Вам это не понятно, то ... Всех благ.
     19:39 28.09.2017
Да... Всех благ.
     19:44 27.09.2017
1
"Рифма "листья-чистый", несмотря на совпадение 3-х звуков в окончании "ист" воспринимается как далекая"

хорошая рифма, там еще йотированная "я" в окончании...

     23:38 26.09.2017 (1)
Спасибо за разбор. Задумалась.
     13:42 27.09.2017
Пожалуйста

Смысл любого стихотворения стоит во главе угла. Поскольку за любыми словами стоят понятия, толкования. И только затем следуют эмоциональная наполненность, красота. Поэтому как бы лирично не звучало, как бы красиво не было составлено, если смысла нет, или есть смысловые несостыковки, то львиная часть достижении стихотворения теряется. Работа же над смыслом столь значима, что порой новичок от поэзии, грамотно зарифмовав свои интересные рассуждения, может получить на выходе отличное стихотворение.
Реклама