Имеющий уши да услышит...
Автограф Пушкина или автопортрет с Онегиным на набережной Невы. Пушкин "наше всё". Недавно я писал как он шёл от Ерика-Фонтанной через Какушкин мост, потом по Съезжей (ныне Столярному переулку) и до Петропавловской крепости. Она виднеется на рисунке силуэтом на другом берегу Невы и шпиль её не чёткий, словно в дымке. Вид со стороны Зимнего дворца. А статьёй ниже я заподозрил Пушкина в невежестве, но не в том смысле, о чём в эпиграмме
Вот перешед чрез мост Какушкин,
Опершись ж***й о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
Нет, совсем по другому поводу - он мост назвал Кокушкин! Такого быть не может, подумал я тогда. Не будь он Пушкин. И выправил строку на Какушкин, а потом стал интересоваться историей моста, и точно! Пушкин проживал в то время, когда мост официально именовали по фамилии купца Василия Какушкина. Какая фамилия, такой и мост, чего уж нос-то воротить... Однако нет. При жизни Пушкина мост был Какушкин. Лет через 35 после того, как не стало Пушкина, мост переименовали в Кокушкин. Мог ли знать Поэт, что такое произойдёт? Или обладать даром предвидения... Конечно же, мог! Шучу. Просто, какой-то умник, совершенно не подумавши, взял да и поменял наименование мосту, а заодно и переулку. Фамилию купца менять не стали, тот умер лет 150 назад, но наследникам пришлось. Это я уже предполагаю. Многие россияне не могут понять, отчего они Кокушкины? или Пушкины...
Так вот. Начал я рифмовать (стихами увлекаюсь) совершенно бессмысленно: Пушкин-Какушкин-ушки на макушке и ещё с дюжину (кукушка, матушка, тушка, пушка, сушка, ракушка), но, как только дошёл до слова кружка, я всё и сразу понял. Он бы не стал просто так её искать... Большая кружка! Может так и назвать эссе, да и вынести на суд читателя? Выпьем с горя. Я ещё не знаю как назвать, но смысл статьи в этимологии, то есть происхождении прозвища: пУшк-ин с учётом родословной, а во-первых, особенностей русского языка, коему он был основоположник. И начну с заслуг от рождения.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка. Кто не знает Пушкина, зачем я это пишу? Все знают, подумалось, но знакомство продолжаю. Что у нас ещё есть в сети, этакого... Учился плохо, бабушка обманывать не станет, вот и пишет о Саше: "Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины" - переживала бабушка за судьбу Саши, как и все бабушки за внуков даже больше, чем за сыновей...
Дядя по отцу, Василий Львович был самых честных правил и поэтом круга Карамзина. Привёз Пушкина из Москвы в Царскосельский лицей на открытие, да началась война с французом, Пушкин потерял год, занятия начались с 1813 года. Царь сдал под учебное заведение комнаты своих дочерей. Студентов набралось с полсотни, проживали тут же. Большие и высоченные залы были поделены на комнатки в две кровати с минимальными удобствами перегородками 2 метра высотой. Вполне приличная казарма для сыновей из сословия. Специально туда ходил посмотреть на быт и на оценки студентов. Так и есть - троечник. Ребята учились 6 лет и всё это время им не разрешалось покидать территории училища, но был огромный парк, который заложила ещё Елизавета Петровна. Не буду отнимать время. Папа, мама, дети и всё древо - это есть у библиографов. Чего нет, скажу. На Мойке 12, в квартире-музее в одной из комнат на стене против окна висит икона. Посетители становятся полукругом к экскурсоводу (спиной к ней), о чём-то слушают и перемещаются в следующую комнату. Под иконой на стульчике сидит смотрительница (лет 80-90), я остался чтобы сделать фото и спросил, что за Богоматерь? Не узнал, редкая икона. Оказалось, Козельщанская - семейная икона рода Пушкиных. О значении слова (зелье/зло) есть статья о Злынке и Козельске, будет время - загляните, с каким таким злом борется вся наидобрейшая половина человечества.
Квартира-музей это два этажа здания у речки Мойки, вблизи Зимнего дворца, то есть Эрмитажа (в переводе с фр. - приют странника). Так как Пушкина описывают сейчас, он должен быть баснословно богатым и состоятельным человеком уже при жизни, подумал я. Отнюдь, а в чём секрет? Семья не имела собственного жилья в Петербурге, Поэт вечно по уши в долгах. Я ничего не могу поделать с собственными мыслями. Противоречивый образ. Хочется составить собственное впечатление о Пушкине, кто он? И кем был. Певец империи, ближайшее окружение - сплошь богатые люди, друзья - советники при дворе, сам вхож к царю, писал на заказ из казны, допущен к архивам. Для того их и учили в отрыве от света, не разрешая общаться даже с родителями. Правда, вскоре царь Николай станет личным цензором (после восстания декабристов и "Гавриилиады" заведут уголовное дело на Поэта). А по просьбе Пушкина сменить цензора и назначить другого, в виду неудобства печатному делу (журнал стал выходить не регулярно), из-за длительных отсутствий царя в столице, то ему приставили сначала одного цензора, а затем и шестерых... Певцу империи.
Всё что писано и сказано кем-то, безусловно знать читателю полезно - русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века - ну, куда ещё поцеловать? Да не сводивший конца с концами. Это второе, что не укладывается в моей голове, с заоблачным образом. А особенно примечательно, как хоронили. Ночью вынесли тело, уложили в сани, укрыли гроб соломой и в сопровождении офицера повезли через Лугу и Псков в Пушкиногорье... Народ только и ахнул,
- Убили, гады!
Студентам было запрещено приближаться к дому (по указу царя), во дворе же было тесно от простого люда день и ночь. Жаль, что нет ни одной тонкой книжицы, да такой, чтобы от самого Основателя столпа да автографом, да без ремарок и купюр. Вот как на фото. Несколько лет искал письма Пушкина в сборнике или нечто подобное, пока не понял, что занятие то бессмысленное. Но однажды крупно повезло, будучи в Михайловском посчастливилось купить книгу (автор А. Александров, называется "Пушкин против Петербурга"), в которой только письма его родственников, чиновников, цензора, членов царской семьи, участников ду-Элей, доктора В. И. Даля, дежурившего последние трое суток у постели умирающего в квартире на Мойке, 12. Оказывается, они только что познакомились. Составитель словаря Даль не смог опубликовать при жизни свои труды, т.к. цензура не разрешала этого делать. Но я не о том хотел сказать, не в Дале дело, и даже не почему ду-Эль (так писали раньше). Книга составлена исключительно из писем, подобранных в хронологическом порядке того времени, чуть ли не от рождения и до смерти Александра Сергеевича. Без каких либо слов вообще от составителя и издателя, кроме названия. В ней есть несколько писем Пушкина, адресаты разные, в основном касается семейных отношений, денег, и пару писем приёмному отцу дуэлянта, иностранному послу и графу. Кому интересно прочтите оригинал. Аннотациям и измышлениям вокруг и около давно уже не верится. Сколько людей, столько и мнений. Его любили и ненавидели, возвышали и отрицали, кому страшен как чёрт, кому мил. Жена же, первая красавица столицы и вообще Пушкин нравился женщинам, да женщин просто не понять, как и нашу историю с википедией. Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его: «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…». Согласитесь, интонация дамы несколько с высока, но оценивающая...
Пушкин, будучи «певцом империи» - не якшался с новой знатью (с его же слов), крещёный безбожник, учитывая эпиграммы попам и сказки о Балде (во множестве сюжетов). Постоянно нуждался в деньгах. Письмо от царя Николая умирающему Пушкину принёс друг и наставник В. Жуковский, в котором было написано буквально следующее, своими словами, что если тот примет священника, то царь оплатит все долги семьи, издаст произведения за свой счёт в пользу жены и детей. А долги были не малые, порядка 140 тысяч рублей за апартаменты, плюс долги другим лицам, в казну. Ночью привели первого встречного, отпустить с миром. Царь сдержал слово, плюс выплатил детям по 10 тысяч и вдове 40 тысяч рублей. Целое состояние.
Владимир Одоевский в некрологе на смерть Пушкина дал ему образное определение: «Солнце нашей поэзии» (зашло), которое стало крылатым выражением в форме: «Солнце русской поэзии». В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е) Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал Пушкина «первым поэтом-художником России». Ф. М. Достоевский отмечал, что «в "Онегине", в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения». Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): «А Пушкин — наше всё». С полным понимание того, всё. А самому Пушкину нравилась "Полтава" более всего (на которую мало обращали внимания), наверное, так оно и бывает. Хвалят что не нравится автору, и наоборот.
Расцвет научной пушкинистики в России начала XX века связан с созданием Пушкинского дома в 1905 году. Отчасти знаком с этим Домом и его работниками, не переходя на личности, но трижды отправлял письма и трижды оставался без ответа. Имел счастье беседовать с кураторами "Слова о полку" (ученики Д. С. Лихачёва), впечатление, что они об оригинальном прочтении "Слова", ничего и слухом не слыхивали и ведать не ведали в силу образованности на прежних образцах. Так бывает, когда прилежно учишься. Глупо вот что. Законсервировать памятник истории правкой до неузнаваемости - это невозможно. Язык - это такая штука, которая сама в себе, язык - это конструкция, которая из деталей. Совершенно невозможно прикрыться даже именем Пушкина, умоляю вас... Повесть оказалась столь крепкой конструкцией, что её не удалось сломать манипуляциями со знаками препинания. Первым осознал это, как раз сам Александр Сергеевич Пушкин, обложившись переводчиками языков, он даже перед смертью продолжал над ней работать. Вот
| Помогли сайту Реклама Праздники |