Глава 7 - Информация и развитие души, влияние здоровья
Качество есть тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество
Гегель
И продолжить можно все с тех же вопросов образования, которые вполне связаны с нашим психическим здоровьем. Дело в том, что сейчас в мире зафиксировано такое явление, как функциональная неграмотность. Конечно, в своей основе она существовала и раньше, просто именно сейчас, на фоне развития информационных технологий, стала проявляться действительно сильно.
Во многом это походит на задержку психического развития (ЗПР). Только в данном случае это задержка, которая плавно переросла в постоянное отставание и собирается таковым оставаться. Обладателя функциональной неграмотности нельзя назвать олигофреном в прямом значении этого термина, но у этого человека действительно начинают проявляться качества умственно отсталых людей. И с каждым годом процент обладателей данным симптомом только растет. Даже в России он уже доходит до 34 процентов среди подрастающего поколения. В США ситуация ещё хуже, там и до пятидесяти процентов кое-где дотягивает.
Но что это всё-таки такое? Совсем не зря меня потянуло вспоминать термины из дефектологии, педагогической коррекции, олигофренопедагогики. Все эти науки занимаются изучением проблем, возникающих при различных умственных и психических недостатках. А здесь, как и в любой науке – раз есть недостатки, значит, что-то не учитывается.
Функциональная неграмотность есть прямое следствие злоупотреблением информационными технологиями. Люди, страдающие подобной вещью, вполне могут читать, писать – и при этом не желают делать выводы, находить смысл. Им нужна разжеванная идея, в обратном случае они просто не хотят её воспринимать. И это происходит отнюдь не только со сложными техническими вещами, подобное стало проникать и на социальные уровни развития, отражаясь буквально на всём, даже просто на чувствительности. Совсем не зря в последнее время в литературе появились антиутопии, рассказывающие о таких мирах, где люди живут в однообразной серой действительности, не умея радоваться и любить, а заодно злиться и вредить. Прошлого зла не осталось потому, что такие люди стали практически овощами – и вероятнее всего, уже в скором будущем реально станут ими. Тогда у них злом будут жучки.
Так уж устроена природа, если чем-то не пользуешься, оно быстро исчезнет. Уже в следующем поколении у подобных людей начнут нарастать психофизиологические недостатки, закрепляющиеся и на генетическом уровне. И хотя вряд ли это сразу станет чем-то критическим, проблем это в любом случае прибавит.
Отражается функциональная неграмотность, похоже, и просто на индивидуальном уровне развития психики. Такие люди более эгоистичны, что уже проявляется, например, среди современных детей. Опаздывая и входя в класс, они говорят: «Я войду?», а не «Можно мне войти, пожалуйста», и это не грубость. Они будто сокращают само собой разумеющееся славословие. И подобное в их поведение проявляется на всех уровнях социума. Это не показатель невоспитанности. Просто такой человек подобным образом воспринимает общение. Он говорит в первую очередь о самом себе – ведь в той же Сети редко бывает по-другому.
Некоторые исследователи всё это также называют «клиповым мышлением». Ясно одно - под каким бы названием это не шло, оно уже значительно влияет на психику молодежи.
Данное явление в той или иной степени отразилось на всех людях младше двадцати пяти - тридцати лет. Т.е. на всех тех, что росли при повсеместном расцвете информационных технологий. А теперь, когда это поколение включается в общественные процессы, клиповое мышление отражается и на всех деталях современного общества, включая и такие глобальные, как экономика и политика.
Исправить же ситуацию трудно, поскольку образование всегда должно даваться вовремя, начиная с грудничков. Но как это сделать, если при той же бихевиористической рационалистической парадигме такое и вовсе стараются не замечать, ответить трудно.
Почему же происходит всё это разрастание функциональной безграмотности? Вот тут подходим к рассмотрению развития человека со стороны медицины. Дело в том, что «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕНО ТЕМ, насколько в первые три года два полушария снабжаются перекрёстной «сетью проводов». Неиспользованные соединения, которые исчисляются единицей с множеством нолей — исчезают. В три года таких временных связей несколько триллионов (нам не постичь умом это число). Это в два раза (!) больше, чем у взрослого человека! Отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга…».
А ведь ещё совсем недавно считалось, что новорожденные не способны что-либо понимать и уметь. Сегодня же ученые приходят к выводам, что именно в период новорожденности человек находится на пике формирования своих возможностей. И если этим правильно воспользоваться, человек будет гением.
Но на протяжении всего двадцатого века многие медики считали, что новорожденный не имеет каких-либо особых чувств и ощущений, кроме тех, что обеспечивают выживание. Дескать, младенец не понимает слов, а, значит, и не имеет никаких интеллектуальных способностей. Это как если бы про автомобиль утверждали, что раз водитель не знает ПДД, значит, и автомобиль для поездок не годен.
В целом, получается, если использовать информационные аналогии, то человек в новорождённом виде это чистый носитель с максимально расширенными возможностями восприятия информации. Далее следует его загрузка. В каждый период развития человечества это делалось в меру доступных возможностей – через устное воспитание, книги, теперь добавились интернет и компьютеры.
Собственно, эти самые возможности всегда и определяли основу текущей эпохи, а не вовсе то, из чего были сделаны наши инструменты (камень, бронза, железо) как это говорил Маркс и любители материалистических теорий. Ведь если информацией обмениваться, имея словарный запас сто слов – как это было у пещерных племен, то и получив железо и бронзу в подарок, много не наработаешь. И даже потомки не все поймут по примитивным рисункам на стенах пещер.
А если уж говорить о классовых теориях, то лишь в тридцатые годы прошлого века у человечества появилась действительно серьезная прослойка людей, работа которых во многом крутилась именно вокруг информации. Я говорю о бюрократии, к которой позже присоединилось немало офисных работников. Прямая связь с информационными технологиями позволила бюрократии доминировать в нашем обществе, причем как в соц.лагере, так и у капиталистов.
Но наше современное общество предпочитало не выделять тех, кто работал с информацией как отдельный социальный класс. Не замечает и того, что информационные технологии меняют ту самую загрузку человека, как носителя информации. У нас нет выработанного подхода, который бы все это учитывал. И наша молодежь сейчас привыкает к глобальным потокам информации вокруг, делая это путем наименьшего сопротивления. Ведь трудно воспринимать всё последовательно при такой массовости подаваемой информации. Куда проще делать это по принципу музыкальных клипов – когда везде выхватываются лишь центральные детали, позволяющие, тем не менее, составить неплохую целостную картину и заполнить тем самым носитель, откинув напрочь все «лишние» соединения и связи в мозгу.
И это, естественно, начинает проявляться на физическом уровне. При таком восприятии человеку становится куда труднее выстраивать логические цепи и тем более отрабатывать собственные модели происходящего вокруг. Ведь для этого нужно учитывать и более мелкие детали - а подобная психика неспособна их замечать.
Так разум человека приспосабливается к текущей ситуации, стремясь на подсознательном уровне облегчить себя жизнь. И это уже в свою очередь начинает отражаться и на целостности нашего психического и физического здоровья. Начинают нарастать отклонения, которые пока что мы или терпим, или вовсе их не замечаем, принимая как должное.
И сейчас наступает момент, когда подобная функциональная неграмотность уже начинает размывать и определение понятия «личность». Тем более у человечества в этом вопросе и раньше не наблюдалось научного единства.
Ведь люди давно не могут дать определение нормальной «личности» – зачастую формулировки сильно разнятся и даже противоречат друг другу в конечных тезисах. Тут само определение зависит от огромного количества факторов, начиная с природных и заканчивая социальными. Быть может, ошибка заключается в том, что определение дают или с приземленных, личных позиций, или, в лучшем случае, с материалистичных, когда факторы, составляющие общую формулу, берутся с внешних сторон, показывающих личность. Т.е. как человек уживается в обществе, что он может, что у него имеется в плане здоровья, ума и прочего.
Самое общее определение: «личность это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием».
Хотя те же психологи заявляют, что нет однозначного определения личности, и начинают размышлять о качествах уже индивида, уходя, таким образом, в дебри терминологии.
Но, может, здесь надо было искать определение не через текущие качества? А начать, например, с того, что есть у данного человека для саморазвития. Т.е. тот самый рост и развитие души – той тонкой грани в сознании, что воспринимает окружающий мир, меняясь вместе с ним. Мне, кажется, душа и даёт возможность нам быть личностями, оценивающими мир вокруг, она задаёт основные рамки в этой оценке. И если есть возможность роста такого сознания – значит, есть и личность. А вокруг него нормальное общество с возможностями для его развития.
У человечества давно есть неплохой инструмент для определения возможностей роста личности. Мы обычно называем это культурой. Ведь в ней собрано всё, в чём, так или иначе, воплощается творчество человека.
И, судя по всему, способность творить показывает, как развивается, меняется душа. В первую очередь, наверное, всё-таки перемены. Ведь изменения могут происходить и в обратную сторону (деградация), а творчество это некий перекресток, который можно пройти по-разному или не пройти вовсе, зависит уже от самой души. Фактически жажда подобных изменений окружающего мира и самого себя есть в каждом из нас, даже если это природные инстинкты, такие как желание родить и воспитать ребенка. Просто некоторым из нас недостаточно полученных от Бога первичных возможностей и полей развития. И такие люди начинают дополнительный поиск, который становится заметен и в социуме вокруг. В обществе это и называют творчеством.
В индуизме, буддизме такая деятельность считается показателем высокого уровня развития души – что не делает её
Хочу сказать пару матершинных слов по поводу этого понятия.
Если говорить о России то функциональная неграмотность в первую очередь связана с тем, что русский язык начали переделывать под английский.
Инструкция по настройке телевизора начинается с того как настроить какую-то функцию название которой не имеет перевода и для чего она необходима пояснений не даётся.
Хотя изначально надо объяснить как включить телевизор. Очерёдность действий настройки телевизора запутана.
Даже адрес на конверте заставляют писать не "на деревню дедушке", а "дедушке на деревню".
Документы, которые составляют нынешние юристы вообще не поддаются осмыслению.
Там любой договор состоит из стольких пунктов, что пока дочитаешь до середины, забудешь, что было написано в начале.
Словоблудие в законодательном творчестве зашкаливает.
На мой взгляд всё это имеет явные признаки диверсии против русского языка.
Своё влияние на явление названное функциональная неграмотность оказывает и развитие цифровых технологий.
Подавляющее большинство людей имеет образное мышление, для которого цифровые технологии представляются
сложными для понимания.
Люди с абстрактным мышлением, прекрасно ориентируются в цифровых технологиях. Это даёт им возможность занимать руководящие должности и вести дела с использованием абстрактного мышления, которого не было в прежние времена, и вообще недоступно для понимания людей с образным мышлением.