Поэзия – это не только высокохудожественная форма языкового искусства, но это ещё и сложнейший инструмент, с помощью которого поэт может настроить наши души на глубоко прочувствованное, эмоциональное восприятие творчества.
Как часто в сети можно встретить стихи, созданные по всем канонам поэтического мастерства, отшлифованные многократно до блеска, идеальные с точки зрения поэтики…и мёртвые, холодные, не трогающие сердца читателей. Вроде и написаны мастерски, словно отличницей выпускного курса филфака, и все в них есть – форма (тончайший сосуд из богемского стекла); содержание (изысканный напиток), но сколько ни любуйся этим сосудом, сколько ни пей его содержимое, нет в нем того волшебного нектара поэзии, который дарует нам эффект сопричастности к чуду.
И, наоборот, как редко можно найти в сетевой литературе стихи, внешне ничем не приметные, но послевкусие от их прочтения остается надолго. И вот тогда начинается процесс их осмысления.
Зачем я это пишу? Ведь я не профессионал, поэзия – всего лишь мое хобби. Но, когда среди множества прочитанных на разных поэтических сайтах произведений вдруг попадаются стихи, невероятно живые, увлекающие, занимающие ум и сердце, – хочется рассказать об этом как можно большему числу людей...
С творчеством автора Палатамерве я познакомилась на Фабуле. И первое же, прочитанное мной его стихотворение удивило и восхитило. Впрочем, знакомьтесь сами!
«Простая, неинтересная история» (так называется оно) – действительно очень простая и очень обыденная, проще не бывает, – история. Но как часто она повторяется, да так, что становится почти общим местом!
Стихи Палатамерве – это не только яркая и выразительная лирика, но это также миниспектакль, состоящий из нескольких частей (актов, действий). И каждая часть имеет конкретное назначение.
Итак, часть первая, в которой автор вопреки классическому порядку начинает с эпилога, а не с пролога. Посмотрите на то, как построена эта часть! Это две противоречивых строфы. Первая – о том, что ничего страшного с героями не случилось в финале их молодой жизни (смогли пережить первую жизненную драму), а вторая – как все хорошо начиналось в прологе.
Он не вскроет вены. Она не повесится:
постоит немного в дверном проёме.
Запомнит его таким:
медленным, вниз по лестнице...
Вот и весь эпилог истории,
где вдвоём они
смешные, весёлые, любят фокстрот,
назло соседям рояль насиловать.
Она в восторге была от его острот,
смеялась, как дура Васильевна.
О, сколько у меня самой такого написано! Молодость – пора любви, она так бесшабашна и так неоднозначна. Наверное, нет ни одного человека, кому эти простые строки не показались бы знакомыми.
Очень симпатичные не избитые рифмы «повесится-лестнице», проёме-вдвоём они», «фокстрот-острот», «насиловать- Васильевна»!!!
Часть вторая (Эта чёртова жизнь – у каждого она своя, но почему у нас так много общего?)
Но не дом
- карточный домик.
Тесно в нём,
на девятом месяце.
Вот и вверх дном...
Он: вниз не спеша по лестнице...
Она: нагая в дверном
проёме.
Как точно и скупо подобраны слова! Всего одна строфа – а сколько в ней сказано! Кто из нас не получал такие пощечины судьбы?
И опять хорошие рифмы: «месяце-лестнице», «тесно в нём-вверх дном».
Часть третья усложняющейся драмы более подробна. Портреты литературных героев становятся точнее из-за введения более детальных и ярких мазков.
Теперь ему за сорок. Неуверенный, робкий.
Живёт под просвистанным потолком.
Пахнет кофе и табаком.
Хранит фотокарточки
в обувной коробке
и вечно думает ни о ком.
Ей за тридцать.
Ну разве возраст, не так ли?!
Занята театром да кабаком...
Все эти афиши, спектакли...
Но временами и ей ни о ком,
ни капли.
Обратите внимание: «Живёт под просвистанным потолком» – все просвистел, даже солнце на небе. Любители точных художественных образов, отдохните, пожалуйста, в партере! Я аплодирую с галерки!
Портрет героини тоже свёлся к тому, что счастья-то нет. Ни у кого из героев А как смело оборвалась строка; "Ни капли!".
А что же дальше? Оба героя несчастны. И нам уже кажется, что сейчас режиссер выдаст нам сцену их новой встречи, как же иначе? И будет им щастье! Но не тут то было!
Часть четвертая "А нужно ли?"
Их шар голубой, так и вертится:
бессонница, стресс, невроз.
Дай бог им однажды не встретиться,
чтоб жили, как жили — врозь.
На мой взгляд, это поэзия! Ибо автор сумел получить нектар из горстки простых слов, безо всяких заумностей и новомодных ухищрений. Он давно опубликовал эти стихи и был готов услышать наши отзывы, а мы по глупости пробегали, не читая.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
С искренним уважением и теплом к тебе.