Blue Hope/Голубая Надежда
Корень Зла
Уходя, не уйду...
И в цирке тоже плачут
Почему ты грустный, клоун?
По щеке бежит слеза...
Я не плачу, это просто
Пыль попала мне в глаза...
(стихи автора)
"Жизнь - это цирк, где каждый мечтает стать режиссёром или артистом, но большинство стали дрессировщиками животных"
(Стас Янковский)
Все свои туры Михаил Болдуман проводил с любовью. Он нашёл для себя настоящее дело. Не сравнить с дрессурой животных. Нравилось ему общение с людьми. А с животными, если и поговоришь, ответа не услышишь и ничего не обсудишь. Да и цапнуть могут. Мало не покажется! Михаил знал, что последствия бывают печальными.
"В цирке выступления клоунов нередко бывают лучшими номерами программы"
(Бернард Шоу)
- Ни в одной профессии нет мелочей...А с какими животными я мог бы работать? Вот интересно!
Болдуман мысленно стал перебирать известных ему дрессировщиков и группы зверей, которых они "укротили".
По традиции работающих с хищниками называют укротителями, хотя это не совсем верно.
- Но укрощение и дрессура - разные вещи, считает дрессировщица белых медведей Юлия Денисенко, представляющая третье поколение цирковых артистов в своей семье. - Мы, дрессировщики, пытаемся с ними договориться, как-то заинтересовать животное. Чтобы он сам к нам шёл, брал из рук какие-то вещи. Для этого он должен нам доверять.
- Согласен с Юлией.
Михаил задумался.
- Это в старое время цирковых артистов, работающих с дикими животными называли укротителями. Укротитель усмиряет пойманных на воле зверей, приручает, а затем их учит делать то, что он задумал, то есть дрессирует. В настоящее время большинство хищников рождается в неволе. После приручения артист начинает учить зверей. Он - дрессировщик.
- Первая дрессировщица для меня, естественно, мама - Наталья Дурова. Со своими подопечными - тиграми- она занималась больше, чем со мной.
Михаил сжал зубы. Это было у него свидетельством того, что он расстроился. Но постарался взять себя в руки, ведь уже достаточно взрослый, чтобы простить все обиды. Но вот забыть, вряд ли.
Михаил глубоко вздохнул, слегка задерживая дыхание, и резко выдохнул. Сделал так несколько раз. Это его окончательно успокоило и он стал рассуждать дальше.
- Не каждому мужчине под силу справиться с полосатыми "кошечками". Чтобы они потом дружно поплыли, как это было в фильме "Полосатый рейс", где дрессировщией выступила Маргарита Назарова. (1)
"Ап! И тигры у ног моих сели.
Ап! И с лестниц в глаза мне глядят.
Ап! И кружатся на карусели.
Ап! И в обруч горящий летят..." (2)
Недаром один из крупнейших знатоков цирка Кобер сказал:
"Тигры - венец всего искусства дрессировки хищников."
К этому искусству дрессировщика ведут тропы тернистые, чреватые неожиданностями и загадками. Не каждому дано пройти. Нужна особая закалка. И любовь к животным, а также к своей работе.
Я от страха себя отучал постепенно,
Я отрёкся от всех мелочей бытовых,
И теперь каждый вечер на эту арену
Вывожу дрессированных тигров своих...(2)
- Да! Тигры смотрятся эффектно! Зрелищно выглядят и слоны, - продолжает размышлять Михаил Болдуман.
Заслуженный артист РСФСР Александр Николаевич Корнилов создал аттракцион "Слоны и танцовщицы". Дело продолжил его сын Анатолий.
Слон танцует, и поёт,
И садится, и встаёт,
Хобот вытянув, ложится,
Машет тоненьким хвостом...
(С.Козлов)
Сразу вспомнились детские стихи Агнии Барто.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
В номере Корнилова изящные балерины и кажущиеся неуклюжими громадные слоны выступают и как танцовщики, и как акробаты, и как эквилибристы.
Жизнерадостную группу дрессированных шимпанзе подготовили Ванда и Валентин Ивановы.
У Виктора Тихонова - интересный номер с яками и овчарками. Тихонов первым добился большого успеха в дрессировке крупных собак, которые стали акробатами-сальтоморталистами. Сейчас с этой группой работает его сын.
Болдуман вздохнул.
- Да...И здесь династия. Но дети цирковые постоянно с родителями, а я с отцом, маленький мальчик, который тихо ненавидел этих тигров, забравших маму.
Даже не помогло то, что Наталья Дурова подарила сыну собаку. После того как он прочитал "Каштанку" Чехова, она надеялась, что заинтересует мальчика цирком. (3)
На арене экзотические животные!
- Так...А что с экзотикой?
Не подумайте, что Михаил имел в виду бананы, ананасы, кокосы. Он имел в виду экзотических животных, необычных, диковинных, причудливых. Это, прежде всего, рептилии - змеи, ящерицы, крокодилы.
Крокодила на манеже можно увидеть очень редко. А вот в Санкт-Петербургском цирке "Чинизелли" крокодилы...поют! "Египетский гамбит" это единственный в мире аттракцион с участием двадцати крокодилов-гигантов " с смертельным номером:
Очень редко можно увидеть на манеже крокодила. В Санкт-Петербургском цирке "Чинизелли" крокодилы...поют! Это единственный в мире аттракцион с участием двадцати крокодилов-гигантов "Египетский гамбит" с смертельным номером: голова человека в пасти четырёхметрового аллигатора. Укротитель зелёных страшил Юрий Матвиенко признавался:
- Ладить с аллигаторами очень тяжело. Они - глупые животные, с плохой памятью, плохой реакцией. Одно дело открыть крокодилу рот и залезть туда с головой, но совсем другое - научить их петь под аккомпанемент инструментальной музыки. Притом, что дирижировать весь процесс будет… обезьяна Даша.
А мозг удава крайне примитивен, он не способен понять, что от него хотят. К тому же удав напрочь лишён слуха и, следовательно, не может воспринимать звуковую команду. При таких весьма ограниченных "артистических" данных удава используют в цирке лишь для демонстрации борьбы с ним.
Ещё в XX веке номер "Борьба с удавом" рекламировался как сенсация. Но, конечно, в такой борьбе больше театральности, элементов игры, чем действительного единоборства человека с удавом. Ведь могучие кольца удава способны задушить даже быка. Мускульная сила удава необычайна. Поэтому для артиста, выступающего с удавом, всегда существует реальная опасность нападения со стороны его подопечного.
Работа с удавом требует большой осторожности и знания его повадок. В процессе многочисленных репетиций удав постепенно привыкает обвиваться вокруг своего хозяина без применения мускульных усилий.
Трудно бывает предугадать неожиданности в поведении удава - от предельной пассивности он может внезапно перейти к необузданной ярости. Артист всегда должен быть, как говорится, начеку. Одно из условий спокойствия удава - своевременное, обильное кормление и содержание в тепле. Испытанное средство защиты от него - умение быстро и ловко схватить удава за голову, чтобы избежать серьезных ран от его острых зубов. (4)
Ап! Леопарды у ног его сели...
Леопарды достались Александру Федотову от другого дрессировщика.(5) Задумываясь о будущем номере, он внимательно изучал методы работы опытных и талантливых артистов. Сам кормил, чистил клетки, часами разговаривал с леопардами, приучая к своему голосу. Звери принимали пищу без особой враждебности.
- Когда же можно будет войти к ним? - думал он. - Разве не нападали хищники на человека и после нескольких лет доброго знакомства?
Наконец наступил день, когда Александр вошёл в клетку. Внешне спокойный, в обычном костюме, но внутренне напряженный и сосредоточенный. Стал ждать, пока по длинному туннелю из решёток пригонят Фифи и Уллу. Леопардихи вбежали, пригибаясь на сильных лапах, злобно рыча, скаля клыки, ещё более крепкие, чем у льва.
- Звери возбуждены, - понял Федотов. - Не такие, как в клетках. Почему? Но сейчас не до анализа: надо заставить их сделать несколько трюков.
Улла нехотя прыгнула на перекладину и пошла. Послушалась и Фифи. Дрессировщику стало как-то спокойнее.
- Хорошо! Молодцы! - подбодрил он зверей и отправил их в клетки.
Вызвал Неро, Раджу и Принца. И они проделали азбучные трюки.
Федотов вздохнул.
- Первое испытание закончилось!
Потекли дни, вернее, ночи репетиций. День ото дня звери становились спокойнее.
- Кун никогда не репетировал! - понял Федотов
Вход в центральную клетку означал для зверей истязания и мучения: за восемь лет они привыкли к этому. И леопарды не могли не уловить перемены: бич и палки в руках Федотова редко приходили в действие, чаще на длинной вилке протягивались куски мяса.
Через три месяца Александр начал выступления с пятью леопардами и всем громоздким хозяйством, оставшимся от Куна.
- Трудно всё предусмотреть, даже если автором сценария является сам дрессировщик, - думал Болдуман.
"...нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Животные - не меньшие братья и не бедные родственники, они - иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий"
(Генри Бестон, писатель-натуралист)
Цезарь, красиво балансируя на шаре, катал его по рейкам, лежащим на высоких тумбах. Однажды Акбар стащил его за заднюю ногу. После долгого лечения тигр с большой неохотой шёл на шар. Но тогда на него напал Тарзан и разорвал Цезарю запястье. До самой смерти тигра нельзя уже было заставить катать шар. Трюк ассоциировался у него с нападением и болью.
"Все аргументы, чтобы доказать превосходство человека разбиваются в пух и прах об один непреложный факт: в страдании, мы с животными равны"
(Питер Сингер - австралийский философ и автор книги "Освобождение животных")
Когда Акбар после исполнения очередного трюка шёл на место, Раджа напал на него. Теперь, как только произносилось имя забияки, Акбар вскакивал и удирал. Его брат Бемби пугался и тоже пускался наутёк. Раджу Федотову пришлось исключить из этого трюка. Но Акбар и Бемби запомнили, что за словом "Раджа" следует боль и тревога. Теперь стоило им закапризничать, как Александр Николаевич произносил: "Раджа" - и упрямство как рукой снимало.
Бывало и наоборот: звери помогали дрессировщику. Акбар всегда медлил прыгать через два заклеенных бумагой обруча. Даже незначительная остановка сказывалась на чётком спектакле. Очень исполнительная Улла, охотно, а иногда преждевременно стремящаяся сыграть свою роль, решила поторопить товарища. Без всякой злости легонько укусила Акбара за ногу, чтобы он скорее освободил место на тумбе. С того вечера Акбар исправился.
Вот такие они, умные животные!
"Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком"
(Артур Шопенгауэр)
Народный артист РСФСР Александр Николаевич Александров-Федотов выработал свою пластичную манеру поведения на манеже. Строгость и
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Всегда хочется предложить дрессировщику поменяться местами со зверем. И попрыгать за кусок хлеба через тумбы или огненный обруч...