Произведение «Гончар» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16 +2
Читатели: 48 +9
Дата:
Предисловие:
Не жди конца времён, не думай об исходе.

Сними корявый нимб, купи гончарный круг.

Ремесленнику с рук халтурный обжиг сходит –

Творцу же никогда ничто не сходит с рук.

И. Карабинская

Гончар

 

Бархат и сталь. Серый бархат и сталь. Таким был Он. Таким был его дом, где все было выдержано в сочетании этих двух цветов. От серых в легкую проголубь обоев до мягкой мебели, обтянутой серым бархатом, до серого с серебряными нитями ковра. Даже корешки бесчисленных книг в уходящих под потолок шкафах были серыми и мягко мерцали сквозь серо–дымчатые стекла.


В его повадках, неспешной поступи, движениях небольших рук, серых от непрестанного курения усах, в самой манере уютно расположиться в кресле, говорить низким тяжелым голосом, словно пробуя воздух на вес, было что–то кошачье. Нет! Скорее барсовое! Вальяжный барс – стареющий, но все еще роскошный, с щегольскими усами. Чуть утративший гибкость мышц и сухожилий, но сосредоточивший ее во взгляде: мгновенном, цепком, молниеносном. Прыжок барса: живые как ртуть черные глаза вонзались в тебя, вбирали, поглощали, как большой шарик ртути поглощает мелкие. И все! Ты становился частью его: мозгом, глазами, ушами, всем существом. Раздавался еле слышный довольный всхрап, маленькая смуглая рука  вскидывалась, раскрывая пальцы наподобие цветка: мое! Мои владения! И ты подчинялся безропотно этому добровольному рабству, этому растворению в его барсовой сути, ибо вслед за этим начиналось волшебство.


Его работа не кончалась никогда. В ней не было ни пауз, ни выходных, потому что все впечатления бытия шли в дело. Самой своей профессией он был обречен на пожизненное участие в суде над самим собой. Он, частный педагог сценической движения и речи, был в ответе за своих учеников, потому что от него зависела их работа, их профессиональная состоятельность, их успех, слава и, может быть сама жизнь: ведь артисты – люди впечатлительные: любая критика вышибает их из седла.


Да и люди ли они?.. Ненадежный материал, зыбкая человеческая глина, из которой можно слепить все, что угодно: от благородной амфоры, до кособокого горшка. Лишь бы гончар был Мастером.


Он был Мастером, умеющим работать с самым капризным и норовистым материалом – людьми. Он принимался за работу, когда было мало надежды сделать из них настоящих артистов, он трудился неустанно и бережно, творя им новую суть и вдыхая новую душу, и они покидали его крылатыми, радостными, смущенно-благодарными: неужели, неужели, это они? Неужели их вчерашнее косноязычие, неловкость, угловатость спали с них, сбросились как старая змеиная кожа? Да!


Не читки требует с актера/А полной гибели всерьез.[sup]1[/sup] Всерьез! – Поймите же это! – две маленькие руки взлетали вверх, пальцы складывались бутоном. – А вы говорите и двигаетесь так, будто вас без выходных гоняют на работу, держат без обеда, и зарплату не платят. И все ваши мысли только о зарплате и об обеде. И не хихикать! Ничего смешного! Фр-р-р!


За долгие годы его работы учениками было затвержено: короткий, словно конский всхрап – учитель доволен; короткое, словно кошачье фырканье – сейчас разразится гроза. Горе тому, на кого обрушится! Минут двадцать негодующего монолога были обеспечены. Провинившемуся лучше было смиренно пунцоветь и сознавать свою ничтожность.


Откричавшись, Мастер закуривал сигарету и говорил более спокойно:


– Поймите, поймите же, что даже унылые мысли о беспросветности работы и невыплате зарплаты можно подать так, что зритель будет ловить каждое ваше слово, каждый вздох и восторженно аплодировать. Вот, ты – кривой указательный палец вытягивался в сторону самого рослого и крепкого ученика, с чьим румяным обликом понятие унылых мыслей не вязалось по определению, – вот как ты выразишь унылость и беспросветность? Слушаю и смотрю!


