Произведение «Забытый Холм» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1688 +2
Дата:

Забытый Холм

В Тверской области, на северо-востоке , у границ с новгородскими землями, когда-то в 15 столетии был один из крупнейших монастырей того времени , возведённый Холмскими князьями- Рюриковичами и боярами Шереметевыми. История его печальна и назидательна , она как бы приоткрывает нам таинственную дверь понимания всей русской истории, в которой безжалостно сносились одни храмы, а на месте их возводились другие, рушились могучие стены оград святых обителей, на исторических местах и в культовых постройках появлялись административные мирские учреждения…

Та же участь , что и монастырь постигла и город , под которым он был основан . А основан он был у Красного Холма , где собирались русичи на битву с монголами в 1238 году . Город Холм , второй по значению в Тверском княжестве был вычеркнут из русской истории. Разрушения на Красном Холме , где ещё в языческие времена праздновалась «Красная Горка», где закликали весну красные девицы и стояли с незапамятных времён 2 храма (один из них столпный – брёвнами вверьх) были начаты церковью в 1820 году по распоряжению митрополита Филарета( Дроздова), а закончены в годы т. н. «хрущёвской оттепели» в 1960-е годы .

Есть много причин , исторических и экономических, согласно которым древний город и его монастырь и сегодня не устраивает временщиков , и потому делается всё возможное , чтобы прекратить окончательно его существование. Судьба маленького городка невидимыми нитями связана с Величием нашей забытой Богом страны и потому молчать больше нельзя , «Молчанием предаётся Бог»(Максим Исповедник)……….

После разрушений 30-х годов в монастыре учредили усадьбу ЖилКомХоза . Разрушения были прекращены , более того , на стенах Братского корпуса на юго-западе и Настоятельских келий на северо-востоке были установлены охранные доски как на памятниках архитектуры , истории и культуры Федерального значения , охраняющихся государством .

Удивительно , что обошли вниманием более древние руины белокаменного Никольского собора 15 столетия , построенного Аристотелем Фиорованти , согласно данным «Угличского Летописца» , Покровскую церковь 16 столетия и надвратную Вознесенскую церковь17 столетия с находящимся в ней таинственным входом в пещеры , о которых были осведомлены , судя по уголовному делу на некоего водителя Камкина , вылившего в эти самые пещеры солярку и за это злодеяние наказанного условно .

Когда охранных досок не стало никто не помнит и никто не озаботился их отсутствием . Кому они были нужны ? Уж конечно не местному населению жилкомхозовскому , которое постепенно и планомерно стали отселять из «чужой» федеральной собственности . Людей отселяли из казалось бы удобных и комфортабельных помещений , из уютных келий с тёплыми полутораметровыми в толщину стенами . Не понадобились они и для хранения продуктов , как и глубокие подвалы , где до революции , ещё с 17 столетия хранились тонны грибов , ягод , овощей и пр. Монастырь тогда был крупным феодалом , и к нему были приписаны около 5000 душ крепостных крестьян .

До сих пор сохранившиеся крыши и перекрытия поражают добротностью работы старых мастеров , и нужно было создать соответствующие условия , вывести монастырь полностью из-под административного контроля , чтобы добиться того , чтобы в прошлом году окончательно провалилась подпиленная бомжами крыша Братского корпуса 19 столетия . Нет , монастырь разрушают не потому , что таков пресловутый менталитет русских бомжей , уже давно не живущих в нём , он разрушается только потому , что у него нету хозяина .

Ни местная местечковая церковь , ни районная власть не хотят отвечать за памятник истории федерального значения . Оттого и ушли оттуда коммунальщики , что не хотели тратить деньги на ремонт , а электрики отключили свет и когда городские энтузиасты вместе с ещё доживавшими в нечеловеческих условиях аборигенами монастырскими всерьёз занялись уборкой территории и помещений , ремонтом пола и кладкой новых печей (Сигов И.В. с сотоварищи) , то тогда по распоряжению своего начальства электрики срубили остававшиеся 2 столба с проводкой с очевидною целью , чтобы монастырь уже никогда и никому не удалось восстановить . Нет хозяина и не надо – не будет монастыря , не будет лишней проблемы !

Надо полагать весь этот процесс разрушения санкционирован свыше . Так новый глава администрации В.Ю.Журавлёв на наше предложение оборудовать кельи , там где Сигов произвёл ремонт в позапрошлом году и отремонтировал печи , ответил , что это невозможно потому что за подключение отрезанного от электрического питания здания потребуют слишком больших денег – несколько десятков тысяч рублей , которых нет у бедного дотационного района .

Получается , что прежний глава администрации не разрешил из соображений техники безопасности разместить в исторических зданиях станки , с работы которых активисты мечтали начать ремонт монастырских помещений , а теперешняя бюрократия не хочет даже мириться и с подведением энергообеспечения . Охранные доски сорвали , проводку обрезали , бомжей отселили и оставили монастырь умирать . На мемориальной территории , в охранной зоне стоят частные дома , а недавно непосредственно у надвратной церкви в зоне исторических пещер появился новенький заборчик , оградивший картофельник и огород .

Смотришь на это и думаешь невольно , вот же нашлись денежные средства защитить своё добро , а на ограждение монастырской территории(раньше были шестиметровые стены 18 столетия) , или даже хотя бы на указательный знак о нахождении здесь одной из крупнейших обителей 15 столетия и древнейших белокаменных руин Тверской области – нет . А вот когда приехал целый автобус с журналистами из Тверской епархии зам. Главы администрации по социальным вопросам Цветкова О.М. заверила уважаемую прессу , что все краснохолмцы , как один , любят монастырь и хотят его возродить .

О том же говорил и священник Василий Симора из городского кладбищенского храма… Что когда-нибудь дойдут руки и всех он подведёт под монастырь и на праздники установят там крест . ( Забегая вперёд отметим , что крест поставили у Никольского собора доселе никем невиданный и неслыханный , сработанный из превеликого множества мелких досок местной гробовой конторы , а на нём Христос попирает ногами свою же победу , яко надпись НИКА оказалась на нижней перекладине православной, и вбили сей крест в бетонную бабку и закрепили арматурою стальною.) . Что сей крест будет означать никто так и не понял ? Смерть окончательную монастыря он будет символизировать что ли ?

Ольга Михайловна предлагала монаха там поселить , чтобы на него всю ответственность свалить , но о.Василий и приехавшие из Тверской епархии профессионально хором объяснили , что вот именно этого делать не надо , что монастырские руины и так в юрисдикции краснохолмского попа и совершенно необходимо и вполне достаточно того , что он в сем историческом месте иногда по праздникам молебны будет петь . Ну , а боженька услышит , проснётся в заблудивших в атеизме краснохолмцах заснувшая православная совесть , вот тогда и придёт время монастырь возрождать . «И не нужно зря суетиться» , - сказала умудрённая частыми зарубежными вояжами Марина Белорусова ,- «вот на цивилизованном западе , там не восстанавливают , а консервируют , как , к примеру , колонну храма Артемиды Эфесской . Так и нам … учиться у них надо . А приехали мы , чтобы местное неразвитое население вдохновить на добрые дела и возбудить в нём рвение к православной вере» .

Но это на словах , а на деле , уж как ни упрашивали краснохолмцы главу экспедиции епархиальной Тулина Андрея подъехать к храму Зосимы и Савватия Соловецких , что в 300 метрах от монастыря , не захотел сердешный , даже возмутился духом , вскричав , яко комсомольский работник нашего недавнего безбожного прошлого : «Здесь только я начальник , и маршрут автобусного движения составляю только я». Вот и оказались журналисты за столом с бутербродами у О.М.Цветковой . А жаль .

Храм Зосимы и Савватия восстанавливает местный житель монастырского села Слобода Юрий Иванович Чистяков в полном одиночестве . Он трудами праведными сам разобрал внутри храма стены межрайонного хранилища кинофильмов и уже до конца застелил полы . «Меньше кройся , больше стройся !» приговаривает поневоле Юрий Иванович , но если в ближайшее время не помочь ему заделать , хотя бы временно, ржавую крышу, все его труды пойдут прахом . Об этом кстати писали из администрации в Тверскую епархию , но получили оттуда вразумляющий пространный ответ , что когда храм будет отреставрирован , внутри будет установлен надлежащий иконостас , территория вокруг благоустроена , и к тому ещё построены здания для церковного клира – вот токмо тогда и епархия поставит вопрос о возможности прислать туда священнослужителя .

Откушали освящённые журналисты и собрались домой в Тверь . И сколько ни просили Тулина подъехать в центр исторического города – напрасно старались – не разрешил . Автобус уехал , а обескураженные краснохолмцы остались окончательно без надежды на понимание , и теперь уже не только со стороны администрации , но и со стороны церковного управления .

Прошла неделя и появились статьи о монастыре сразу в нескольких тверских газетах , прозвучала информация по областному радио и ТВ . Более того , над руинами Никольского собора установили «козырёк» . «Козырёк» на три оставшиеся стены сварганили из б/у –шного материала : полугнилых досок , прогнившей толи . На сие «богоугодное» дело( т.н. консервационные работы) было затрачено более 200000 рублей . Первый же порыв ветра сорвал рубероид в разных местах по всем направлениям . Житель дома , что напротив монастыря, Белов А.В.( проживающий пос. Слобода , 1) тут же позвонил в область , приехали из Твери и на следующий день восстановили повреждения , но через день опять подул ветер и вновь растрепал куски рубероида и сломал доски . Зачем ставили гнилое укрытие ? Неужели было непонятно , что влага накапливалась благодаря неравномерному покрытию руин в отдельных местах , и таким образом «козырёк» не столько помогал , сколько содействовал разрушению памятника…? Что же , «освоили денежки»(из лексикона архитектора района Таировой А.А.) . Жаль , что их мало из области присылают… а то бы ещё освоили , как освоили 200000 рублей , когда разбирали леса колокольни городского Троицкого собора !

Семь долгих лет стояла в лесах величественная колокольня – единственный оставшийся не разрушенным архитектурный памятник – Символ нашего города . Предлагали и местные жители и приезжие и в местной администрации и в Твери укрепить старые леса и московскую артель реставраторов с правом проведения высотных работ нашли , но отказались от них … 200000 на разборку лесов выделили , а местным рабочим заплатили десятую часть . Куда остальные-то подевались ? Кого из администрации и из объединения «Кедр» порадовали «денежки» эти ? «Радует» нынче взгляд колокольня нелепой белой главкой с зелёной крышей , а с нижних трёх ярусов краснокирпичной фактуры окончательно осыпался уникальный гипсовый декор и никому не нужны оказались сбитые подростками капители коринфского ордера и

Реклама
Реклама