Одна из курьезных легенд, связанных с советским кинематографом, который, по словам основателя Советского государства В. И. Ленина, являлся важнейшим из искусств для молодой республики, относится к тридцатым годам прошлого века. Или, если быть более точным, то связана история была не с кинематографом в целом, а с его основными творцами и его же «титульной частью» — советскими кинорежиссерами.
Партия большевиков окончательно захватила власть на будущей «одной шестой части суши»… на карте мира официально появилось новое социалистическое государство… прошёл период НЭПа, который дал заметный толчок в развитии экономики… «недремлющие органы» искоренили почти все остатки инакомыслия, как и избавились от явных инакомыслящих… в стране полным ходом шли коллективизация и индустриализация… был успешно выполнен первый пятилетний план партии и правительства в попытке технически и экономически догнать и обогнать ведущие мировые экономики как минимум по макроэкономическим показателям… И в помощь трудовому подъёму в стране нужны были явные и понятные всем подтверждения правильности выбранного государством курса…
Именно в то самое время стали наиболее частыми встречи «гения всех времен и отца народов» И. В. Сталина с творческой интеллигенцией. И в первую очередь с писателями и кинорежиссерами, которые Мифы, легенды и курьезы сталинской эпохи и должны были отразить в своих «нетленных» произведениях достижения советского строя и наглядно показать преимущества СССР перед давно, но отчего-то безуспешно «загнивающим Западом».
Одна из курьезных ситуаций, которые отечественная молва и отечественный же «фольклор» считают реально произошедшими случаями, случилась именно в тот самый период максимального трудового подъема советского народа, когда в стране еще не наступило разочарование в высоких коммунистических идеалах и «глубинный народ» безрассудно и истово верил любым обещаниям своего правительства. В том числе и тем, где неизбежное коммунистическое будущее обязательно наступит и его увидят не только дети и внуки «глубинного народа», но и сами современники «громких обещаний».
…Как гласят легенды, в тридцатых годах И. В. Сталин пригласил к себе четырех самых известных и перспективных с точки зрения советской власти кинорежиссеров: В. И. Пудовкина, И. А. Пырьева, М. И. Ромма и Г. В. Александрова.
После предварительного обсуждения проблем советского кинематографа и пожеланий к необходимому курсу, которого партия требовала от советского кино, Сталин обратился уже с конкретными вопросами к кинорежиссерам относительно того, что им необходимо для продуктивного творчества:
— Что вам лично, товарищи, нужно для успешной работы? Просите, не стесняйтесь. Мы постараемся помочь.
В итоге якобы Михаил Ромм пожаловался, что ютится с больной женой в одной комнате.
На что Сталин лаконично ответил:
— Будет вам квартира.
Всеволод Пудовкин якобы тактично намекнул, что лучше всего ему думается и работается за городом, на природе.
— Хорошо. Будет вам дача, — пообещал Сталин, сразу понявший тактичный намек.
Иван Пырьев «признался», что он слишком много сил и времени тратит, чтобы добираться до дачи.
— Будет вам машина, — как обычно, лаконично ответил Сталин.
Григорий Александров откровенно замялся: казалось, у него была слишком большая просьба даже для того, чтобы ее озвучивать.
— Говорите, товарищ Александров, не стесняйтесь, — подбодрил его Сталин.
— Товарищ Сталин, я бы хотел получить вашу книгу «Вопросы ленинизма» с вашим автографом.
— Хм… — удивленно усмехнулся «отец народов», — будет вам книга с моим автографом, товарищ Александров.
…Говорят, квартиру, машину и дачу Александров получил в качестве приложения к книге с автографом Сталина…
