Стихи Палатамерве – это некое таинство, соприкосновение с которым удивляет. Чувствуется, что автор не новичок в поэзии. И образы его не банальны, и энергетика стихов необычна, и экспрессия зашкаливает. Ну и что-то еще...
А вот что? Стихи Палатамерве теснейшим образом связаны с поэзией серебряного века и, прежде всего, с поэзией В. Маяковского и Б. Пастернака.
Сегодня я хочу познакомить своих читателей с одним из стихотворений этого знатока человеческих душ.
Усаживайтесь удобней! Давайте читать, а точнее – смотреть поэтический спектакль с интригующим названием «Любовница»!
Сцена первая
Здесь нет надгробных речей – мы немы.
По сто и хороним.
Здесь вход посторонним,
увы!
Очень краткое вступление, минимум слов. Обозначено лишь место и характер действия – кладбище, похороны и тризна одновременно.
«По сто и хороним» – скорее всего, автор говорит о поминальных ста граммах, после которых тела предаются земле.
Сцена вторая
Они танцевали, любили и сгинули...
Дожили их вдовы до седины
и нет Лили Брик среди них,
но кто вы,
за этими чёрными спинами?
Обратим внимание на построение строфы. Оно тоже напоминает стихи Маяковского – "лесенка": строка разбивается на части, и каждая разорванная часть начинается с прописной буквы.
О чём это? О тех мужчинах, которые прожили свою жизнь, любя и танцуя, а потом – умерли? Возможно, речь идет о тех, кто прожил не самую обычную жизнь. Кто знает, может, слово «танцевали» употреблено автором не по прямому назначению, а как символ, и похоже, что смерть тоже танцевала, например, на кончике их пера… Ведь имя Лили Брик неразрывно связано с именем другого человека. Речь идёт о гибели поэта В.Маяковского, который отчаянно любил чужую жену.
На мой взгляд, Лиля Брик упомянута здесь не только как бывшая любовница, но и как защитница поэта. Она многое сделала для того, чтобы стихи после его смерти не были забыты, даже писала Сталину. Однако Маяковский застрелился после того, как вышел из комнаты другой женщины – Вероники Полонской, которую уговаривал бросить мужа (знаменитого актёра Яншина), и выйти замуж за него. Она отказала, и тогда он выбрал смерть.
Обратите внимание на специфический, несколько рванный ритм и интересные рифмы:
«по сто и хороним – вход посторонним», «увы – кто вы?», «сгинули – спинами»… хорошо, не правда ли? Напоминает сложные составные рифмы самого Владимира Маяковского.
Но продолжаем читать:
Как в тёмном партере,
без астр и ландышей,
стоите потерянная
в тумане кладбища.
Вы кто?
- Нет повода
писать, выискивать,
гудком на проводе,
газетной вырезкой.
Мы видим обрывки мыслей, поначалу будто и не связанные между собой, очень широкие мазки, сквозь которые начинает проступать трагедия чьей-то жизни (жизней)?! И опять это тревожное: «Вы кто?», ведь уже было: «Но кто вы, за этими черными спинами?» Так кто же? Ни жена, ни сестра, ни родственница. Просто любовница? Или все же самая родная и любимая?
Вполне возможно, что прообразом этих строк является Вероника Полонская, не имеющая прав на поэта и его наследие. Только Лиля Брик по завещанию могла получить все права и потому поспешила примчаться из-за границы к гробу любившего её поэта?
Сцена третья
Глаза отводите,
от той, что попросту...
ну, как раздавленная...
ну, как над пропастью,
у изголовья стоит усопшего. (не совсем корректная инверсия)
"Она базарщина, деревенщина",
но сколько общего
у вас с той женщиной?!
Какая силища может столкнуть лбами жену и любовницу в одном и том же месте, в один и тот же час? Только смерть любимого. А здесь, мне думается, речь идёт уже об Ольге Ивинской, которая вот так же стояла, не допущенная до гроба любимого. Отрывок явно ассоциируется с похоронами Б. Пастернака, которого Маяковский очень любил. Там, на похоронах, жена поэта (Зинаида Пастернак) и любовница (Ольга Ивинская) и встретились взглядами.
Опять сложная рифмовка «попросту-пропастью», «деревенщина-женщина», «усопшего-общего», подобная рифмовке молодого Бориса Пастернака.
Сцена четвертая (финальная)
Перечитывать письма, всех романов пригоже, (запятая после "письма" не нужна)
когда вечно дожди, когда лень и за тридцать.
Его зонт, пиджаки и перчатки в прихожей,
как в прокуренной кем-то гримёрке Патриции.
Ни звонка, ни шагов и на шторы уставясь,
она тихо лежит на отравленном ложе.
Ей как после аборта, - одна и пустая, (грамматически неверная фраза "Ей, как после аборта,…)
станет старше.
А тот, что придет - моложе.
Перед нами новый образ любовницы по имени Патриция...
Соглашусь с автором! Настоящие письма лучше любых романов … Любить безумно и знать, что у любимого есть ещё кто-то, кому так же дороги вещи, к которым прикасались любимые руки.
История жизни Патриции Нил, американской актрисы трагична. Вот что о ней известно : «В 1949 году на съёмках фильма «The Fountainhead» Патриция без памяти влюбилась в самого на тот момент востребованного голливудского актёра, Гэри Купера, который был старше её на четверть века. После того как жена Купера заявила официальный протест, а его дочь публично плюнула в Патрицию, её связь с кумиром миллионов стала достоянием журналистов. Под влиянием общественного мнения актриса вынуждена была расстаться с Купером и сделать аборт».
Измена опустошает, внутренняя пустота гораздо тяжелее, чем внешняя. Её нечем заполнить…Но пока жизнь течет в жилах, каждая из нас верит, что ещё полюбит так же сильно, если, конечно, сможет. Но, увы, станет старше на одну любовь, на одну измену, а тот, кто придет, будет моложе, ибо он еще не знает, что любовь и боль всегда рядом!
| Помогли сайту Реклама Праздники |