"Стелла", роман, четвёртая часть
Четвёртая часть
Любовь никогда не перестаёт, хотя
и пророчества прекратятся, и языки
умолкнут, и знание упразднится…
Библия
***
ИТАК, УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ, Стелла, как говорят спортсмены, вышла на финишную прямую. Она дописывала заключительную часть своего первого романа в кабинете, в котором написала почти все свои произведения.
До встречи Альберта и Стеллы, на которой она должна дать ему свой ответ, осталось чуть больше месяца. (Если вы помните, она начала писать книгу в начале сентября.)
И за всё это время Альберт звонил ей четыре раза: хотел узнать, успеет ли она дописать книгу к назначенному времени, к восьмому марта, или нет.
«Альберт, ты мешаешь мне работать!» - отвечала Стелла каждый раз. Альберт не обижался на резкие ответы любимой и думал: «Дела идут. Отлично!»
Кира, известная писательница, знала, как важна концовка или финал (как хотите) в любом произведении и то, как необходимы условия для его написания, и она, давшая слово, что будет с нетерпением ждать звонка от Стеллы, держала его.
Мать Стеллы звонила дочери раз в неделю. Если же дочь не отвечала на звонки, перезванивала Матрёне и спрашивала: «Как дела у Стеллы?» Матрёна отвечала: «Слава богу, работает! Иногда приходит домой на ужин, принимает ванны и спит в своей комнате. Но всё время молчит, а мы не беспокоим…» Марина Владимировна, довольная таким ответом, говорила: «Присматривайте за дочерью, Матрёна. Спасибо вам за всё, что вы делаете для нас».
Словом, все ждали завершения работы: Альберт, мать, отец, сёстры, Кира… и, конечно же, издатель. Всем, бесспорно, было интересно, что же Стелла создаст на этот раз? Чем она удивит всех? Что предъявит им такого, что они ещё не читали, не чувствовали, не видели? Чем оправдает своё «бегство» от семьи, от мира, от Альберта в мир литературы, и глубокое погружение в саму себя? Чем докажет своё совершенство в искусстве, на котором лежит печать творческого таланта и виртуозного мастерства?
Пока наша писательница работает над последней, заключительной частью, посмотрим, чем же должен обладать человек, решивший написать литературное произведение. Какими качествами и врождёнными навыками?
Во-первых, он должен обладать - талантом художественным. Художественный талант – творческая одарённость в искусстве. Она предполагает наличие определённых физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности тела для балерины, острого чувства цвета для художника, образности и художественного воображения для писателя.
Во-вторых, - индивидуальностью. Индивидуальность в искусстве – неповторимое своеобразие личности художника, особая форма его бытия и деятельности, придающая уникальный характер результатам его работ. Чтобы наиболее полно проявить данные от природы способности, художник должен обрести свою личностную самобытность. Стать обладателем таких свойств, как целостность, неповторимость, активность в утверждении своей мировоззренческой, эстетической позиции.
В-третьих, - вдохновением. Вдохновение – высший подъём духовных и физических сил художника в процессе создания им произведения искусства. Как психологическое явление вдохновение характеризуется огромной внутренней сосредоточенностью индивида на объекте творчества; строгой избирательностью внимания, оптимальной интенсивностью и продуктивностью эвристической деятельности; относительной лёгкостью, с которой рождаются и материализируются художественные образы.
Этими врождёнными качествами и должен обладать художник, в нашем случае, писательница.
Но для написания произведения, безусловно, необходимо знать, что такое произведение и как его создать. Поэтому он обязан, кроме всего прочего, знать, что такое тема.
Тема – главный объект изображения в произведении искусства, результат художественного осмысления жизненных явлений. В искусстве тема имеет двойственную природу, что обусловлено единством объективного и субъективного в содержании продукта художественной деятельности; с одной стороны, тема представляет предмет художественного изображения как объективно существующий; с другой, – является элементом художественного мира, созданного автором. Тема выступает как идея произведения. Есть вечные темы, в которых осуществляется живая память искусства: добро и зло, жизнь и смерть, власть и свобода, любовь и красота, поиски смысла жизни. Как говорится, выбирай любую. Это первое.
Второе - сюжет. Сюжет – развёртывание действия во всей его полноте, развитие характеров, человеческих переживаний, взаимоотношений, поступков, взаимодействие персонажей и обстоятельств. Сюжет органически связан с идеей произведения и является способом её развития.
Третье - персонаж. Персонаж – художественный образ человека, совершающего поступки в определённой ситуации. Персонаж, помимо переживаний, наделён определённым внешним обликом и чертами поведения. В составе персонажа можно выделить духовное ядро личности, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, волевую энергию, формы сознания и поведения…
Четвёртое (и последнее, чтобы вас не утомлять) - фабула. Фабула – цепь основных событий в произведении искусства, его событийное ядро. В основу фабулы могут быть положены факты, взятые писателем из реальной жизни, истории человечества, мифологии… Фабула выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета…
Это, уважаемый читатель, если коротко о том, сколько нужно знать, чем необходимо обладать и как всё это воплотить в произведение, которое сейчас пишет Стелла, безусловно, обладающая всем тем, о чём написано выше.
Если и вы, внимательный читатель, обладаете талантом, вдохновением, индивидуальность и знаете (уже посвящены), что такое сюжет, фабула, тема, персонаж в литературном произведении, не откладывайте, а приступайте немедленно к созданию своего первого произведения.
(Между прочим, многие из нас мечтали в юности стать писателями, поэтами, композиторами, художниками…) И кто знает, возможно, вы осчастливите человечество новым литературным шедевром. Я не шучу! Советую вполне серьёзно! И примеров этому немало. А может быть, и мне посчастливится написать свой литературный памятник, если однажды глубокой ночью звёзды прольют на меня свой свет, луна заглянет в мою комнату, и я увижу ангела за моим столом…
Посмотрим в Интернете, что же пишут о творческих людях психологи, философы, критики? Что представляют собой люди превратившие творчество в образ жизни? Какие они? Итак,
какими нам представляются творческие люди? Их профессия или, по крайне мере, хобби, связаны с творческой деятельностью – музыкой, литературой, искусством, актерским мастерством. Впрочем, они могут быть не только гуманитариями – например, исследователями, изобретателями, учеными.
У них богатая фантазия, богатый внутренний мир. Как правило, они являются сильными личностями, живущими по своим правилам игры и пренебрегающими общественными стереотипами. Творцы мыслят нестандартно, некоторые их поступки не поддаются нормальной человеческой логике. Они действуют под влиянием эмоций, желаний и своего воспаленного воображения.
Творческие личности могут быть как «белыми воронами», «никем непонятыми», «людьми не от мира сего», так и «лидерами общественного мнения», «звездами», кумирами миллионов. Могут вести себя вызывающе, экзальтированно, эпатировать публику. И, напротив, быть людьми замкнутыми, необщительными, пребывающими в своих мыслях.
Творческие люди даже одеваются не так, как все. Одни, благодаря обостренному чувству красоты и эстетки, становятся иконами стиля, законодателями модных тенденций. Другие, пребывая в «высших материях», напротив, не уделяют внимания своему внешнему виду, надевая то, что «попадется под руку».
У них другая система ценностей? Некоторые звезды кино и эстрады не пренебрегают хорошо оплачиваемыми съемками в рекламе. В то же время, СМИ буквально недавно трубили о российском математике Григории Перельмане, отказавшемся от денежной премии в размере миллиона долларов.
Какие же мотивы руководят творческими людьми – удовлетворение собственных амбиций, чувство собственной значимости, восторги публики, желание принести пользу человечеству или просто жизнь в свое удовольствие?
Творчество с научной точки зрения
Конечно, творческие способности (или, как сегодня модно говорить – креативность) в той или иной мере присущи каждому человеку. Примерами творчества могут быть кулинарные эксперименты домохозяйки или нестандартное решение математической задачи школьником.
Как мы помним из курса школьной анатомии, человеческий мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логические операции и анализ, правое – за абстрактное мышление, воображение и творчество. Почему же «творческими личностями» мы называем если не единицы, то, по крайней мере, меньшинство людей?
По одной из версий, творческое начало вообще не имеет никакого отношения к человеку. Созданием шедевров искусства или научными открытиями мы обязаны «высшим силам» божественного или демонического происхождения. Например, классик английской литературы лорд Байрон полагал, что во время создания поэтических произведений в него вселялся «демон». Итальянский живописец Микеланджело, напротив, считал, что кистью художника водит Бог. Некоторые творческие люди верят в то, что они получают указания свыше. Чайковскому создавать музыкальные произведения помогал некий «внутренний голос». Менделеев увидел свою таблицу элементов во сне. Моцарт говорил о своем творчестве: «Я тут ни при чем».
Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд видел в творческой деятельности земные корни – неудовлетворенные (в том числе и «запретные») сексуальные желания человека. Для обозначения процесса перехода сексуальной энергии в творческую он использовал термин «сублимация».
Карл Густав Юнг, последователь Фрейда и автор теории архетипов, считал, что в каждом человеке присутствует «темная сторона» (архетип «тень»). Это не только «социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти». «Тень» – это и источник жизненной энергии, фантазии, вдохновения и творчества. Согласно Юнгу, задача человеческого «эго» состоит в том, чтобы направлять энергию «тени» в нужное русло. Ничто так, как творчество, не помогает нам обуздать темную сторону своей натуры, открыто выражая свои эмоции, самореализовываясь и при этом обретая гармонию с окружающими миром.
Американский психолог Джо Пол Гилфорд, автор первых тестов на креативность, разработал определенные «параметры» творческих способностей (цит. по сайту Psyberia.ru):
1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.
2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность – способность производить
|