48
А теперь, сделав акцент на таких составляющих как ум, разум ложное эго и душа посмотрим, что именно о них говорилось ранее в Бхагавад-гите.
1. «Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она (душа)». Таким образом мы получаем четкую иерархию. Ниже всех стоит ум, затем стоит разум и выше всех стоит душа и тем самым мы можем провести знак равенства между живой сущностью и душой.
2. «Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что тебе доводилось слышать и что еще предстоит услышать.
Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум и когда ты, постигнув свое истинное «я», будешь постоянно пребывать в духовном трансе, ты обретешь божественное сознание.
О человеке, который очистил свой ум от всех желаний, берущих начало в чувствах, и черпает удовлетворение только в своем истинном «я», говорят, что он обладает чистым, божественным сознанием».
Разум человека находится в плену иллюзий, что не позволяет человеку видеть истинную картину мира.
Ум человека находится под воздействием желаний и чувств, которые по своей сути иллюзия. Вопрос состоит в том – кто или что является источником этой иллюзии в человеке?
Человеку необходимо очистить свой ум от иллюзий и постигнуть свое истинное «Я». Здесь вопрос состоит в том – что есть истинное «Я»?
Здесь вырисовывается следующая схема. Ум – это тот, кто принимает информацию и как мы понимаем, он принимает ложную информацию. Разум это тот кто работает с информацией поступившей в ум. Чтобы избавиться от ложной информации необходимо ввести некоего Цензора, который скажет, что это ложная информация и она должна игнорироваться, тогда вопрос – а с какой информацией должен работать разум если в ум не поступает никакой информации? Значит этот самый Цензор должен дать альтернативную информацию и тогда разум будет работать с этой информацией. Так как помимо ума и разума упоминается истинное «Я», то пока что предположим, что именно истинное «Я» должно стать тем самым Цензором. Остановимся пока на этом. Кстати, когда это произойдет – это будет свидетельствовать, что сознание человека в некоей степени слилось с сознанием Господа.
3. «Того, кто остается невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум».
Здесь мы получаем свидетельство того, что переживание состояний как страдания так и счастье – это все часть иллюзии, вернее это инструменты с помощью которых сознание человека, то есть его ум удерживается во власти иллюзии, то есть с помощью кнута и пряника. Все прям как по учебнику.
4. «Того, кто, обуздав чувства и держа их в повиновении, сосредоточивает ум на Господе, называют человеком с устойчивым разумом».
Здесь мы получаем подсказку того, как можно очистить свое сознание, то есть ум от иллюзий. Нужно выработать навык внутренней концентрации на Господе, то есть нужно устойчивое намерение слияния с сознанием Господа и именно через установление точек соприкосновения собственного сознания-ума с сознанием Господа дает возможность очищения собственного сознания-ума от иллюзий, то есть сознание Господа в сознании-уме человека вытесняет иллюзию. Этот процесс проходит с помощью разума, то есть, когда в сознание-ум просачивается истинная информация из сознания Господа, то разум получает возможность работать с истинной информацией и процесс очищения сознания-ума запускается.
5. «Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что- то хорошее, и не злится, когда случается что-то дурное, обладает совершенным знанием.
Тот, кто, подобно черепахе, втягивающей голову и конечности в панцирь, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия, обладает устойчивым, духовным разумом.
Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании.
Чувства так могущественны и напористы, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их.
Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев.
Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни».
Здесь говорится о том, что очищение сознания процесс сложный и если не отказаться от материальных удовольствий, то они со временем снова возьмут верх над человеком и заполонят его сознание целиком. То есть, если в ум пропустить информацию от ложного эго, будем считать, что именно ложное эго - это та самая скрытая доминирующая Персона, которая держит нас в мире иллюзий. То есть если пустить в ум ложную информацию, чтобы получить удовольствие, то эта информация запустит обратный эффект. Разум начнет работать с ложной информацией на фоне того, что она сулит получение разнообразных удовольствий, вместо постоянной напряженной борьбы и тем самым иллюзия опять заполонит ум целиком и полностью.
6. «Для того, кто, идя этим путем, обрел удовлетворение (в сознании Господа), уже не существует тройственных страданий. Благодаря этому удовлетворению разум человека быстро становится устойчивым».
Здесь речь идет о том, что если человеку удастся получить удовольствие от того состояния сознания, которое он испытает при соприкосновении с сознанием Господа, то память этого удовольствия будет тем самым компасом, который будет для человека путеводной нитью и он уже будет стремиться обрести именно это высшее ощущение удовольствия, пусть и после очередных падений, но он будет каждый раз возвращаться к поиску именного этого высшего духовного удовлетворения.
7. «То, что для всех существ ночь, для владеющего собой время бодрствования; когда же все существа пробуждаются, для мудреца, чей взгляд обращен внутрь, наступает ночь».
Здесь говорится о том, что только в умеренном аскетическом уединении можно заниматься очищением сознания-ума, когда нет тех объектов, которые могут увлечь ум и разум в мир иллюзий.
8. «Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго».
Здесь наконец-то говорится о ложном эго, что является подтверждением нашего предположения, что именно ложное эго является источником, который транслирует в наше сознание мир иллюзий и грез, и убеждает нас, что этот мир лучший из миров.
9. «Чтобы не вносить смятение в умы невежд, привязанных к плодам своего труда, мудрец не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, трудясь в духе преданного служения Господу, он должен занимать их разнообразной деятельностью (чтобы они могли постепенно развить в себе сознание Кришны)».
Здесь говорится о том, что сознание любого человека иногда соприкасается с сознанием Господа, поэтому у каждого есть теоретическая возможность ощутить это соприкосновение и заинтересоваться им, посвятив этому свою жизнь.
10. «Введенная в заблуждение ложным эго, душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершаются тремя гунами материальной природы»
Здесь уже прямым текстом говорится, что есть ложное эго как источник нашего иллюзорного восприятия окружающего мира, а есть душа, которая ложным эгом удерживается в неведении. Таким образом мы можем теперь истинное Я прировнять к душе, то есть к живой сущности, а ложное эго - это посторонняя Сущность, которая держит нас в плену иллюзий.
11. «Живые существа, каждое в разной степени, покрыты вожделением. Чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти вожделения, ненасытного и пылающего, подобно огню.
Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию.
Осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума (погруженного в сознание Кришны) и таким образом, духовной силой, побороть своего ненасытного врага — вожделение».
Здесь говорится о том, что в душе человека содержатся все необходимые знания от рождения и просто нужно очистить свое сознание от влияния ложного эго и погрузиться в глубины своей души, то есть получение истинного знания возможно только через медитацию или молитвенное созерцание.