Румяный здоровяк поджимал нижнюю губу, склонял голову набок и вперялся взглядом в пол. Так, по его мнению, выглядело уныние и покорность судьбе. Но со стороны казалось, что  человек переел, и его так распирает от сытости, что кровь прилила к щекам.


– Ха-ха-ха, – раздавался дружный молодой гогот. Мэтр тоже прятал улыбку в усы, но мгновенно по-барсьи вспархивал к «артисту».


– Одна! Одна фраза, – восклицал он страдальчески. – И больше ничего: «Новый Год скоро». Все! Но сказать ее надо так, чтобы зритель почувствовал целую гамму эмоций: праздник на носу, а ему, кормильцу, не на что купить подарки семье, да и на продукты не хватит. Вполоборота, чуть сжав губы, как бы в себя, так чтобы в голосе ощущались и боль, и горечь, и еще не убитая надежда: может, еще выправится положение. Ведь не может быть так, чтобы к празднику не выправилось. На то и праздник. Понятно? Пробуем.


Ученик поднимал глаза: в них была боль. Разом побледневшее лицо прочерчивали горькие складки: одна на переносице, другие сбегали вдоль щек. Пышущий здоровьем юнец превращался в издерганного жизнью мужчину; учитель довольно всхрапывал – урок был усвоен.


– Закрепи это в своей копилке памяти. Все пригодится. Не проходите мимо ничего, запасайтесь впечатлениями. Я – вкрапление в ваше время, но сохранить его в себе можете только вы сами. И запомните: школа может и должна учить только традициям, новшествам научит сама жизнь. Закрепляйте традиции! И никогда не торопитесь. Festina lente – поспешай медленно! Да будет эта золотое изречение выбито на вашем сердце. Спешите, но не торопитесь, не мельчите. Что вы, например, видите сейчас в окне?


Ученики все как один обращали недоуменные взоры в окно. И дружно отвечали, что в окне они не видят, кроме пейзажа глубокой осени с серыми линиями зданий и облетевшим мокрым тополем.


– Ничего подобного! – взвивался он. – Была летняя роспись – стала осенняя графика. Вникните в это! Пока не научитесь смотреть не только «на», но и «над» – не стать вам настоящими артистами!


Он выжимал все соки из учеников в прямом и переносном смысле: они уходили с его занятий в мокрых от пота одеждах, но задумчивыми. Неясное, непонятное еще им самим чувство переполняло их: они еще на шаг приблизились к разгадке тайны,  имя которой – искусство. И в небо – блеклое, высокое, северное небо – рвались их души. В расточительный, блаженный творческий полет.


Как он радовался, когда его ученики достигали успехов и славы! На каждом спектакле при аплодисментах, сквозь слезы ревниво оглядывал зал: все ли хлопают, не обошел ли кто восторгом его воспитанников. И только убедившись, что успех полный, вытирал лицо мятым платком.


Это была обыкновенная среда. Конец ноября.


– Сегодня занятия отменяются! – приветствовал он очередную партию учеников. Пять человек: три парня и две девушки толпились на пороге как застоявшиеся кони и с изумлением разглядывали его: сияющего, гладко выбритого, в парадном костюме с темно–синим галстуком-бабочкой. Даже усы топорщились как-то по особенному. Победно.


– У меня сегодня день рождения, – произнес он торжественно. Взорлил черным глазом и мгновенно обмяк, стек в бархатное кресло. – Будем пить вино и есть  торт.


Царственный жест-полукруг – приглашение сесть.


Ученики поняли мизансцену, расположились на ковре у ног Учителя. Он всхрапывал, и в лице его цвело счастье.


