Произведение «Сказание о князе Даниле Московском. Глава 12. Ивашка. Великий Новгород. Антониев монастырь» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Читатели: 28 +1
Дата:

Сказание о князе Даниле Московском. Глава 12. Ивашка. Великий Новгород. Антониев монастырь

Средневековая Русь. 6782 год от Сотворения мира (1274 год от Рождества Христова)  

...в Антониевом монастыре Ивашка находился уже больше двух месяцев...

Зима подходила к концу и скоро — в самом начале весны — должен был начаться новый 6783-й год от Сотворения мира. Но, несмотря на то, что во Владимире смена старого года на новый всегда воспринималась, как праздник и какое-то важное событие, в Новгороде не ощущалось ни радости от скорого начала весны, ни даже малейшего веяния перемен. Ни в людях, ни в самой природе. По крайней мере, так всё это воспринималось Ивашкой.

Повсюду лежали сугробы, включая и те, что сгребались иноками в огромные кучи по углам монастырского двора. Река была скована льдом. Когда же изредка, из-за грязно-серых облаков выходило яркое, слепящее глаза солнце, даже оно не успевало согреть снег на крышах настолько, чтобы растопить его и чтобы по насту на земле зазвучала, наконец, долгая, радостная и мелодичная капель, так радующая ухо каждую весну. Оттого, казалось, сама извечная русская тоска окутала всё вокруг и не верилось, что зима когда-то закончится...

На его нетерпеливые вопросы относительно того, когда растает снег и закончится распутица, некоторые иноки с усмешкой, некоторые пожимая плечами, а некоторые смущённо — чувствуя ожидания Ивашки — отвечали, что ночные морозы в Новгороде, бывало, стояли чуть ли не до конца весны. А остатки снега в особенно глубоких оврагах иногда не таяли до начала лета.

Верить в такое не хотелось, но и не верить стольким людям он не мог. Получалось, что даже в самом лучшем случае, в обратный путь во Владимир Ивашка мог отправиться не раньше начала лета. Оттого, из-за таких тяжёлых мыслей он не раз начинал даже считать дни до конца весны, чтобы хоть как-то подбодрить себя и уберечься от того, чтобы совсем не впасть в хандру и душевное расстройство...



Жизнь в монастыре тянулась как-то особенно нудно и однообразно. Тем более, по внутренним ощущениям Ивашки. Впервые в жизни его не назначали ни на какие работы по обители, кроме тех, что касались монастырской книжной казны, помощи Пахомию в переводах и обучении молодых новгородских иноков хитросплетениям греческого языка. Потому всё происходящее с ним воспринималось Ивашкой, как своего рода заточение. Пусть и заточение вместе с любимым делом — чтением и переводами с греческого языка — но всё же заточение. В четырёх стенах в одних и тех же помещениях...

И, хотя Ивашка не знал никакой другой жизни, как и никакого другого распорядка, кроме монастырского, прошедшие с приезда в Новгород седьмицы дались ему очень тяжело. Несмотря на то, что глубинными переживаниями Ивашка никогда не делился ни с кем, помимо Мирослава, оставаясь, в целом, открытым к общению и новым знакомствам, только в Антониевой обители он почувствовал, как ему одиноко и как не хватает пусть и ежедневно-рутинной, но всё же привычной жизни во Владимире...

Не хватало знакомых лиц и однообразных разговоров. Тех самых разговоров, что во Владимире не на шутку утомляли Ивашку. Не хватало своей кельи, в которой, казалось, даже стены нередко давили на него и подчас хотелось убежать в ближайший лес и подолгу ходить там вдалеке ото всех, слушая крики птиц и шум ветра в ветвях деревьев. Не хватало вида знакомых церквей и таких же неизменно-привычных, но всякий раз радующих глаз и умиротворяющих душу икон и всего, что было изображено на них. Как не хватало разговоров с Мирославом и ощущения, что где-то рядом есть близкий и почти родной ему человек, которому всегда можно было излить душу и который не оставит его ни в какой беде...

Его новое и торжественное имя — брат Иоанн — теперь отдавало чем-то чуждым и инородным. Но в Антониевой обители все обращались к нему только так. Поправлять кого-то и просить называть его Ивашкой он не решился ни разу. Сама мысль об этой детской, казалось, причуде вгоняла его в краску. И даже Пахомий, когда они оставались наедине в книжной казне и поблизости не было ни одного местного инока, больше ни разу не назвал его обычным именем «Ивашка».

За последние два месяца — с самого приезда в Новгород — на Ивашку нередко накатывало то ощущение его последних дней во Владимире, когда всё окружающее воспринималось так, будто происходило это не с ним, а с кем-то другим. Тем, кем подменили его — знакомого и привычного Ивашку — в его худосочном теле.

Но первое ощущение радости от неожиданных и приятных, в целом, перемен быстро прошло. И теперь ему самому надо было как-то ужиться с той новой и малознакомой сущностью, которая поселилась внутри него.



Каждое утро Ивашка просыпался задолго до заутрени во всё ещё непривычной ему келье Антониева монастыря и, не зажигая свечи, в кромешной темноте тихо молился, успокаивая себя тем, что делает он богоугодное дело по личному поручению игумена Симона. А заодно убеждая себя, что всё окружавшее его и было тем, о чём он мечтал ещё со времени встречи с отцом Даниилом. А именно: о путешествиях в дальние края и возможности лучше узнать мир вокруг.

И пусть изначально в мечтах всё представлялось несколько иначе, но на то они и были мечтами, чтобы достигать их и сравнивать с действительностью. А затем идти к новым мечтам и новым ожиданиям. С верой в душе и не нарушая никаких Божьих заповедей. Как и было сказано в мудрых книгах, коих прочитал он несчётное количество и о чём не единожды говорил ему отец Даниил: живой пример и живое воплощение того, на кого Ивашка всегда хотел походить и на кого подспудно равнялся...



Антониев монастырь был много меньше Богородицкой обители, морозы в ту зиму стояли страшные и не возникало никакого желания выходить куда-то за пределы монастырских стен. Но даже в те дни, когда к полудню ненадолго выходило яркое зимнее солнце и вроде бы была возможность добраться до Новгорода и побродить по огромному городу, делать этого ему было не с кем, а одному уходить куда-то далеко из обители Ивашке было боязно.

Даже несмотря на свой открытый характер, в Антониевой обители Ивашка близко не сдружился ни с одним из иноков или послушников. Пахомию, казалось, достаточно было нахождения в тепле и среди привычных ему книг и отвлекать его от чтения общими разговорами о жизни Ивашка решался далеко не всегда. Оттого и чувствовал себя Ивашка нередко словно птица, запертая в клетку и коротающая свои дни на утеху окружающим для услады их глаз и слуха.

Но, несмотря на все внешние — кажущиеся или явные — неудобства, которые испытывал Ивашка, пожалуй, впервые в жизни у него оказалось более, чем достаточно времени на то, чтобы подолгу оставаться наедине с собой и своими мыслями. А, значит, времени было с лихвой на чтение, занятия греческим и латинским языками. И в особенности на воспоминания и собственные размышления.



Не раз он вспоминал и об отце Данииле и его мудрых словах...

Но прошли уже годы с тех пор, как Ивашка получал хоть какие-то вести о паломнике и, тем более, видел его в последний раз. Потому всё больше Ивашку пугало то, что воспоминания об отце Данииле начинают стираться из памяти. И даже для того, чтобы точно вспомнить черты лица паломника и его точные слова, приходилось надолго неподвижно замирать с закрытыми глазами, в ожидании появления перед мысленным взором фигуры отца Даниила. И в таком же робком и нетерпеливом ожидании пытаться услышать его голос. Или то, что за давностью лет, Ивашка привык считать голосом паломника...

Хотелось верить, что отец Даниил жив и по-прежнему здоров. И находится в одном из греческих монастырей. Там, где вроде бы никогда не выпадал снег, каждый день светило яркое и тёплое солнце, а деревья и кусты стояли зелёными круглый год. Оттого, вероятно, и тянуло Ивашку нестерпимо отправиться хоть одиноким паломником, хоть с каким-нибудь посольством в Царьград, Солунь или на Святую Гору Афон, надеясь, что где-то там и отыщутся следы отца Даниила.

Почему ему так хотелось ещё хотя бы раз встретить отца Даниила, точно он не понимал и сам, но мысль эта не покидала Ивашку ни на один день. И не только потому, что согласно своему детскому обету молился он за душу невинно убиенной много лет назад собаки Вячки в Феодоровском монастыре — в святом, по сути, и намоленном месте — прося Господа подарить ей вечной покой. Но молился также Ивашка и за здравие отца Даниила, который неизменно возникал в памяти в связи с молитвами о собаке.

И была тому причиной не только неразрывная связь во времени между Вячкой и отцом Даниилом, но и непреходящее желание увидеть первого, по-настоящему, мудрого человека, который повстречался Ивашке в жизни. Как и поклониться ему в пояс. Тому, кто окончательно определил собственное отношение Ивашки ко всему вокруг и своим примером дал ему то, чего не имело большинство окружавших его людей: цели и смысла в жизни. Как и глубинной веры в божеские заветы...



Не единожды, задним числом думая о долгой дороге в Новгород, Ивашка вспоминал пронизывающий холод и мелькавшие тени на краю леса, где обоз останавливался на ночь, когда не успевал добраться до изначально намеченного места ночёвки в городах или селениях. Те люди, что промышляли постоянными перевозками грузов из города в город или те, что не впервые ехали с подобным обозом, говорили, что зимой за подводами нередко шли стаи волков, доедая на утро всё, что оставалось после людей и согреваясь в ещё не остывшей золе от костров. Но в это время года волки были ещё не опасны: набравшие вес после осени и всё ещё сытые. Потому на обозы они нападали редко. Страшнее было под конец особо холодных зим, когда голод и отчаяние толкали волков на то, что те задирали обозных лошадей, а иногда бросались даже на людей. И не раз Ивашка возвращался мыслью к тому, что он сам — худощавый, невысокого роста и слабосильный — мог бы сделать, если бы дикие звери напали на него. И ответ на так и не заданный вслух вопрос оставался всегда неутешительным. Воображение неизменно рисовало какие-то жуткие сцены из прочитанных книг и редких картинок в них, когда озверевшие бестии зубами и когтями рвали человеческое тело на части...

Ивашка утыкался носом в тюфяк в своей келье, зажмуривал от ужаса глаза и изо всей силы сжимал кулаки. И так — тяжело и судорожно дыша — подолгу лежал на своём топчане, боясь пошевелиться и ожидая, пока страхи сами уйдут из него и растворятся в ночной темноте. И уже после, когда сердце переставало неистово биться в груди, он начинал молиться еле слышным шёпотом, слушая себя как бы со стороны и звуком своего голоса разгоняя остатки того ужаса, что сковывал и тело, и его душу. И только после этого обессиленно проваливался в сумбурные и неизменно мрачные сны.

Но всякий раз Ивашка ловил себя на мысли, что пугала его не физическая боль, а потеря своей бессмертной души в пастях и утробах страшных бестий. Как и потеря тех книжных познаний, которые он так заботливо копил в себе годами.

Но в последнем ему было совестно признаваться даже самому себе. Едва Ивашка задумывался об этом, ему неизменно казалось, что тяга к чтению, знаниям и изучению древних языков и была той гордыней, о которой говорилось в Божьих заповедях и предаваться которой считалось одним из самых страшных

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама