Не мы отвернулись вы отвернулись первыми. Вы заставили нас так поступать
Product Review
Home » Совет сотрудничества арабских государств Залива – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
Совет сотрудничества арабских государств Залива – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
18/04/2025 By Admin
Алишер Кадиров, руководитель Отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан
Международное экспертное сообщество с особым вниманием следит за трансформацией роли региональной дипломатии в современном мире. Дипломатический диалог между различными регионами становится ключевым инструментом не только для укрепления международных связей, но и для эффективного решения глобальных проблем в условиях растущей взаимозависимости государств.
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
Историческая перспектива дипломатических отношений
Взаимодействие Центральной Азии и Аравийского полуострова, насчитывающее более двух тысячелетий, претерпело несколько значимых трансформаций.
Великий шелковый путь, сформировавшийся во II веке до н.э., создал первую систему устойчивых экономических контактов между регионами. Центральноазиатские государства служили ключевыми транзитными пунктами, через которые осуществлялся обмен товарами – от китайского шелка и самаркандской бумаги до аравийских благовоний и драгоценностей.
Распространение ислама в VIII веке придало этому взаимодействию духовное и интеллектуальное измерение. Самарканд, Бухара и другие города превратились в научные центры исламского мира. Выдающиеся ученые Центральной Азии – аль-Бухари, аль-Хорезми, Ибн Сина – создали труды, ставшие фундаментальными для всей исламской цивилизации.
С XVI века традиционные связи ослабли из-за геополитических изменений и открытия морских торговых путей. В XX столетии советская изоляция еще больше отдалила регионы друг от друга.
Обретение независимости центральноазиатскими государствами в 1991 году открыло новую страницу взаимоотношений.
Ключевые этапы формирования дипломатического диалога
Формирование систематического дипломатического диалога между ССАГЗ и Центральной Азией прошло несколько важных этапов, каждый из которых внес существенный вклад в развитие сотрудничества между двумя регионами.
Первый этап (1991-2000 гг.) стал временем становления двусторонних отношений, в ходе которого стороны знакомились с политическими системами и экономическими возможностями друг друга. В этот период были открыты первые дипломатические представительства и заключены базовые межгосударственные соглашения, преимущественно рамочного характера. Сотрудничество развивалось постепенно, поскольку обеим сторонам требовалось время для лучшего понимания специфики и перспектив взаимодействия между Центральной Азией и странами ССАГЗ.
Второй этап (2001-2010 гг.) ознаменовался развитием двусторонних отношений и формированием правовой базы взаимодействия. В этот период были подписаны многочисленные соглашения о сотрудничестве в различных сферах, включая экономику, культуру, образование. Особенно необходимо отметить активизацию торгово-экономического и финансово-инвестиционного взаимодействия.
В данное время были реализованы первые крупные инвестиционные проекты с участием арабского капитала в Центральной Азии. Основные направления включали: развитие ирригационных систем и модернизация аграрной инфраструктуры в Узбекистане и Казахстане, реализация нефтегазовых проектов в Туркменистане, поддержка гуманитарных и образовательных инициатив в Таджикистане и Кыргызстане.
Третий этап (2011-2020 гг.) характеризовался диверсификацией направлений сотрудничества и первыми попытками институционализации диалога, наблюдалось расширение сфер взаимодействия, включение в повестку вопросов безопасности, противодействия терроризму, экологии. Примечательно, что начались первые контакты на многосторонней основе, в частности, в формате встреч министров иностранных дел.
Значимым дипломатическим событием этого времени стало заседание министров иностранных дел Центральной Азии и Лиги арабских государств, состоявшееся в 2014 году в Эр-Рияде, которое заложило концептуальную основу для последующей интенсификации межрегионального диалога. Данная встреча послужила институциональным прецедентом для формирования более фокусированного формата взаимодействия Центральная Азия-ССАГЗ.
Аналитики отмечают, что результаты совещания в столице КСА продемонстрировали значительный потенциал кооперации между государствами двух регионов, что стимулировало политические элиты к поиску более эффективных форматов сотрудничества.
Следует подчеркнуть, что одним из ключевых факторов, способствовавшим активизации взаимодействия между двумя регионами, стали внутренние реформы в странах Центральной Азии, особенно в Узбекистане, а также укрепление регионального сотрудничества внутри Центральной Азии. Эти процессы создали более благоприятные условия для развития внешних связей и привлечения иностранных инвестиций.
В этом контексте можно отметить и формирование «Самаркандского консенсуса» в 2017 году. В ходе Международной конференции высокого уровня в Самарканде государства Центральной Азии консолидировали свои позиции по вопросам регионального взаимодействия, заложив основу для более системного сотрудничества. Международное признание этой инициативы было закреплено в июне 2018 года принятием Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции, поддерживающей региональные интеграционные процессы. Данные события создали благоприятные условия для последующего формирования более комплексных форматов международного сотрудничества, включая диалог ЦА-ССАГЗ.
Четвертый этап (2021г. по настоящее время) знаменует переход двустороннего сотрудничества в многосторонний формат. Кульминацией этого процесса стал исторический первый саммит ССАГЗ-ЦА, который открыл новую главу в отношениях между регионами.
Этому событию предшествовала тщательная подготовка, состоящая из серии консультаций на экспертном уровне; многоэтапные переговоры министров иностранных дел; разработка комплексной повестки сотрудничества.
Первый саммит ССАГЗ-ЦА в Джидде
19 июля 2023 года в Джидде, Саудовская Аравия, состоялся первый исторический саммит глав государств Совета сотрудничества арабских государств Залива и стран Центральной Азии. Это событие ознаменовало новый этап в отношениях между двумя регионами и заложило основу для систематического многостороннего сотрудничества.
В саммите, на котором председательствовал Председатель Кабинета Министров Саудовской Аравии, Наследный принц шейх Мухаммед бин Салман бин Абдельазиз Аль Сауд, приняли участие президенты всех пяти центральноазиатских республик и лидеры стран-членов ССАГЗ.
Открывая саммит, наследный принц Саудовской Аравии подчеркнул историческую связь между регионами и отметил экономический потенциал сотрудничества: «Наш сегодняшний саммит является лишь продолжением этих связей, чтобы заложить многообещающий старт, основанный на нашем историческом наследии, возможностях, человеческих ресурсах и экономическом росте, который способствовал тому, что валовой продукт наших стран достиг почти 2,3 трлн долларов США».
Важнейшим результатом саммита стало принятие Совместного плана действий между ССАГЗ и странами Центральной Азии на 2023-2027 годы. Этот документ определил основные направления сотрудничества, включая политический диалог и вопросы безопасности, экономическое сотрудничество и инвестиционные возможности, укрепление связей между народами и установление эффективных партнерских отношений между деловыми секторами.
«Мы приветствуем принятие совместного плана действий между Советом сотрудничества и странами Центральной Азии на период с 2023 по 2027 год. Он предполагает работу над вопросами политической стабильности, укрепление диалога, взаимодействие в сфере экономики и инвестиций, а также установления эффективных партнерских отношений», – сказал наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд. Он призвал участников саммита активизировать усилия, направленные на обеспечение энергетической безопасности и устойчивости глобальных цепочек поставок продовольствия.
Главы государств Центральной Азии выступили с конкретными предложениями по развитию сотрудничества.
В частности, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал создание совместного совета инвесторов с участием представителей бизнеса и первое его заседание провести в Самарканде, подчеркнул актуальность создания зоны свободной торговли со странами Залива, призвал партнеров принять активное участие в проекте по строительству Трансафганской железной дороги, которая соединит государства Залива с Центральной Азией по кратчайшему маршруту. Он также выдвинул инициативу организовать единое безвизовое туристическое пространство «Залив – Центральная Азия».
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров предложил странам Залива участвовать в строительстве железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан и гидроэлектростанции «Камбар-Ата-1». Лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил за создание механизма встреч министров сельского хозяйства и развитие сотрудничества в энергетической сфере. Глава Таджикистана Эмомали Рахмон в своей речи остановился на создании специализированного Фонда инвестиций и поддержки развития, а Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов озвучил инициативу учредить совместный Транспортный комитет стран формата «Центральная Азия – ССАГПЗ».
Лидеры подчеркнули важность укрепления политических и стратегических отношений на коллективном и двустороннем уровнях, а также продолжения политической координации для достижения региональной и международной безопасности и стабильности. В этих целях был создан постоянно действующий механизм – совещание министров иностранных дел стран ЦА и ССАГЗ, который должен обеспечить регулярный политический диалог между регионами.
Одним из ключевых решений саммита стало определение Узбекистана в качестве страны-организатора следующего саммита.
Второй саммит в Самарканде
После успешного проведения Первого саммита ССАГЗ-Центральная Азия началась активная подготовка ко Второму саммиту, который должен состояться в Узбекистане в мае 2025 года. Выбор Самарканда – одного из древнейших городов Центральной Азии, имеющего богатую историю и культурное наследие, в качестве места проведения саммита является символичным. Этот город на протяжении столетий функционировал как ключевой центр коммерческих связей, интеллектуального прогресса и международной дипломатии.
С точки зрения исторической
|