Произведение «Чары, непреходящее колдовство любви и верности»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман в стихах
Темы: любовь
Автор:
Читатели: 101 +1
Дата:

Чары, непреходящее колдовство любви и верности

(Мыльная опера, сплетни или "Санта Барбара" и "Аббатство Даунтон" на русский лад?)


Переполох 
На званом 
Вечере и перегрев: в разгаре
Общего веселья, танцев, 
Карнавала 
И фуршета, 
В духоте, наверно,
С молодым
Барятинским1 
Вдруг казус,
Обморок
Случился. 
"Дежа вью! Привиделось?
Как в прошлом 
С «павлином»
Милорадовичем2 
В Бухаресте?" -
Пожилые
Кумушки шептались.
Среди
Гостей, по 
Счастью, опытный военный
Медик оказался.
Стандартные
Приемы, 
Нашатырь - 
Итог: вскоре
Очнулся
Пострадавший.

Увидел
Над собою
Гибкий стан
И оценил 
Мгновенно 
Изящество склоненной, стройной
Девичьей
Фигуры, полные 
Слез, 
Сочувствия прекрасные
Глаза юной 
Красавицы 
Заморской, в столице 
Нынче популярной
Дивы и певицы
"Бель канто"
Итальянского, Лины3.
И ощутил, 
Как кажется, 
Эти 
Ее слезы
На своем лице.
Хотя и опытен, но извиняется, смущается...

О притягательности - 
"Манкости"
Ее облика, грации, таланта,
Пленяющей и зажигающей
Он наслышан. 
В европейской 
Хронике
Давно 
Читал,
В досужих светских
Слышал
Пересудах.
Знал,
Что поклонников 
("Кавалеристов"), 
Отвергнутых,
Мечтающих
О ней, - не счесть.
И среди 
Них -
Любимцы
Продвинутой 
Столичной
Публики, кумиры, звезды точно
Есть.
Ну, например,
Отнюдь не преуспевшие
И тенор Собинов,
И Баттистини.

- "Сеньора! 
Лестно мне, конечно,
Ваше участие
И дорого,
И мило, но крайне
Странно,
Согласитесь: 
Сочувствие
К моей персоне незначительной, 
Немузыкальной, серой, 
К незнакомцу
Внимание
Актрисы яркой, удивительной
И знаменитости
Столичной."

(Лина) "Простите,
Что напомню общую для нас, надеюсь,
Страждущему
Помогать -
Христолюбивую и хрестоматийную
Мораль.
Ну, и второе:
Не фантазируйте, вы - не инвалид 
И не инкогнито, по крайней 
Мере, для меня
С тех пор,
Как видела 
Впервые, князь, вас на скачках и, поверьте,
Вы были так 
Естественны, 
Здоровы, 
Так
Ослепительно 
Красивы, 
Органично 
Так 
Всадником 
Смотрелись.
Я - восхитилась."

- (Князь)"А для меня
Так важно, радостно, 
Что, пусть вот так, 
Но 
Наше 
"Авто" 
Представление 
Друг другу и контакт,
И наше 
Личное 
Знакомство, обещающее встречу,
К счастью состоялось."

И тут... по парадоксу -
Не иначе 
Как стрела
Иль искра 
От шалуна 
Общеизвестного - Амура
Прилетела.
В природе - мир и тишина,
И солнышко
Светило,
А сердце неожиданная нежность напрочь 
Затопила, 
И крышу запросто
Снесло.

Очевидным
Предпочтением, волнением,
Неожиданным
Вниманием,
Беседой 
Со звездой
Князь впечатлен, ошеломлен и сломлен,
Мгновенно 
И навеки
Привязан, очарован.

Прежние 
Привычки, обязанности, служба, предрассудки
Сословные, 
Часто нелепые,
Для офицера,
Дворянина,
Князя родовитого
Вдруг утратили
Значение 
И смысл. Яркий праздник 
Преображения!
Подлинная
Романтика,
Любовь и страсть
Так ожидаемо
Из души, из жизни 
Всё 
Вторичное, условное,
Искусственное, умозрительное
Безжалостно, решительно и энергично
Смыла всё, вычистила, вытеснила,
Всё 
Заместила.

Чувства глубокие,
Искренние
И взаимные у этой
Пары обнажились.
И вопреки
Обычаю,
Традиции 
И толкам жить и мечтать, и только 
Вместе, счастливо 
Они, в конце концов, решились.

Своей избранницей
Князь трепетно и нежно явно
Любовался, баловал,
Подарками 
Отчаянно
Задаривал.
Для любимой, для невесты перспективной
И подруги,
Лучших фото
Художников, стилистов, портретистов,
В Царском Селе вокала 
Педагогов
От знаменитой Мариани-Мази нанимал,
С матерью,
С семьей конфликтовал,
Многократно, но, увы, тщетно
Пытаясь сгладить или разрешить
Сословные условности,
Унять аристократический
Снобизм, 
Надменность,
Уловки
И недоразумения.

