Произведение «Как соотносятся мышление и сознание?» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 21 +6
Дата:
Предисловие:

Если следовать тезису Декарта: «мыслю, следовательно, существую», который он относил исключительно к человеку, то, вопреки ему, оказывается, мыслят как приматы, так и искусственный интеллект. Однако, если это и так, то вряд ли они равноценны человеку в понимании собственного существования. Поэтому неплохо было бы разобраться, что такое есть в человеке, помимо способности мыслить, делающее его человеком по сравнению с обезьяной или роботом.

 

Ключевые слова: мышление, сознание, человек, животное, информация, интеллект, ощущения, адаптивность, креативность.

Как соотносятся мышление и сознание?


 

 
Рене Декарт в своих «Началах философии» в разделе «Об основах человеческого познания» так рассуждает о признаке существования человека: «…мы не можем не верить, что заключение я мыслю, следовательно, я существую истинно… …мы существуем только потому, что мы мыслим… …мы еще сомневаемся в том, имеются ли в мире тела, но с несомненностью знаем, что мыслим» (см. напр.,» Антология мировой философии». Том 2. С. 239. «Мысль». Москва. 1970.

Далее Декарт разъясняет, что он понимает под мышлением: «Без сомнения, все виды мыслительной деятельности, отмечаемые нами у себя, могут быть отнесены к двум основным: один из них состоит в восприятии разумом, другой – в определении волей. Итак, чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи – всё это лишь различные виды восприятия, тогда как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться – различные виды воления…» (там же, с. 246).

Таким образом, Декарт полагает, что совокупность указанных им видов мыслительной деятельности есть истинный признак определения человеком собственного существования.

Со своей стороны рассмотрим, имеются ли эти виды мыслительной деятельности у животных.

Возьмем, к примеру, кошку, о которой много чего известно потому, что она наиболее популярное домашнее животное.

Кошка, конечно, хочет, когда проголодается, съесть что-нибудь, но она явно испытывает отвращение, если ей дадут невкусный корм, и это отвращение она подтверждает всем своим поведением. Кошка отрицательно относится к перемещению ее из знакомого места в непривычную обстановку и может выразить свое недовольство беспокойством и даже специально выполненной дефекацией на видном месте. Что касается сомнений, то это животное проблематично заставить выполнять действия, которые ему несвойственны. Об этом хорошо знают дрессировщики, так как любая кошка выражает всем своим видом сомнение или даже отрицание, если ее заставляют выполнять какие-то цирковые упражнения.

Если обратиться к видам восприятия, на которые указывает Декарт, то не только кошки, но и все живые существа имеют те или иные органы чувств, а также органы управления своим организмом. У животных органы управления это мозг и нейронные сети, у растений и бактерий - часть их организующих клеток, что позволяет всем им существовать в окружающей среде определенное время.

Поэтому, раз есть органы чувств, то все живые существа обладают способностью к ощущениям того или иного рода, передавая полученную этими органами данные в свои управляющие центры, которые обрабатывают эти данные, превращая их в необходимую для управления организмом информацию, и на этом основании с течением времени вырабатываются рецепты, которые в ходе развития организмов становятся инстинктами и рефлексами, в рамках которых они существует.

То есть эти центры дают команды как клеткам, так и всем органам тела, включая его в целом, вследствие чего этот организм всё время применяется к изменяющейся обстановке для того, чтобы сохранить получаемые от органов чувств ощущения и, по возможности, улучшить их качество, то есть сделать их более приятными. И все эти живые существа не желают терять получаемые ими ощущения и, благодаря им, желания ради пустого небытия, с которым они знакомы по обморокам или впадению в спячку. Сами по себе ощущения не только дают им чувство жизни со всем ее разнообразием, но и придают им импульс для сохранения этих ощущений в потомстве.

Таким образом, каждое живое существо прежде всего желает удержаться в информационном потоке, который оно способно воспринять и уразуметь на уровне имеющихся у него соображений, отличаясь от ничего не понимающих вещей тем, что пользуется обработанными в органах управления данными для собственной выгоды, сохранения и размножения, конкурируя в этом с прочими живыми существами.

Поэтому всё живое активно, то есть сознательно, но на чисто инстинктивно-рефлекторном уровне использует окружающую среду для поддержания себя в действии (питание и метаболизм), стремясь оттеснить от пищи конкурентов (доминирование), в отличие от человека, активность которого не ограничивается только инстинктами и рефлексами на гормональном фоне.

Конечность собственного существования, которое все организмы, кроме человека, не понимают, но ощущают по ухудшению функционирования тех или иных частей организма, они преодолевают продолжением рода (передача собственного генома) всеми возможными способами, вплоть до почкования, что требует особой программы роста и развития как индивидуального, так и общего (родового). Эта программа уже при зачатии закладывается в каждую клетку организма.

Если обратиться к воображению и постижению предметов и явлений, на которые указывает Декарт как неотъемлемую часть человеческого мышления, то у кошек, как и у некоторых других животных эта составляющая мышления так же присутствует, являясь необходимым подспорьем для решения проблем выживания, как правило, во враждебной среде, без которой развитие организмов останавливается.

Воображение, как таковое, не дает объекты во всех их деталях и многогранности, но в целом представление о вещах сохраняется, и получившимися образами некоторое время можно манипулировать и оценивать по ним собственную реакцию на воздействие окружения в следующий момент.

Иначе говоря, в воображении проявляется своего рода материализация объектов в ментально-образном виде, то есть картинно-мысленном.

Благодаря этому создается некоторая пауза, нужная для принятия того или иного решения, которая позволяет животному, например, при ловле кошками мышей, рассмотреть в уме те или иные варианты предстоящего действия в следующий момент, от чего иногда зависит само существование субъекта действия, который теряет по мере своего развития способность размножатся в миллиардах копий, и вынужден компенсировать эту потерю более высокой более высокой степенью сообразительности для сохранения существования как себя,, так и рода.

Мало того, наиболее подходящую ситуацию для выживания и улучшения собственного статуса в соответствующей нише любое существо всегда пытается создать поиском наилучшей перспективы для себя в более или менее отдаленном будущем. Этот поиск, в частности, для самых развитых животных выражается в формировании виртуальных образов определенных объектов и их переборе на основе уже прошедших и отложившихся в памяти событий, благодаря чему эти животные, например, оказываются способными предвидеть опасность и могут уклониться от нее.

Например, дикий скот собирается в стадо, сводя угрозу нападения хищников к минимуму, самки птиц в определенное время начинают строить гнезда, кошки с приближением зимы находят теплые подвалы.

Воображая более или менее отдаленное будущее, каждое достаточно развитое существо способно материализовывать информацию ментально-образно для приемлемого выхода из настоящего в будущее, используя для этого резервы собственной памяти, вследствие чего его шансы избежать застоя или гибели повышаются.

Данная текущая реальность, естественно, отражается в непосредственных чувствах, образах и соображениях любого животного в каждое мгновенье настоящего, составляя контур, в котором оно может действовать наиболее эффективно, ощущая то, что способны распознать имеющиеся органы чувств; воображая то, что может отразить форму и некоторые составляющие окружающих предметов в соответствии с сигналами от органов чувств, а также имеющейся памяти; соображая, что и как делать (быть) в складывающейся обстановке.

Примером удивительных мыслительных способностей так же являются обыкновенные крысы.

Они, как и люди, общаются между собой с большим числом разнообразных сигналов с тем отличием, что сигналы эти ультразвуковые.

Крысы способны понимать значение целого ряда слов, которые произносят конкурирующие с ними люди, и использовать их по смыслу в соответствии с ситуацией.

Крысы могут обобщать целый ряд ситуаций и использовать образовавшиеся в их головах абстрактные формы. Они также способны выводить общие правила поведения на основе накопленного жизненного опыта и использовать их для решения еще не встречавшихся им задач.

Крысы даже умеют адекватно оценивать правильность собственных решений, принимаемых в неоднозначных ситуациях, повышая тем самым вероятность правомерности собственных действий в дальнейшем.

То есть крысы способны «постигать чисто интеллектуальные вещи» в точном соответствии с приведенным тезисом Декарта (там же, с. 246).

Аналогичные способности есть и у приматов.

Получается, что, по крайней мере, животные с развитым мозгом, хотя и соображают в полном соответствии с видами мышления, перечисленными Декартом, и, конечно, существует, но, вопреки тезису Декарта, не осознают собственное существование, точнее, не ищут возможностей понять это, постоянно занимаясь совершенно иным – желая лишь потреблять ощущения, поставляемые им их окружением для наилучшего устроения себя в этом окружении.

[justify]Иначе говоря, это желание полностью блокировало им возможность осознать свое существование, и это означает, что ни кошке, ни другим природным существам, подобным ей, кроме человека, подобное осознание не нужно, поскольку они полностью влиты в окружающую среду и не имеют

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама