Произведение «УтопиЯ 25»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 75 +2
Дата:

УтопиЯ 25

25
По всей видимости необходимо из книги Иоанна привести некоторые отрывки, чтобы раскрыть мысленный посыл, к которому я пришел индивидуально в своих поисках, но не без постороннего участия. У меня нет уверенности в том, что я на верном пути, так как я все подвергаю сомнению, особенно с учетом того что в данный момент я впервые ступаю на совершенно незнакомую территорию. Как оказалось, эта территория ранее осваивалась самыми разнообразными группами гностиков и их опыт практически безвозвратно утерян. Кое-что можно узнать о гностиках из обрывочных сведений их обвинителей и из рукописей чудесным образом обнаруженных в 1945 году, так называемая египетская библиотека Наг-Хаммади, но первое знакомство с этими материалами все-таки не позволяет мне на сто процентов синхронизироваться с их разнообразными доктринами. На самом деле я не знаю всех нюансов их учений, да мне в принципе этого и не нужно, ниже объясню почему. Самое ценное для меня в учении гностиков - это их краеугольный камень, на котором и были выстроены многочисленные гностические системы. Что это за краеугольный камень? Дело в том, что непонятным для меня образом я изначально и сам отталкивался от этого самого камня, но я не мог сформулировать его описание, я только интуитивно ощущал его контуры, поэтому, когда я прочитал его формулировку, которая и отличала гностические направления от всех остальных, то я был весьма удивлен такому совпадению. Как в той сказке «Пойди туда не знаю куда и найди то, не знаю что». В моем случае оказалось нужно зайти на пустошь гностицизма и на перепутье разнообразных гностических троп упереться в огромный камень. Так что это за камень? Для этого достаточно Википедии:
- Гностицизм - не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гносис») Бога, или личное общение верующего с ним;
- Последователи гностицизма ставили личное духовное знание («гносис») выше ортодоксальных учений, традиций и авторитета традиционных религиозных институтов;
- Гностики считали главным элементом спасения прямое познание верховной божественности в форме мистического или эзотерического постижения. Многие гностические тексты имеют дело не с концепциями греха и раскаяния, а с иллюзией и просветлением;
- Тем не менее ранние гностические учителя, такие как Валентин считали свои верования соответствующими христианству. В гностической христианской традиции Христос рассматривается как божественное существо, принявшее человеческую форму, чтобы привести человечество обратно к Свету;
- В гностицизме содержание гносиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гносиса само по себе спасительно;
- Гностики не хотели довольствоваться простой, бесхитростной верой, а стремились «познать» (γνώσις = знание), понять и «углубить» свою веру. Методом такого осмысления стало у гностиков аллегорическое, символическое истолкование мифов. Гностики были убеждены в том, что получающиеся при этом системы представляют собой «знание», далеко возвышающееся над простой и наивной верой тех, кто не задумывается над содержанием религиозно-мифологических верований и понимает его буквально. Впоследствии принцип «гносиса» — проникновения в тайный смысл религиозных откровений - становится принципом всей последующей христианской экзегетики.
Если в двух словах, то «знание» открывается ищущему его и именно этому «знанию» следует отдавать предпочтение перед доктринами, которые не объясняют элементарные вещи, а говорят лишь - верь, так как самые умные уже все решили и за тебя в том числе, а на любую критику отвечают только агрессией. Здесь конечно необходимо заметить, что нужно уметь различать «знание», получаемое в виде осознаний, так как оно может быть не из того Источника, но это особая тема, которую я уже неоднократно освещал.
Итак, несколько отрывков из книги Иоанна:
- «Блаженный же Мать-и-Отец, благотворящий и милосердный, сжалился над силой матери, унесенной первым архонтом, и еще, что они одолеют душевное и чувственное тело. И Он послал Духом Своим благотворящим и великомилостивым, помощника Адаму — Мысль светлую. Она из Него и названа Зоей (Жизнью), и она служит всему творению, сострадая ему, восстанавливая его в его полноту, и наставляя его о его нисхождении в семя, наставляя его о пути восхождения, пути, по которому оно взойдет. И Мысль света сокрыта в Адаме, чтобы архонты не поняли, но она станет, Мысль, исправлением изъяна матери»;
- «И явился человек из-за отблеска света, пребывающего в нем, и его мысль вознеслась над сотворившими его. Согласившись, они увидели, что вознесена его мысль. Они составили совет с архонтством и всем ангельством. Они взяли пламя и землю, и воду, они смешали их друг с другом и с четырьмя ветрами палящими, и они соединили их в друг друга, и они сотворили великий мятеж, и они унесли его в тень смерти, чтобы слепить вновь из земли, и воды, и огня, и духа вещественного, то есть неведения тьмы и похоти и подражательного духа, то есть могила вновь вылепленного тела, то, чем облекли человека разбойники, узы забвения. И он стал человеком смертным. Это первый вышедший и первый разделенный. Мысль же света, которая была в нем, пробуждала его мысль»;
- «И первый архонт напоил их водой забвения, чтобы они не узнали, откуда они».
Из этих отрывков следует, что человек пребывает в неведении, но в нем есть «Мысль светлая», которая может помочь человеку, правда для этого человеку придётся потрудиться. «Мысль светлую» следует искать внутри своего сознания и когда удастся активизировать ее, пробудить, то она будет помощником и советчиком, но это очень сложно сделать. Насколько сложно? Христос для этого сорок дней постился, пребывая в непрестанной молитве. Будда Шакьямуни для этого сорок девять дней пребывал в медитации. Так, что да, это не просто. У христианских подвижников уходили десятилетия для того, чтобы обрести мир и гармонию в душе и это были единичные случаи. Например, старец Софроний Сахаров по всей видимости за свою долгую и насыщенную жизнь, полную неимоверных страданий и молитвенных подвигов, в полной мере так и не обрел этого состояния, хотя лучших книг по этой теме, чем его книги я не встречал, в то время как его наставник Силуан Афонский похоже, что сподобился обрести этот дар.
По всей видимости основной принцип гностиков был принят на вооружение некоторыми древними христианскими подвижниками и принцип умной молитвы проистекает как раз из этого принципа. Если внимательно читать труды Софрония Сахарова, то они направлены на индивидуальное познание Творца, в то время как согласно многочисленным соборам и постановлениям подобные практики были запрещены. Вот и получается, что все христианские подвижники, достигшие просветления, практиковали принцип обретения «знания» свыше благодаря своим индивидуальным аскетическим практикам не в соответствии с христианскими догмами, а в большей части вопреки им.
У Софрония Сахарова мы можем прочитать, что при первых созерцательных практиках можно добиться лицезрения «света невещественного», но это не Божественный свет, это свет собственной души, так как она имеет в себе «искру Божию». Многие подвижники, по словам старца Софрония, останавливаются на этом уровне, считая, что достигли способности зреть «невещественный Божественный свет». Дальнейшие аскетические практики, включающие более сложные способы исполнения «умной молитвы» некоторым подвижникам позволяют добиться способности лицезреть уже непосредственно «невещественный Божественный Свет» и достигая этого уровня состояния сознания им открываются осознания, недоступные никому другому и даже при всем своем желании, поделиться подобной информацией невозможно, так как нет слов и понятий, которыми можно было бы это описать.
Таким образом, благодаря книге Иоанна, приходит понимание того, чем именно занимались христианские подвижники и почему они могли достичь невозмутимого состояния, а всем остальным христианам это недоступно, на что указывал и преподобный Иоанн Кронштадский. Также буддийская концепция по обретению состояния буддовости для достижения состояния Пробуждения во время медитативных практик удивительным образом перекликается с тем, о чем говорится в книге Иоанна.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама