Произведение «О цикличности цивилизаций в их множественности» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 16 +2
Дата:
Предисловие:

К настоящему времени данные астрономических наблюдений показывают существование планет, подобных Земле (экзопланеты), но присутствие там цивилизаций, в частности, по энергетическим выбросам или каким-либо информационным сигналам не наблюдается. К каким выводам можно прийти на этом основании?

 

Ключевые слова: человек, разум, цивилизация, время, развитие, религия, наука.

О цикличности цивилизаций в их множественности


Существование множества экзопланет, обнаруженных недавно сравнительно близко от Земли, показывает, с одной стороны, их бесчисленное число в бесконечном мироздании, но, с другой стороны, никакой активности, характерной для высокоразвитых технологически и энергетически цивилизаций выявить не удалось [1].

К каким выводам можно прийти на этом противоречивом основании, и можно ли эти вывода считать в достаточной мере достоверными?

Понятно, что среди этих бесчисленных экзопланет с течением времени неизбежно создадутся условия, в которых примерно так же, как и на Земле. может развиться жизнь с ее пиком – цивилизацией.

Это открытие экзопланет похоронило вывод М. Харта [2], а также И. С. Шкловского [3] об уникальности земной цивилизации, который был сделан явно поспешно, как и гипотезу «трудных шагов» Б. Картера [4], который полагал, что медлительность эволюции предполагает уникальность создания разумного сообщества, так как эволюция не успевает создать это сообщество.

Конечно, сторонники приведенных гипотез могут сетовать на ограниченность и недостаточность данных о происходящем на экзопланетах, но тот факт, что последние существуют в разных временных диапазонах и число их безгранично, неопровержимо свидетельствует о возможности возникновения на них жизни, а значит, и цивилизаций хотя бы так, как это произошло на Земле.

К тому же, обнаружение как бы замкнутых на себе по жизнедеятельности экзопланет свидетельствует о том, что аборигены не стремятся или не могут выйти, по крайней мере, далеко за пределы своих планет в космос, раз продукты деятельности возможных цивилизаций на них никак не проявляются, включая выбросы энергии и значащей информации за пределы планет.

А это, в свою очередь, само по себе, указывает на неадекватность популярной по сию пору теории о безграничном развитии разумных цивилизаций.

Что же тогда остается для выводов из вышесказанного, если исключить возможную, но не обязательную гибель цивилизации в результате тех или иных катастроф, тем более что на Земле они также случались, однако пока без фатальных последствии для прогресса живого, который, тем не менее, как известно, не может длиться бесконечно в мире конечных вещей и процессов?

Значит, напрашивается однозначный вывод: цивилизации появляются на экзопланетах, как и на Земле, развиваются технологически и культурно до определенного предела, а затем схлопываются, появляясь через некоторое время, если условия для их существования сохраняются, снова и снова.

Что же касается замкнутости этих цивилизаций по месту собственного существования, то есть отсутствия их проявления ни в каком виде для «соседей по разуму», то приходится констатировать, что средств для выхода в дальний космос у цивилизаций не находится, поскольку они распадаются до этого.

Поэтому на повестке дня появляется проблема выявления конкретной естественной причины распада цивилизации, хотя, конечно, закономерность ее «кончины» как конечного явления в общем ряду явлений бытия, очевидна.

На наш взгляд, имеется вполне убедительный довод в пользу определения неизбежного естественного и сравнительно быстрого распада технологической цивилизации. Этот довод имеет с одного боку в основе опыт функционирования сложных систем в информационном потоке, а с другого - данные наблюдений усложнения и развития живых существ в ходе эволюции.

Ознакомим вкратце с этим опытом и данными наблюдений.

С достижением цивилизацией этапа всестороннего охвата населения доступными информационными потоками в виде интернета через телефоны, с одной стороны, погружающего его в пучину деградации в силу отсутствия необходимости самостоятельного добывания нужной информации и учебы для этого, ввергая общество в состояние застоя, и тем самым пресекая его развитие, а с другой стороны, потоки информации  становятся настолько объемными и труднопостижимыми для адекватной фильтрации ограниченным в этом отношении мозгом человека, несмотря на помощь искусственного интеллекта, что все системы управления, основанные в настоящее время на потреблении и анализе информации с помощью компьютеров, идут вразнос из-за неадекватных итоговых решений человека. Следствием этого процесса является потеря управления с возникновением ряда катастроф, несовместимых для существования цивилизации в прежнем режиме.

Другими словами, цивилизация как система начинает терять управление, в основном, вследствие лавинообразного поступления информации и невозможности ее обычной обработки. В связи с этим, сложившаяся ситуация не предоставляет времени правильно определить те немногие точки, к которым поведение цивилизации чувствительно, тем более что эти точки даже в обычных условиях не самоочевидны. В результате, большая часть цепочек обратной связи выводится в область отрицательной обратной связи, которая начинает генерировать экспоненциальное затухание процесса. А нелинейность системы при попытках ее перестроить в ухудшающейся ситуации и вывести на подъем блокирует все усилия, прилагаемые для изменения поведения системы. [5].

В ситуации информационного коллапса нет времени для правильного определения причин ухудшающегося поведения системы, и за них принимаются случайные симптомы. Если усилия направляются на устранение симптомов, то истинные причины остаются незатронутыми. Такое действие либо неэффективно, либо приводит к ухудшению ситуации. Таким образом, структура реальной системы из-за отсутствия способности организовать лавинообразно поступающую информацию в форме, адекватно отражающей структуру этой системы, остается вне предпринимаемых воздействий,

Таково объяснение процесса начинающегося разрушения нынешней цивилизации с позиции представления ее в качестве сложной системы, попадающей в ситуацию информационного коллапса.

Данные наблюдений усложнения и развития живых существ в ходе эволюции так же убедительно демонстрируют уже с позиции текущего времени его уплотнение до точки сингулярности, под которой имеется в виду точка, за которой экстраполяция начинает давать бессмысленные результаты.

Приведем конкретные данные наблюдений уплотнения текущего времени для сообществ живых существ с момента их появления и до нынешнего времени.

Одноклеточные организмы появились на Земле 3,5 миллиарда лет назад. Промежуток времени от возникновения одноклеточных примитивных организмов до образования более структурированных организмов в виде водорослей составил 2,3 миллиарда календарных лет.

Животные появились примерно 550 миллионов лет назад. Соответственно промежуток времени от возникновения водорослей до появления первых животных оказался короче – около 650 миллионов календарных лет.

Первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад. То есть промежуток времени от возникновения первых примитивных животных до появления сложноорганизованных млекопитающих оказался еще короче – около 330 миллионов календарных лет.

Таким образом, заметно, что развитие организмов на Земле шло ускоренно, то есть собственное время указанных групп организмов уплотнялось.

Если проследить далее ход развития животного мира, то можно отметить непрекращающееся уплотнение собственного времени развития от более простых существ к более сложным.

В частности, первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад, первые обезьяны появились около 30 миллионов календарных лет назад, первые гоминиды появились 6 миллионов лет назад, первый человек разумный появился около 200 тысяч лет назад.

Этот факт ускорения, как минимум, свидетельствует о том, что живые существа, находясь в астрономическом времени, вместе с тем имеют и собственное время, вписывающееся во внешнее – астрономическое, или календарное для нас. Более того, получается, что поскольку это время не сваливается на них откуда-то сверху, постольку они его непроизвольно и формируют, отличаясь также этим свойством от неживых объектов бытия.

В этом собственном времени, составляющем не только фазы развития отдельных популяций с появлением новых видов или качественного изменения существующих, но и время жизни каждого живого существа от рождения до смерти, можно соображать и действовать, как минимум, для удержания себя в этом времени благодаря неудовлетворенности имеющимся, стимулирующим стремление к лучшему, волей-неволей меняясь с возможностью развиваться в поколениях сначала непроизвольно, а затем, с появлением человека, проектно-планово, подчиняя еще более себе свое время, но не подозревая об этом, хотя со стороны это видно по всё более ускоренному ходу этого времени в результате действий человеческих сообществ в рамках цивилизации, то есть в собственнических отношениях.

С появлением человеческих сообществ в ряду сообществ живых существ, уплотнение собственного времени этих сообществ резко возросло, и видимая причина этого феномена заключается в том, что, в отличие от сугубо адаптивного поведения всех остальных живых существ, программа действий человека кардинально расширилась в сторону приобретения им возможности ставить цели и достигать их, применяя появившиеся у него способности к творчеству, проникая в своих идеях в будущее, и тем самым владея временем, то есть осознавая себя в нем, тогда как животные ограничиваются всегда только настоящим в виде ощущений.

Объем информационных потоков в этом случае резко возрастает, окружающая среда начинает под воздействием этих новых существ целенаправленно изменяться, меняя вместе с тем и их самих в намного более быстром темпе, чем это происходило ранее.

То есть человек в своих сообществах попадает в поле всё более увеличивающихся информационных потоков, которые воспринимаются его органами чувств, развивая как их, так и органы управления организма, вследствие чего, например, масса человеческого мозга по сравнению с массой мозга приматов возросла в несколько раз.

Отметим теперь, как изменилось ускорение человеческих сообществ с возникновением цивилизации в рамках основных фаз их развития в единицах календарного времени.

[justify]Рабовладельческий строй, сменивший первобытнообщинную организацию человеческих сообществ, которая заняла многие десятки тысяч лет, длился уже только несколько тысяч лет вплоть до

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Лакс: Красная камелия 
 Автор: Vivi Winner
Реклама