Что бы что из адептов культа Золотого Тельца не говорил, а перспективы капиталистической организации бытия все равно выглядят весьма туманными. Почему-то считается, что она представляет собой некий конечный продукт развития человеческой цивилизации. Что-то лучшее из всего для цивилизации из пройденного и предлагаемого. Языкастые любят цитировать известное изречение Черчилля о демократии.
Врожденные установки и транслируемые капитализмом социальные стандарты жизни нацеливают на работу с составом, количеством и качеством необходимых для достойного бытия ресурсов. Человек все время участвует в борьбе за их открытие, извлечение, отстаивание, преумножение, перераспределение в своих интересах.
Человек во имя выживания заинтересован в существовании формулы: "Чем больше ресурсов, тем лучше". Корни ее притягательности в инстинктивно-интуитивном, рассудочном ли стремлении стать более привлекательным для воспроизводства жизни, опасениях за свое будущее, незнании, что и сколько в случае чего ему придется отдать, вложить для получения чего-либо нужного, лучшего. К приобретениям подталкивает и необходимость освоения нового для определения его полезности.
Все это - основы потребительской гонки, коей ныне охвачен человеческий мир. Правда, люди ушедших веков не отказались бы потреблять столько, сколько потребляют товаров и услуг наши современники. Но у них не было возможности сделать это.
Потребительские ценности не являются изобретением капиталистической организации жизни, нового времени. Научно-технический прогресс, развитие сознания, промышленности и сферы услуг, технологий извлечения сверхприбыли открыли двери пошире уже давно желаемому.
Рыночная экономика, базирующаяся на стремлении получать наибольший доход из всего, что есть, с помощью достаточно эффективных способов воздействия на природную основу поведения и обработки сознания всячески поддерживает и развивает нацеленность на материальные и эмоциональные приобретения. Речь идет о жесткой эксплуатации врожденного желания самосохраниться, территориальных, иерархических, сексуальных и иных инстинктов, формировании нужных стереотипов и психологических состояний.
Что могут сейчас сделать призывы к самоограничению, оптимизации своих запросов, жизни более простой, скромной? Вряд ли на них откликнутся люди, способные на успешное преумножение того, что у них уже есть или желающие разбогатеть, постоянно подогреваемые пропагандой высоких потребительских стандартов, гламурного образа жизни.
Вопрос приобретения, накопления и передачи потомкам ресурсов - вопрос выживания, конкурентоспособности в окружающем мире, отличающимся быстро изменяющимися условиями жизни, достаточно жестким отношением к слабости.
Тяга к ресурсному усилению находится в сложных отношениях с объемом приобретений, соответствующим индивидуальным ценностным, интеллектуальным, энергетическим, статусным потребностям, способностям и возможностям. Для каждого из нас он свой.
Ныне всем навязываются стандарты поведения самых сильных, наглых, пронырливых, предприимчивых, талантливых и циничных. Ценности этой "группы успеха" пропагандируются в качестве нормы. Если человек не способен реализовать установки составляющих ее особей, считается, что он "мало работает", "слабак", "плохо хочет" и т.п.
Мало кто понимает, что большинство заставляют двигаться к изначально недостижимым горизонтам. Понимание же автоматически не перерастает в принятие. Кому хочется погружаться в осознание недостаточности ресурсов для покорения соблазнительных высот?
Конечно, в человеке есть лень, проблемы с грамотной постановкой целей, планированием, нежелание и неумение пользоваться имеющимся. Тем не менее, не достижение высокой планки может проистекать не из слабости, лени, неэффективности решаемых задач, а быть вызвано устойчиво-весомым тяготением личности к модели бытия, ориентирующей индивида на иные цели, определяющей для него другие приоритеты.
Кто-то из живущих среди нас уже готов жить при коммунизме. Кто-то великолепно чувствует себя в рабовладельческом мире. Кого-то не вытащишь из зарабатывания денег, извлечения удовольствий, исследования мироздания. Кому-то нужны войны, походы, грабежи, приключения, постоянные испытания себя и других людей на прочность, состояние постоянной борьбы, яркое поведение, сильные чувства и эмоции.
И вот такие совершенно разные люди, составляющие различные уровни иерархий сообщества, должны как-то взаимодействовать друг с другом в деле продолжения жизни.
Очень сложная задача.
Человеческий мир составляют люди, несущие в себе способность генерировать различные модели организации бытия, следовать им. Наша реальность - иерархия последних, доминирующие позиции в которой занимает организация отношений, черпающая свои силы из превращения всего в товар и деньги - основное мерило успеха.
Господствующие установки демонстрируют неплохую живучесть. Весьма серьезные попытки их низвергнуть закончились бесславным провалом. Как и крах христианского проекта, они в очередной раз показали существенную сложность человеческой индивидуальности, ее незначительную изученность, невысокую эффективность и объективность в достигнутых исследованиях, явное ее тяготение к импульсам сокровищницы наработок пройденного эволюционного пути.
Корни победы капиталистической организации жизни в ее прогрессивности по сравнению с управлением обществом на основе права занимать иерархический Олимп, исходя из полученного при рождении статуса. Капитализм принес иной способ иерархического перемещения. Теперь любой человек, находящийся на любом этаже иерархии, может завоевать высшие ее уровни с помощью приобретения капитала, достижения известности в какой-либо сфере жизнедеятельности. Такой механизм улучшения статуса большинству и по сей день кажется весьма привлекательным.
Для достижения успеха капиталистическая организация бытия может потребовать ценностную переориентацию, забвение имеющихся предрасположенностей, способностей. Рассматривающим такой вариант приспособления к реальности было бы неплохо осознать, что только при наличии соответствующих данных можно рисовать великолепные картины, писать отличную музыку, разрабатывать эффективные технологии. Честный, порядочный человек не может на качественном уровне скопировать жизнь лгуна и проходимца. К сожалению, к счастью ли, человек - не компьютер. Он не может взять и, записав в себя программу успешности другого, получить точно такие же результаты. Погнавшись за чужим счастьем, предав свое естество, как правило, так поступивший ничего хорошего не получает.
Перенимать чуждое своим способностям, предрасположенностям, особенностям, ценностям, жизненным установкам бессмысленно. Не стоит предавать себя. Лучше всего сохранить то, что есть. Искать способы выжить. Искать похожее, взаимодействовать, помогать друг другу. Чуждое ослаблять. Родственное усиливать. День за днем.
Потребительские ценности, гламур, земные статусы - большие звезды маленькой вселенной. Истина в том, что она не одна. За ее пределами располагаются миры, дающие человеку более захватывающие горизонты целей и задач, раскрывающие в человеческом естестве искусственно ограничиваемые повседневностью способности пройденного пути. Сотворившего нас пути, содержащего в себе возможность получения из имеющегося нового его качества.
Понятно, что единообразия и следования в определенном, одном направлении без мощнейшего и эффективного вмешательства в сознание, работу мозга, психический аппарат в человеческом мире не достичь. Никому не дано отменить в нем и иерархичность, которая является видовым признаком человека. Ныне достаточно популярные в интеллектуальных разговорах рассуждения о неминуемом торжестве горизонтальных взаимодействий порождаются мечтой биологического невежества, упорно-устойчивого нежелания понимать и принимать унаследованное.
Именно в нем черпает свои силы наша многоликость. Тяга к дикости, варварству, агрессии, нежеланию уважать и поддерживать чуждое, стремление его всячески преследовать, уничтожать соседствуют в нас с позитивно-полезными результатами развития мысли, чувственной сферы, общественных отношений. Внешне цельное общество состоит из людей, живущих групповым образом в своих реальностях. Да, их объединяет территория, язык, культура, память, необходимость усиливаться, побеждать. Вместе с тем, объединенные под национальными знаменами реальности едины формально.
Современность все более отчетливо показывает, что обожающим войны, наполненным чувственными выплесками древним инстинктам и более глубокому взгляду на жизнь, насильственным и рационально-рассудочным способам разрешения ситуаций не грозит совместными усилиями построить что-то стоящее, компромиссное надолго. Их можно удерживать в правовом поле, делая вид, что имеется некое единое целое. В реальности же мы имеем дело с весьма шаткой конструкцией, потенциально ослабленной болезненными огорчениями в сфере геополитических битв.
С геополитикой вообще все непросто. Наблюдаемые тенденции развития человеческой цивилизации постепенно превращают в пустословие любые разговоры на геополитические темы. Они постепенно теряют свою актуальность. Активными и безжалостными могильщиками геополитики последнее столетие выступают транснациональный капитал и достижения политики открытого общества. На планете появились силы, которые достаточно успешно избегают разрушающего контроля своей деятельности со стороны национальных государств. Безусловно, последним это очень и очень не нравится. Тем не менее, они ничего сделать не могут, пока соблюдаются принципы неприкосновенности права частной собственности и невмешательства в дела выполняющего свои законные обязательства бизнеса.
Однополярность сегодняшнего мира очевидна только воображению жертв холодной войны, краха советского социального проекта и работников преуспевающей пропаганды. В реальности современный мир весьма многополярен. Есть сообщество экономически, технологически, интеллектуально преуспевающих стран, объединённых древней европейской историей, культурой, либерально-демократическими ценностями. Есть Китай, тихо и методично с помощью экономических и дипломатических рычагов не спеша продвигающийся к первой статусной позиции в иерархии международного сообщества. Есть многоликий, мечтающий о торжестве своей воли над неверными исламский мир. Есть бурно развивающаяся Индия. Есть много стран, живущих своей жизнью, преследующих свои интересы, не подчиняющихся вашингтонскому обкому.
США на планете рулит далеко не всеми, не во всем и не везде. Если с ними что-нибудь случится, это вовсе не будет означать автоматического прихода на первую позицию в мировом распределении сил нашей страны. Этот сценарий в состоянии рассматриваться только весьма оторванными от действительности, очень уж болезненно страдающими по
| Помогли сайту Реклама Праздники |