Он был в ударе! Зефирно-бисквитное чудо с четырьмя видами кремов, пряное темное вино, сигареты с запахом ванили и театральные байки, анекдоты, каждый из которых был хорошо поставленным миниспектаклем. Ученики покатывались со смеху. Когда густая виноградная кровь забурлила в их жилах, когда наполнила их той волшебной легкостью, с какой пляшут, поют, любят, одна из учениц спросила:


– Почему вы сами не на сцене? Вы же гений!


– Да, – подхватили остальные. – Почему?


Он выдержал положенную паузу.


– Потому что, – бархатный голос раздавался как бой часов – с оттяжками, – помню Рябовского.


– ?!!


Не спеша (о, Festina lente!), и, явно наслаждаясь производимым эффектом, голос упал в ковер, и, отразившись от него, взмыл в пространство комнаты.


– После окончания театрального вуза я отправился по распределению в областной театр. Меня занимали в детских спектаклях, капустниках, но это обычная практика для молодых актеров. Это как бы прогон спектакля в костюмах. Артист должен примерить на себя театр, как примеряют костюм, вжиться в него, и театр тоже должен принять его в себя. Иначе они будут существовать как два независимых геологических пласта, не состыковываясь друг с другом. А этого не должен допустить ни один уважающий себя и работу режиссер.


Нет, давали иногда и серьезные роли. Петю Трофимова в «Вишневом саде», Меркуцио, Агностоса в «Эзопе», Осипа в «Ревизоре». И аплодисменты были, и кураж, и успех уже рьяным хотимчиком заполыхал в глазах. Как говорится: все выше, и выше, и выше! Того гляди и Гамлет уже замаячит. Поклонники и поклонницы у меня были, да! Критики тоже меня хвалили, правда, некоторые отмечали однообразие исполнения. Помню фразу из какого–то критического разбора: «Поразительно, что у молодого артиста С. уже наработалось профессиональное клише». Но я тогда воспринял это как похвалу.


А потом прислали к нам молодого режиссера. То ли какая–то ответственная работа, то ли дипломный спектакль, но впрягся он крепко. Решил ставить на экспериментальной сцене «Попрыгунья» по рассказу Чехова. Не пьесы, а именно рассказ. Сценарий написал сам.


[justify]Он ходил задавакой. Ни с кем

Реклама
Обсуждение
     20:16 27.10.2024 (1)
1
На всём протяжении повествования чувствовалось, как хорошо Вы знаете этого человека!
Очень профессионально - во всех смыслах! И с учётом знания актёрского мастерства!
     22:41 27.10.2024 (1)
Спасибо, Лилия, дорогая.
Да, знала. Увы, уже могу сказать только в прошедшем времени...
     22:59 27.10.2024
     20:40 27.10.2024 (1)
1
Лямашенька, как всё зримо и ощутимо! Ощущение присутствия 100%! Трудно подобрать слова, чтобы выразить свой восторг. Браво! Спасибо большое.
     22:40 27.10.2024
Спасибо, Валюша, дорогая!
     21:21 27.10.2024 (1)
1
Спасибо, Ляман. Лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим творцом.
     22:40 27.10.2024
Конечно. Вершина художественного искусства считается живопись, а вокального - опера.
Но лучше быть отменным графиком или петь в оперетте, чем недобирать в живописи, или не дотягивать в опере.

Спасибо!
     18:44 27.10.2024 (1)
1
Ляман, милая, прочитала на одном дыхании, а ощущение такое, что я  стояла и подсматривала за кулисами. Настолько всё живо, действительно гончар человеческих возможностей. Спасибо.
     20:00 27.10.2024 (1)
1
Спасибо Вам, дорогая. Это о реальном человеке...
     20:11 27.10.2024
Я поняла. Учить актерскому мастерству дано не каждому, вы дали чёткое определение - гончар.
     18:06 27.10.2024 (1)
1
     20:01 27.10.2024
Книга автора
Великий Аттрактор 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама