Произведение «Минойцы и их верования» (страница 1 из 11)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Ужасы
Темы: история
Автор:
Читатели: 2312 +3
Дата:
Предисловие:
Рассмотрено становление минойской цивилизации со времён раннего неолита; её генетическое родство с культурой этносов Древней Анатолии. Культово-мифологические представления минойцев и их божества представлены в свете прочтения графем, содержащихся на древних фресках, кольцах, росписях саркофагов и чаш (рисунки в альбоме,
 см.в верху раздел "Фотографии").

Минойцы и их верования

                                                         
                                                  Михаил Зильберман
                                              Минойцы и их верования.

Рассмотрено становление минойской цивилизации со времён раннего неолита; её генетическое родство с культурой этносов Древней Анатолии. Культово-мифологические представления минойцев и их божества представлены в свете прочтения графем, содержащихся на древних фресках, кольцах, росписях саркофагов и чаш.

                                         
                                    Одно из значений слова "Крита (krta)" на  санскрите - "хороший". 

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов, 
В городе Кносе живущих. Едва девяти лет достигнув,
Там уж царем был Минос,  собеседник Крониона мудрый.
                                                                ("Одиссея", XIX)


Гомер и его современники всё ещё хорошо помнили о некогда былом величии Крит-ской морской державы. Как известно, эгейская культура, и, в частности, критская, яви-лась непосредственной предтечей культуры эллинов.
В наши дни остров Крит имеет длину ок. 250 км, а его наибольшая ширина составляет 57 км. "Тот, кто проезжал мимо Крита на пути из Египта, никогда не забудет угрожаю-щего и не¬приступного вида этого (скалистого) берега" (Дж. Пендбери "Археология Кри-та". 1940). К северу от Крита расположен Кикладский архипелаг с печально извест¬ным островом Тира (Thira), вулканическая активность на котором длится тысячелетия, и кото-рый нахо¬дится ¬ в 60 км от Крита.
Таковым ли был Крит в эпоху раннего неолита, когда ещё не образовался Гибралтар-ский пролив, а Средиземное море ещё не приобрело современных размеров?
Когда воды Атлантического океана прорвались через Гибралтар, то уровень Средизем¬ного моря поднялся, как считается, почти на 130 м. Исследователи полагают, что до 90% объёма воды в Средиземное море поступило всего за 2-3 десятилетия, а в начале скорость подъема воды достигала нескольких метров в сутки.
Как установлено, в ледниковом периоде поры ок. 18000 г. до н.э. уровень моря и был ниже современного на 130 м. В эпоху же ХI-V тыс. до н.э. один из оптимумов (тёплый период) голоцена инициировал в VIII-VI тыс. до н.э. многометровое повышение уровня мирового океана (считается, что конец данного ледникового периода наступил ок. 8000 г. до н.э.). И образовались проливы Ла-Манш и Па-де-Кале (на дне пролива Ла-Манш найдено поселение, датированное ок. VII/VI тыс. до н.э.). Определено, что в наше время глубины Балтийского моря составляют в среднем 50 м, а в заливах - значительно меньше (и которые прежде, несомненно, были обжитой сушей). Глубины большей части Север-ного моря - менее 100 м, а на отмелях-банках - менее 20 м. Средняя глубина Белого моря, образование которого и относят примерно к X-VIII тыс. до н.э., составляет 67 м. Глубины Карского моря, расположенного преимущественно на  шельфе, - 50-100 м.
Наименьшая глубина Гибралтарского пролива - 53 м. По берегам этого пролива возвышаются обрывистые скальные массивы, которые и носят наименование "Геркуле-совы столбы": это - Гибралтарская скала на севере и гора Джебель-Муса на юге пролива. Согласно мифу, создание столбов - один из подвигов Геракла. Так, в Таррагоне (Катало-ния), на стене старинного мавзолея, обнаружена роспись, на которой изображено созвез-дие Рака в момент летнего солнцестояния (эра Рака - период 8750 - 6600 гг. до н.э.), под знаком которого показан могучий Геракл, раздвигающий скалы этого перешейка (Луи Шарпантье  "Гиганты и тайна их происхождения". 1998).
Существует гипотеза (D. Garcia-Castellanos, F. Estrada и др. "Catastrophic flood of the Mediterranean after the Messinian salinity crisis"), согласно которой более 5 миллионов лет до н.э., в течение трёхсотлетней сильнейшей засухи, существовавшее тогда Средиземное море (как остатки древнего океана Тетис) практически высохло, превратившись в озеро или систему озер. Более того, тектоническая активность в регионе (архипелаг Санторини) привела к тому, что на месте Гибралтарского пролива образовалась стена (перешеек), которая окончательно отгородила высыхающее море от океана. Таким образом, Крит, Кикладский архипелаг и др. острова в то время вполне могли являть собой единую сушу, соединяющуюся с материками ещё в VII тыс. до н.э., и анатолийские мигранты-земледельцы того времени вполне могли мигрировать, в частности, на Крит, по суше. 
Знаменательно, что сравнительно недавно в окрестностях города Плакиас (южное побережье острова Крит) найдены (T.F. Strasser, Е. Panagopoulou ж-л «Hesparia». 2010) каменные топоры (рубила), скребки и ножи (ок. 130 тыс. лет до н.э.), напоминающие по форме орудия «ашельской» культуры.
Ранненео¬литические же артефакты на Крите, как известно, представлены только в ма-те¬риалах из Кносса (выявлены прочные связи (акцентируется, что не торговые) раннего поселения в Кноссе с Анатолией, причём, "памятники принадлежат искон¬ному населе-нию Крита... (и) иммиграция этого населения или его отделение от остальной мас¬сы со-родичей относится к очень раннему времени (Дж. Пендбери "Археология Крита". 1940).
Так, находки сделанные в Кноссе (нижняя дата - 6100 г. до н.э.; Питер Уоррен), пока¬зали, что в жертву критской богине-матери (видимо, и ей, и богу-отцу, как в Ханаане) в ту пору приносились дети с возможным последующим ритуальным их поеданием. Отметим, что новорождённые жертвовались Великой богине и в материковой Греции, где детей от¬носили на вершины гор, и грифы, птицы богини Неба на Ближнем Востоке, склёвывали их плоть.
Среднене¬олитические же артефакты обнаруживаются во многих местах Северного и Восточного Крита. Так, в этот период (на Крите и на Кикладах) появляются антро-поморфные изображения божества в виде статуэток (которые, как неоднократно отмеча-ется, имеют черты ясно выраженного сход¬ства с подобными изделиями из Малой Азии) - глиняных плоских и приземистых фигурок, с отчётливыми признаками стеатопигии, в сидячем положении или на корточках (по-видимому, рожающая богиня-мать) - параллель к "палеолитиче¬ским Венерам". В ту эпоху были распространены и "каменные булавы, обработанные шарообразно или слегка сплющенные на обоих концах". Важно отметить, что булавы азиатской грушевидной формы были обнаружены в Библе (Ханаан) периода VI-V тыс. до н.э. (Юн¬кер. Ibid., 1929. 156 ff); к северо-западу от Каира в селении (V-IV тыс. до н.э.) Меримда Бени Салам; а также и на урукских печатях (храм Э-анна).
Выявлено, что в период неолита на Крите общей нормой были одиночные погребения в пещерах и под скальными навесами (К. Branigan "The Foundations..." P. 152 f.). Так, одно из захоронений поры среднего неолита обнаружено в Фесте. Здесь в  (небогатый, что характерно) погребальный инвентарь входили (Дж. Пендбери): миниатюрные (изготов¬ленные специально для погребения) сосуды, женская фигурка и много морских раковин, а также камень (большой кусок магнит¬ного железа). Следовательно, если в сосудах усмат¬ривать (как было принято в Ойкумене) эмблемы лона Всеобщей матери, то в ту пору бытовала (наиболее ранняя) концепция возрождения к новой земной жизни (моление о благополучном и скорейшем порождении нового тела родича возносилось устроителями неолитического погребения к обеим ипостасям Единого бога - и богине-матери (сосуды, фигурка и раковины), и богу-отцу (камень)). Если же эти сосуды (модели) помещались в погребение как предметы обихода в загробном мире, а не как атрибуты моления (что менее вероятно для критского раннего неолита (см. ниже)), то посмертная участь виделась в пребывании в "Мире предков", мире инобытия преисподней (заметим, что позднее в состав погребального инвентаря захоронений обы-ч¬но входили предметы повседнев¬ного обихода (т.е. концепция посмертной участи время от времени модифицировлась, как, практически, и во всей Ойкумене)). Отметим, что состав погребального инвентаря минойских захоронений (ингумация, обычно "поза эмбриона"), относящихся к эпохе неолита и ранней бронзы (с последним периодом соотносятся укра¬шения, оружие, печати, каменные топоры и молоты, "жернова", сосуды и т.п.), и предпо¬лагает существование у минойцев концепции веры в посмертное инобытиё в иномире преисподней.
Для критских могильников III тыс. до н.э. характерны два основных типа погребаль-ных сооружений: большая "коммунальная" усыпальница или т.н.  толос - круглая камен-ная постройка с входом в виде коридора-дромоса и купольным перекры¬тием потолка, и небольшой семейный склеп или оссуарий - прямоугольная конструкция с несколькими отсеками, в которых помещались одиночные захоронения.
Следует отметить, что если в неолите (и изредка позднее) погребали в пещерах и ямах, то в конце раннеминойского периода, наряду с обычаем хоронить в склепах и толосах, практикуются и погребения в небольших каменных ящиках (цис¬тах), в глиняных гробах (ларнаках) и в больших глиняных сосудах яйцевидной (или заострённой) формы - пифосах (так, некрополь в Арха¬несе (15 км от Кносса) существовал в период ок. 2400-1200 гг. до н.э. (супруги Сакеллара¬кис)). При этом, как известно, толосы, цис¬ты, ларнаки и пифосы соотносились с чревом богини-матери (как ранее ямы и пещеры). Как выясни¬лось, в качестве погребального инвентаря в пифосы, помимо прочего, нередко также помещались уменьшённые предметы обихода (модели утвари). Так, в одном из погре¬бальных сосудов (материковая Греция; среднеэлладский период (XX - XVII вв. до н.э.)) обнаружены: маленький котелок, булавка, кинжал (всё из бронзы), фрагмент тонкого зо¬лотого кружка. В другом сосуде (того же периода) найдены четыре булавки, два кремневых наконечника для стрел, глубокий котелок, в котором лежало несколько брон¬зовых предметов. Внутри этого погребального сосуда, смешавшись с костями, находи¬лось несколько длинных бронзовых булавок, фрагмент серебряного сосуда. В сосуде же, дат. XV в. до н.э., не находилось ничего, кроме скелета.
Примечательно, что настойчивый молитвенный призыв (обращение), традиционно  возносимый минойцами предпочти¬тельно своей "Владычице" о ско¬рейшем и благополуч¬ном (в части сходства) порождении инотел для загробного инобытия в иномире (веро¬ятно, по образцу небесного Дуата египтян), выразился в окрашивании минойских гроб¬ниц в голубой цвет (Alexiou St. Op. cit. P.116). Как отмечает проф. Ю.В. Андреев, "голубая краска... (весьма) широко использовалась при оформлении погре-бальных соору¬же¬ний той эпохи. В этот цвет (цвет ясного Неба) были выкрашены потолки и полы ряда критских гробниц и... предметы из состава погребального инвентаря: курильницы, алтари-треножни¬ки... сарко¬фаги" и т.п.. Характерно, что не только на Крите (например, в Катсабе), но и в Гераклионе (Египет) деревянные саркофаги окра¬шивались в голубые цвета. Вероятно, поэтому в пог¬ре¬бальный инвентарь раннеминойских мо¬гил редко входят фигурки богини-матери.
Уместно отметить (Дж. Пендбери. 1940), что "как это вообще характерно для перво-бытных времен [то же, в частности, отмечается и у этрусков, см. ниже], архитектура

Реклама
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама