Марина Кнутова - опытный поэт, отличающийся своим мастерством от многих коллег по сайту. Ожиданий от любого произведения такого автора завышенные. Поэтому и спрос, по идее, более строгий, чем с стихотворения какого-нибудь новичка.
Осенний обход
На тополях улитки-листья
Свернулись так, что не достать.
Пустынно в парке. Воздух чистый.
И красота. И благодать.
Деревья не шумят без ветра.
Ко сну готовится земля.
Лишь осень в разноцветных гетрах
Леса обходит и поля.
Шутя срывает листья с клёнов,
Осин, дрожащих от стыда.
Уносят лета шик зелёный
Нахальный ветер и вода.
___________
Итак:
На тополях улитки-листья
Свернулись так, что не достать.
Пустынно в парке. Воздух чистый.
И красота. И благодать.
Рифма "листья-чистый", несмотря на совпадение 3-х звуков в окончании "ист" воспринимается как далекая. Основная причина, наверное, в диссонансе мягкого звука "т'" в первом слове и твердого "т" - во втором, плюс разница в окончаниях. Похожая по характеру рифма "клёнов-зелёный" воспринимается как более корректная.
"На тополях улитки-листья"
- эффектная строка.
"На тополях улитки-листья
Свернулись так, что не достать"
- а вот вторая строка представляется ошибочной. Что доставать собралась автор (или лит героиня)? Неуказанно, непонятно, а значит, терпят бедствие первые строки.
Допустим имелось ввиду достать нечто из "сердцевины" свернувшегося листа. Или сам лист, если тот, скажем, высоко висит.
Перед этой строкой шла аллегория, связанная с улиткой. Когда моллюски прячутся в раковину их действительно трудно оттуда извлечь (достать), не сломав раковины. Еще трудней бывает извлечь морских моллюсков, которые ко всему ещё закрывают единственный "вход" в раковину своеобразной "крышкой". Увы, я не представляю как должен свернуться лист, чтобы развернуть было трудно или не возможно. А затем, что оттуда можно в принципе "достать"? Какую жемчужину?
Второй вариант ещё менее реалистичен. Как должен свернуться лист, чтобы до этого его можно было достать (подпрыгнув, например), а после нет?
Других вариантов я представить не смог.
Далее... Оси́на, или Оси́на обыкнове́нная, или То́поль дрожа́щий (лат. Pópulus trémula) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. (Википедия).
Я перерыл кучу фотографий осин и тополей в разделе Яндекс-картинок. Вот одна из фотографий осиновой/тополиной кроны осенью (!):
Я не ботаник. Но я не видел, чтобы такие листья массово сворачивались в тугую неразворачиваемую трубочку. Впрочем, ещё раз подчеркну свою неосведомленность в этом вопросе.
Деревья не шумят без ветра.
Ко сну готовится земля.
Лишь осень в разноцветных гетрах
Леса обходит и поля.
"Лишь осень в разноцветных гетрах
Леса обходит и поля"
- удачная находка, интересная метафора.
А вот "деревья не шумят без ветра" - неказиста на слух и по смыслу.
Для начала, не несет в себе никакой свежей информации, то есть, тривиальна в своей очевидности.
Деревья могут шуметь, если, например, по стволу колошматить палкой (первое), и может шуметь их листва, когда дует ветер (второе). Понятное дело, что продвинутый читатель сразу отбросит варианты, близкие первому.
Ну, а во-втором случае нет смысла объяснять читателю природу происхождения шума, причем методом от противного вроде "шумел камыш, но не от партизан".
Короче говоря, строка по смыслу и на звучание адекватна фразе "автомобили не ездят без мотора" или "покрышки не шумят без асфальта".
Шутя срывает листья с клёнов,
Осин, дрожащих от стыда.
Уносят лета шик зелёный
Нахальный ветер и вода.
Хорошо было бы хоть вскользь коснуться причины стыда иначе получается полусмысл, полуметафора. Можно, конечно, догадываться о причинах. Но смысл метафор в их наглядности, но не в загадках.
"Уносят лета шик зелёный
Нахальный ветер и вода"
- вначале стихотворения подчеркнуто было безветрие. Поэтому наличие здесь ветра сперва показалось "ляпом", но затем пришла мысль о том, что автор не наблюдает в текущий момент как "ветер и вода уносят лета шик", а делает умозаключение о том, кто уносит листья.
Опять же можно было бы вопросить, от чего тогда дрожат осины, если не от ветра. Но и на это есть возражение: дрожание листьев осин происходит от малейшего движения воздуха. То есть, значимого ветра может и не быть, но от почти неощутимых потоков воздуха листья будут дрожать (в конце рецензии на эту тему стихотворение).
Теперь несколько рассуждений на тему:
Осень, листья, ветер, красота, ... - многократно повторены разными поэтами с различным успехом. И в этом контексте стихотворение не отличается от подобных коренным образом. Ожидать от продвинутых читателей заслуженных восторгов можно лишь привнеся в текст новую идею, свежую авторскую мысль, оригинальный поворот сюжета, филигранные красивейшие строки и т.д. при обязательном отсутствии каких-либо видимых шероховатостей, ошибок.
В стихотворении две интересные метафоры. Одна связана с листьями-улитками, другая с осенью, ходящей в разноцветных гетрах. Но в коротком стихотворении наличествуют и слабости. Нет сильной, или эффектной концовки. Стихотворение не несет в себе философии или иной мудрости - оно чисто описательное, то есть зарисовка. Позитива для высокой оценки недостаточно.
Итого 6 баллов. Что, к слову, тоже не плохо, согласно моей шкале оценок, приведенной ниже.
Автору пожелаю перебрать это стихотворение и конечно же успехов и новых высот в творчестве :)
P.S.
По поводу дрожи осин хочется привести здесь стихотворение Ф. Сологуба:
Трепещет робкая осина,
Хотя и легок ветерок.
Какая страшная причина
Тревожит каждый здесь листок?
Предание простого люда
Так объясняет страх ветвей:
На ней повесился Иуда,
Христопродавец и злодей.
А вот служители науки
Иной подносят нам урок:
Здесь ни при чем Христовы муки,
А просто длинный черешок.
Ученые, конечно, правы,
Я верю умным их словам,
Но и преданья не лукавы,
Напоминанья нужны нам.
Последняя строка, кстати, корявая. :)
Но в стихотворении звучат свежие мысли и некоторая философия. А значит, идею о том, что в каждом стихотворении должна звучать оригинальная, свежая мысль, стоит брать на вооружение.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |
"Марина Кнутова - опытный поэт, отличающийся своим мастерством от многих коллег по сайту. "
Затем, сами в разборе и при оценивании это опровергаете. К чему эти фальшивые комплименты? И потом, что это за "опытный поэт", который на фабуле-дебют получает зуботычины за ляпы и оценку 6 по десятибалльной шкале? Предлагаю в дальнейшем писать не опытный поэт, а неплохой автор, или сильный автор для уровня сайта Фабула- дебют, т.д.
Впрочем, как знаете. Стольких рецензентов здесь заклевали, что ныне здравствующим возможно и имеет смысл подслащивать пилюли, из естественного инстинкта самосохранения.