Но эгоизм и злобу, зависть 
И корысть,
Ревность 
Вместе или по отдельности пока
Никто не отменял. Испытывал давление? - да, 
Пресс
Немыслимый, 
чудовищный.

Против 
Замшелых догм, против
Норм консерватизма
Цитадели, увы, были
Бессильны даже
Шарм и чары Лины.

Архаика царила: несвобода
Воли, насилие
Сообщества, 
Среды
И принуждение -
Быть верным
Предрассудку.

Отчаявшись
Вконец,
По слухам тайно всё-таки
Князь с Линой обвенчались.

И к разразившемуся 
Великосветскому скандалу 
Даже августейший 
Император 
Сопричастен оказался,
Разогрет и грешен,
А, возможно, и заинтересован: 
Он - как бы 
Европеец, 
Как бы
Гуманист и прогрессист, в проблему
Острую и частную 
Вписался.
И туда еще добавил 
Перца,
Драматизма - брак
Не признал, 
Не утвердил.
Вот результат -
Душа офицера
И его пажа, увы, тотчас
Окаменела. И царедворцы - родственнички, умелые
В интригах,
Расстарались: дали
До поры счастливой молодой
Чете почувствовать, понять мощь
Раздражения, разочарования,
Гнева и грозы монарха.
И вот, как следствие, везде - бойкот
И формула: "здесь
Вам не рады".

Травма, травля 
Очевидна. 
Мрак. 
Черная
Депрессия.
Князь в ней тонул
Всё глубже.
Страдал. 
И также Лина. Кризис назревал.
И однажды,
В пасмурный денек
(Когда
Князь хмур был, но трезв,
Задумчив,
Адекватен)
Произошел
Такой, примерно,
Диалог:

(Лина) 
"Сашенька, любимый!
Нет сил и дальше так жить и так
Страдать.
Средства
У нас 
Есть.
Давай
Уедем 
За границу.
Там
Не столь жестоки
Нравы.
Знаешь, 
Я в нужде 
Росла, 
И потому - практична.
(Ты помнишь? -
Я как-то
Говорила) 
Ведь у меня там 
Корни
И ребенок. Уверена,
Что 
Ты его полюбишь.
Будет
Полная 
Счастливая 
Семья. Я в опере 
Предполагаю 
Травиату петь. Представь! И петь
С Карузо. Предложения
Из Гранд-Опера 
Заманчивые есть.
Ну, как тебе эта идея дикая?"

(Князь) "Дорогая! Извини. Боюсь, 
Ты главного пока не поняла.
Уверен:
Мы с тобой -
Нервных, больных на голову 
Сontrol
Freak's-ов и садистов
Жертвы:
Наши страдания - 
Это 
Кайф для них. 
Суровая
Зависимость.
Они 
Меня
Не выпустят так
Просто. 
Ты слышала, чтоб кто-то
Зависимый,
К примеру,
От наркоты и сам 
Вдруг отказался? Замуровали
Демоны. Нужно время, чтобы
Придумать, замутить
Тайный и парадоксальный,
Плутовской 
Заход 
Какой-то,
Неожиданный и эффективный.
Полагаю
Совершенно 
Ты теперь уверена, 
Что 
К искусству итальянскому
Я совсем не равнодушен.
"Похищение
Ганимеда"4 помнишь?
Говорят, что 
Мастеру моделью Томазо
Кавальери
Был,
Как ты, и юный, и прекрасный,
И, возможно, 
Пращур 
Твой.
Теперь
И я не прочь, чтобы
Меня похитили...
"В том-то 
И забава,
Чтобы
Минера 
Взорвать его же миной... 
Право, 
Есть некое 
Изящество 
И как будто 
Даже 
Прелесть 
В том,
Когда
Две хитрости и две интриги
Столкнутся лбом"5

А ты,... Да, да, я видел эти
Приглашения
В Америку,
Во Францию
И заскучал...Ну, что ж? -
Перевернем
Страницу.
Одна езжай. Не забывай,
Пиши. Я буду очень рад
И горд
Твоим успехом. На
Встречу вскоре там,
За кордоном,
Я надеюсь.
Прощай!"

И так без слез, без горечи
Истерик, буднично
Расстались... Что князь теперь свободен, стало
Немедленно известно
При Дворе
(И кто бы сомневался?).
Давно, но до поры,
Казалось, безумно, безнадежно
В князя влюбленная светлейшая княжна1,
Так удивительно
Похожая
На Лину,
Как судьбоносный
Шанс всю эту новость
Приняла...

Цвету волос,
Прическе,
Аксессуарам
И одежде, даже парфюму придала
Немыслимое сходство.
Усиленно искусством и, особенно, 
Вокалом
Зажглась и завелась, и занялась.
Наивная, а, может быть, супер разумная (как знать?) -
Это сработало.
На девушку - аддикта нежного 
Князь обратил внимание.

- (Князь) "Любезная светлейшая!
Не коротко,
Но всё же мы знакомы. Вы знаете,
Я опытен, искренен и наблюдателен, но скрытен.
Наш
С вами разговор -
Не для чужих ушей.
Зачем весь этот
Флёр и маскарад?- Причины
Я как-будто понял:
К моему
Стыду и горю,
К публично униженной
Персоне моей вы неравнодушны. Поверьте,
Оценил участие. Благодарю.
Но пообещать
Любовь,
Увы, я не могу
(А вы ее достойны,
Несомненно!).
И выбросьте
Из головы
Эти девичьи фантазии.
Ах, вы всё-таки настаиваете,
На официальном браке? - Невероятно! Но,
Позвольте,
Ведь это что ж? -
Блеф
Будет, бутафория и фикция...
Вас это не смутит, устроит, и неужто да?

- (Княжна) И мне тогда
Позвольте,
Князь, наш содержательный,
Но строгий краткий диалог
Дополнить.
И всего-то
Два-три слова.

- O, do please, сударыня, извольте!

- Как Плевако6 и как вы, так
Теперь и я
Разочарована:
"Не верю,
Чтобы люди,
Власть серьёзно
О добре, любви
Или думали
О боге,
Злодеяние задумав, насилие,
Интригу подлую, подлог". И как итог:
Я всем сердцем - с вами, в вашем
Тайном благородном ордене,
Клубе или партии... Ведь верно,
Вы согласны, да?-
Вот. И, надеюсь, до могилы,
Навсегда.

- Ну и характер, не хрупкий, право!
Сдаюсь. Что ж, тогда... Поговорим
О моих (а теперь и о наших общих,
И уже как бы почти "семейных", полагаю!)
Планах
В Европу скорого
Отъезда..."
Послесловие:
Брак - Пиррова победа консерваторов квасных -
Немедля
Состоялся.
Молодожены
Надолго, не только на медовый месяц,
Прибыли в Париж. С Линой встретились
И обнялись, и объяснились...

Забавно! Часто встречая
Вместе всех троих
(И с детьми впоследствии),
Парижанин деликатный,
В оценках точный, толерантный,
Назвал вот эти годы
Счастья их,
Увы, недолгого -
Безусловным
"Арабским
Браком на троих"7.

    1      Александр Владимирович Барятинский (1870-1910), князь, выпускник элитного Пажеского корпуса, гвардейский
            офицер; связь с Кавальери - с 1897, согласно завещанию, князь был похоронен во Флоренции, на родине Кавальери; в
            официальном браке князь  с 1902, его жена  - Екатерина Александровна (1878-1952), в девичестве светлейшая
            княжна Юрьевская  (В замужествах Барятинская, затем Оболенская), младшая дочь императора Александра 11,
            известная в Европе певица.
     
      2      Известный исторический анекдот: М.А. Милорадович, военачальник, в русско-турецкой войне (1806-1812)       
            освободивший Бухарест (1807), упал в обморок от неожиданности, когда увидел "перформанс" от благодарных         
            арнаутов (во дворце, выделенном в качестве  резиденции, - множество  подсвеченных факелами и насаженных на   
            копья голов турецких солдат). Воспитанник и любимец Суворова, выдающийся полководец в войнах с Наполеоном отчаянную храбрость в                характере неожиданно сочетал с острой чувствительностью и даже с театральностью. Французы называли его "русским Баярдом". Прозвище              получил в связи с хвастливым нравом, гонором и склонностью к ярким "акцентам и довескам" в  мундире (в этом был сходен с Мюратом).

      3     Лина Кавальери (1874-1944), международная знаменитость начала ХХ в., оперная певица, актриса, первая
             фотомодель,"самая красивая женщина мира", в недолгом замужестве (1908) за Р. Чендлером, до конца жизни
             называлась княгиней Барятинской, трагически погибла при бомбежке, спасая драгоценные для нее подарки князя.

      4     Знаменитое полотно Микеланджело

      5     Адаптированная цитата. В. Шекспир. Гамлет. Пер. М.Л. Лозинского

      6     Упоминание и далее тезис из речи в суде (1874) известного адвоката Ф.Н. Плевако (процесс игуменьи   
             Митрофании). Послужил Островскому импульсом в создании пьесы "Волки и овцы"(1875). Есть 
             подозрение, что и "хештэг" К.С. Станиславского - "не верю" корнями - из того же тезиса.

      7     Похоже, что среди "русской богемы" той поры в Париже такие отношения не являлись чем-то исключительным:
             аналогичное "family" имело место, например, в близкой Дягилеву группе авангардистов 
             М. Ларионов - Н. Гончарова - О. Розенфельд - А. Томилина. Они формировались, начиная с реальных прототипов персонажей романа Н.Г.                 Чернышевского "Что делать" И.М. Сеченова, М. Боковой и ее мужа  


Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама